Праздник человекопожирателей

 Новосибирские священник, фольклорист, историк и видеорежиссёр — о сущности Хэллоуина  30.10.2015, 15:51

Елена Могелюк
журналист
подходящие темы
Праздник человекопожирателей
Фото с сайта bz-berlin.de

Народная примета: если в ленте социальной сети появилось много гротескных тыкв, привидений и ведьм на мётлах, скорее всего, приближается Хэллоуин. Праздник, восходящий корнями к языческим ритуалам древних кельтов, в XXI веке продолжают с размахом отмечать в англоязычных странах. В России он до недавнего времени считался просто поводом для неформальной вечеринки, но в свете участившихся нападок на него со стороны церкви и государственных лиц отмечать Хэллоуин становится постыдно и почти преступно. Накануне праздника корреспондент Сиб.фм пообщался со священником, историком, фольклористом, а также обычными жителями Новосибирска, которые рассказали, за что они любят и ненавидят ночь накануне Дня Всех Святых.

«Это нечисть так радуется...»

«Человеку от Бога дан образ. Если мы с вами наворачиваем всего-всего — мы лишаемся этого божьего образа и обезображиваемся. Что плохого в хэллоуинском маскараде — это вопрос для каждого из нас. Если вы верите, что, когда человек связывает себя напрямую с нечистой силой, это никаким образом не вредит его дальнейшей жизни, значит вы ничего не увидите в этом плохого.

Но когда мой ребёнок надевает на себя костюм беса, я понимаю, что сейчас эта нечисть так радуется и потирает копытами оттого, что чистый образ, чистое дитя превращается в того же самого беса.


Костюмы, в которые рядились на Святки: коза, медведь, лось, барин, цыган, бродяга, разбойник, смерть, покойник, кикимора, чёрт, ведьма и т.д.

Посмотрите с точки зрения эстетического восприятия на Хэллоуин: здесь у нас только чудовища, с кровью, с вампирской символикой — настоящие человекопожиратели. Пожиратели эмоционального состояния и психической сферы либо просто телесные пожиратели», — рассказала заведующая отделом традиционной культуры областного центра русского фольклора и этнографии Любовь Суровяк.

По её мнению, в русской культуре аналогов Хэллоуина нет, хотя на Святки всё же существовала традиция ряженых, которые примеряли на себя три основных образа славянской мифологии: медведя, козы и журавля. Первый олицетворял мужскую силу и богатство, второй — плодородие и деторождение, а третий выступал вестником всего светлого.

«В этом ключе „тёмный“ европейский праздник — полная противоположность славянскому маскараду», — заключила Суровяк.

«Праздник для того, чтобы люди не сходили с ума...»

«Когда ещё можно так жутко накраситься, надеть драные колготки, драное платье и поиграть в ведьму? В другой момент придёшь в таком наряде в клуб — не пустят, выгонят. Почему нет? Весёлый интересный праздник, можно посмотреть, насколько люди креативны, самой можно попробовать проявить какую-либо фантазию.

Сейчас осень, это ужасное время года. Оно давит. Давит своими тучами, а праздник и придуман для того, чтобы люди не сходили с ума.


Как отмечали Хэллоуин в Новосибирске в 2013 году

Мне кажется, хороший праздник. И почему бы не воспользоваться возможностью повеселиться? Да, мы несколько отходим от своих традиций, но ничего противоестественного в праздновании Хэллоуина я не вижу. Считаю, что славянские традиционные праздники хороши, но они не для современного мира, они все идут от церкви, а её влияние сейчас невелико», — считает Кристина, администратор магазина «Красный куб».

Для видеорежиссёра Александра Хэллоуин — в первую очередь возможность продвинуть своё хобби — изготовление страшных масок.

«В России похожего праздника нет, поэтому экшеновых мероприятий не хватает, вот Хэллоуин и полюбился. Человек хочет оторваться по-прикольному, а не просто за бокалом пива. Считаю, что этот праздник под собой не имеет никакой религиозной подоплёки, поэтому молодёжь, отмечающую Хэллоуин, нельзя называть дьяволопоклонниками. Нет оснований.

Печально, что у нас в стране нет своих праздников, ориентированных на молодых. А если и есть какие-то, то они без доли фантастики и романтики.

Хэллоуин приносит с собой атмосферу мрачной романтики, а многие молодые люди всегда к ней и стремятся», — заключил Александр.

«Поклонение тёмным силам»

«Суть Хэллоуина — поклонение тёмным силам. Прообразом праздника является кельтский фестиваль Самхейн, названный так по имени древнего бога смерти. К католической вере он не имеет никакого отношения. В своё время Антон Ла-Вей [основатель „Церкви Сатаны“, — прим. Сиб.фм] объявил его самым главным праздником сатанистов.

В России часто к нему относятся как к карнавалу страшилок, но это не только игра — всё намного серьёзнее. В странах, где сатанизм проявляет себя, именно в ночь с 31 октября на 1 ноября больше всего совершается ритуальных жертв.

Дети и молодёжь смотрят на Хэллоуин как на весёлый карнавал, но злому духу всё равно, как его почитают — сознательно или бессознательно», — считает настоятель католического Кафедрального собора Преображения Господня Андрей Дуклевски.


Московские православные активисты назвали Хэллоуин «оккупационным праздником»

Он также пояснил, что христианская церковь считает праздник опасным. Накануне священники проводят профилактические беседы, призывающие прихожан сторониться всех мероприятий языческого праздника.

«Это междумирье и межвременье»

По мнению историка, аспиранта Сургутского педагогического университета Евгении Щербины, несмотря на усиливающуюся в официальной российской повестке неприязнь к Хеллоуину, у этого праздника, восходящего корнями к древнекельтскому Самайну, есть аналог в русской культуре — Святки. Чтобы увидеть глубинное сходство, достаточно сравнить структуру того и другого.

«Самайн был праздником Нового года для древнего населения Британских островов — крестьян-скотоводов. Он знаменовал конец тепла и света, символическое умирание мира, завершение годового цикла и начало цикла нового.

Это было переходное время, и сознание людей воспринимало его буквально как пограничье миров: этого и потустороннего, живого и мёртвого, мира людей и мира духов.

Говорить, что это был праздник «бога смерти», — неправильно. У кельтов-язычников не было понимания о некоем едином божестве. Для них священной являлась вся природа, в которой тесно переплетены процессы жизни и смерти.


Костры и свечи, которые зажигают на Хэллоуин, призваны помочь душам мёртвых попасть в иной мир

Поэтому на Хеллоуин гадали — так как открывались ворота в потусторонний мир, узнать будущее было легче. В это время рядились, чтобы защититься от нечистых сил, почитали умерших и проводили ритуалы на умножение жизненных благ.

Ту же функцию в традиционной русской культуре несли Святки, отмечаемые в промежутке между 6 и 19 января по новому стилю. Тот же переход от старого года к новому, те же корни, восходящие к языческим обрядам, связанным с наступлением нового солнечного года. И граница между мирами точно так же стиралась в сознании русских крестьян.

Так что нечисть на Руси тоже буйствовала в это время. Вспомним «Ночь перед Рождеством». Гоголь был блестящим знатоком русской культуры, и, конечно, вся чертовщина в его самом сказочном произведении происходит именно в Сочельник, то есть в начале святочной недели.

В России на Святки совершались ритуальные трапезы, и часть пищи выставляли в окно, чтобы души умерших могли прийти и вкусить их. Аналогичный обычай вплоть до недавнего времени существовал в Ирландии: там в окно выставляли свечи, чтобы души могли «прилететь на огонёк» и поесть. Такое обрядовое кормление предков, ставших уже частью природы, приобщало живых к бесконечному круговороту жизни и смерти.


В Российской империи существовал закон, запрещавший во время Святок «заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни»

Сравните рождественское колядование в России и обычай европейских и американских детей ходить по домам, собирая сладости, — суть одна. Что до святочных гаданий, то даже церковь в дореволюционной России смотрела на них сквозь пальцы, хотя это было и остаётся наиболее ярким языческим элементом праздника.

Что характерно, Святки, как и Хеллоуин, считались праздником в первую очередь молодёжи. В это время на Руси парням и девушкам позволялось и даже предписывалось гулять, веселиться, ходить в гости, заводить знакомства и налаживать контакты. Святочные недели были временем активного образования брачных пар.

Оба праздника — и русский, и кельтский — выжили спустя тысячелетия, встроившись в христианскую культуру. Хеллоуин — в католический День Всех Святых, а Святки — в православный календарь. Именно на Святки приходится один из главных православных праздников — Рождество Христово. Сейчас оба праздника превратились скорее в повод весело провести время. Но глубинный смысл у них одинаков: переживание междумирья и межвременья, рождение нового года, новой природы и нового человека.

ВКонтакте
G+
OK
 
Новости партнёров
Комментарии

Редакция Сиб.фм призывает к конструктивной и взвешенной дискуссии по теме опубликованного материала. Недопустимы и удаляются комментарии, которые нарушают действующее законодательство, содержат призывы к агрессии, оскорбления любого характера, либо не относятся к теме публикации. Редакция не несёт ответственности за содержание комментариев.

самое популярное
присоединяйтесь!