сегодня
19 марта, 10:20
пробки
5/10
курсы валют
usd 91.98 | eur 100.2
сегодня
19 марта, 10:20
пробки
5/10
курсы валют
usd 91.98 | eur 100.2

Театр высокого разрешения

Фотографии предоставлены Центром культуры и отдыха «Победа»

Кинотеатр «Победа» продолжает трансляцию спектаклей лучших театров мира, созданных специально для показа на большом экране. В зимнюю серию проекта «TheatreHD», программа которого расписана вплоть до начала февраля, вошли как современные авангардные, так и классические постановки, недавние премьеры и признанные шедевры сценического искусства в исполнении известных актёров театра и кино. Корреспондент Сиб.фм рассказывает о том, что такое театр высокого разрешения и что стоит отметить из афиши проекта.

Фото Театр высокого разрешения 2

Фото Театр высокого разрешения 3
Робер Лепаж — канадский режиссёр театра и кино, постановщик шоу Цирка дю Солей и концертов Питера Гэбриэла

В зимней программе «Победы» представлено десять спектаклей — опера, драматические постановки, балет и образцы синтетического зрелищного жанра. Список исполнителей выглядит внушительно — Пласидо Доминго, Кеннет Брана, Джонни Ли Миллер, Иэн МакКеллен, Бенедикт Камбербэтч. Впечатляют и имена создателей — от новоиспечённого худрука «Комеди Франсез» Эрика Рюфа до самого влиятельного канадского режиссёра Робера Лепажа, на сей раз экспериментирующего на сцене Metropolitan Opera. Особое внимание следует обратить на нашумевшего «Франкенштейна», переплавленную в прозу историю «Ромео и Джульетты» и мировую премьеру оперы «Любовь издалека», трансляция которой проходит по горячим следам мировой премьеры.

Театр высокого разрешения по праву может считаться новым видом искусства, синтезирующим «живой» театр и современные кинотехнологии.

Фото Театр высокого разрешения 4
Metropolitan Opera — оперная труппа, основанная в 1880 году в Нью-Йорке. Базируется в Линкольн-центре, в специально построенном здании

Каждый спектакль — оригинальный продукт, созданный профессиональной командой операторов, сценаристов, переводчиков и режиссёров таким образом, чтобы удовлетворить вкус искушённых поклонников театра и вместе с тем привлечь внимание непосвящённой аудитории. История HD-театра началась в 2006 году, когда Питер Гелб, генеральный менеджер знаменитой Metropolitan Opera, во всеуслышание заявил о том, что ведущая оперная компания мира находится на краю финансовой пропасти. Во имя спасения некогда самой богатой театральной труппы Америки Гелб предложил реализовать несколько смелых проектов, в том числе запись и последующую трансляцию на большом экране лучших спектаклей театра.

Показы должны были повысить кассовые сборы, изменить отношение людей к оперному жанру, привлечь внимание молодой аудитории и наладить контакт с поклонниками оперы по всему миру.

Первые трансляции оказались вполне успешными в плане посещаемости и коммерциализации.

Фото Театр высокого разрешения 5
3 августа 1778 года постановкой оперы Антонио Сальери «Признанная Европа» открылся театр «Ла Скала»

Вскоре театральные постановки вошли в постоянную афишу кинотеатров всех континентов, кроме Антарктиды, а набирающий обороты проект взяли на вооружение лондонские Ковент-Гарден, Английская национальная опера и шекспировский театр «Глобус», парижская «Комеди Франсез», венская «Штаатсопер», итальянская «Ла Скала», московский Большой театр и множество других театральных компаний.

В 2011 году к трансляции на широком экране спектаклей ведущих театров Европы и Америки подключилась и Россия. Благодаря просветительскому проекту «TheatreHD», организатором которого выступило арт-объединение CoolConnections, «онлайн-театр» стал доступен 40 городам страны. В Новосибирске о запуске альтернативного контента объявил кинотеатр «Победа». Новость звучала волнующе: ведь вниманию публики предлагались не запыленные архивы, а наиболее заметные постановки самых разных жанров, эстетик и вкусовых предпочтений. Географически удалённый от крупнейших центров музыкально-театральной культуры зритель получил уникальную возможность, не покидая родной город, присутствовать на спектаклях, о которых сегодня говорит весь мир.

Фото Театр высокого разрешения 6

3,9 тысячи мест в зале Metropolitan Opera

Слово «присутствие» здесь отнюдь не случайно. «TheatreHD» — это не только цифровое качество звука и изображения, позволяющее оценить нюансы актёрской игры, насладиться музыкальным сопровождением и рассмотреть все тонкости постановочного решения, но и полное погружение в пространство спектакля. Показ начинается с панорамы сцены и зала. Заканчивается — поклонами.

Зритель видит интерьеры легендарных театров, слушает настройку оркестра, наблюдает за тем, как гаснет свет, затихает публика, раздвигается и задвигается занавес.

А в антракте и вовсе оказывается за кулисами, где монтировщики меняют декорации, гримёры колдуют над образами, актёры и режиссёры дают интервью — эксклюзивный бонус для каждой трансляции.

Программа TheatreHD — зима 2016

Драматический театр

«Франкенштейн: Ли Миллер»

23 декабря, 19:30

12 фильмов снял Дэнни Бойл, поставив также церемонию открытия летних Олимпийских игр в Лондоне

«Франкенштейн» — один из самых популярных спектаклей программы «TheatreHD». Постановку пьесы Ника Дира по мотивам одноимённого романа Мэри Шелли осуществил известный кинорежиссёр и организатор массовых зрелищ Дэнни Бойл («На игле», «Миллионер из трущоб», «Транс»). Премьера состоялась на сцене Королевского национального Театра в Лондоне в 2011 году и вскоре после первых показов на зрителя транслировалась в ведущих кинотеатрах Европы и Америки. Спектакль был признан «центральным событием театрального мира Британии», а исполнители главных ролей — актёры Бенедикт Камбербэтч и Джонни Ли Миллер — удостоились высокой награды, премии Лоуренса Оливье.

Историю знают все: доктор Виктор Франкенштейн вдыхает жизнь в тело, созданное из частей разных умерших людей. Однако, в ужасе от безобразности своего творения, бросает его на произвол судьбы. Одинокое, уродливое, по-детски невинное существо ждёт от мира доверия и любви, но повсюду сталкивается лишь со злобой, жестокостью и ненавистью. Окончательно отчаявшись, оно клянётся разыскать своего создателя и отомстить ему самым страшным образом.

Фото Театр высокого разрешения 7

60,5 минут — длительность изданного на CD саундтрека к спектаклю «Франкенштейн» в исполнении дуэта Underworld

Ключевая идея постановки Дэнни Бойла заключается в том, что исполнители от спектакля к спектаклю меняются ролями. Если Бенедикт Камбербэтч («Шерлок», «Стартрек: Возмездие», «Пятая власть», «Игра в имитацию», «Доктор Стрэндж») исполняет роль Создания, то Ли Миллер («Хакеры», «На игле», «Элай Стоун», «Элементарно») играет Доктора Франкенштейна. Если Франкенштейн достаётся Камбербэтчу, то за Создание отвечает Ли Миллер. В этой трансформации, по мнению режиссёра, отражается главная мысль произведения: человек — уязвимое и несовершенное существо, которое способно и покорять самые невероятные высоты, и разрушать всё до основания. И в том, и в другом человек до крайности эгоистичен, а потому катастрофа неминуема.

«Комедиант»

Фото Театр высокого разрешения 8
Кеннет Брана — лауреат премий BAFTA и «Эмми», премии Венецианского кинофестиваля за лучшую режиссуру

24 декабря
Постановка театральной компании Кеннета Браны
В роли Арчи Райса — Кеннет Брана
Пьеса Джона Осборна
Режиссёр Роб Эшфорд

Британский актёр театра и кино, кинорежиссёр, сценарист и продюсер Кеннет Брана получил всемирную известность благодаря многочисленным экранизациям пьес Шекспира. Однако в рамках проекта «TheatreHD» он изменил своим пристрастиям и обратился к пьесе Джона Осборна, культового британского автора 50–60-х годов ХХ века. Главный герой «Комедианта» — звезда мюзик-холла Арчи Райс, отчаянно пытающийся остановить время и не отпустить уходящую до конца эпоху доброй старой Англии. Арчи Райс похож на заводную куклу, на автомат с чётко прописанной не одним поколением программой, который рвётся на свободу, но не способен вырваться, даже переживая самые сильные потрясения.

Фото Театр высокого разрешения 9

Для полного погружения в роль комика сэр Кеннет Брана несколько месяцев потратил на уроки стендапа: смешить людей не так-то просто, даже если ты великий актер. Но герою Браны куда труднее — он совсем не уверен в своем даровании, да и в себе самом как человеке тоже. Действие спектакля разворачивается на фоне послевоенной Британии и возрождает дух старых мюзик-холлов. Смех сквозь слезы, смех в маске арлекина, скрывающей настоящую боль, — такие истории всегда резонируют в сердцах зрителей, которые, волею автора пьесы, видят героя без маски.

«Ромео и Джульетта»

Фото Театр высокого разрешения 10
«Комеди Франсез» — единственный репертуарный театр во Франции, финансируемый правительством. Основан в 1680 году декретом короля Людовика XIV

11 января 2017 года 18.45
Постановка театра «Комеди Франсез»

«Ромео и Джульетта» — первая постановка актёра, сценографа и режиссёра Эрика Рюфа на посту художественного руководителя «Комеди Франсез». Создатель спектакля решил, что современные прочтения пьесы Шекспира слишком погрязли в романтических клише, поэтому счёл нужным освободить текст от традиции трагической поэзии. За основу Рюф берёт прозаический перевод XIX века, выполненный сыном Гюго, Франсуа-Виктором. История Ромео и Джульетты помещена в период конца 30-х годов ХХ века, эпоху короткой передышки между страшными войнами. Действие происходит в беднейшем районе южной Италии, а Капулетти и Монтекки представляют собой не аристократические фамилии, а два мелких мафиозных клана.

Фото Театр высокого разрешения 11

39 пьес для театра написано Джоном Осборном, одним из лидеров движения «Рассерженные молодые люди»

Начавшись под ослепительным солнцем, история заканчивается под мрачными сводами катакомб — нет места более страшного и магического для трагического единения возлюбленных со смертью. «В этой пьесе скрыто „Чёрное солнце“, знак безнадёжности и отчаяния, именно над ним и надо работать», — полагает режиссёр спектакля Эрик Рюф. — Пьеса наводит на мысль о скрытой стороне человеческой души: идеология мужской чести терзает женщин, губит мужчин и воздвигает надгробия там, где могли бы счастливо распахиваться любовные ложа«.

«Опасные связи»

16 января, 11:30, 25 января, 18:45
Вслед за «Кориоланом» лондонский театр «Донмар» представляет вниманию зрителей новую долгожданную постановку — спектакль «Опасные связи».

Фото Театр высокого разрешения 12

Фото Театр высокого разрешения 13
41 Earlham Street — адрес лондонского театра Донмар Уэрхаус, в самом центре Уэст-Энда

В 1782 году знаменитый роман Шодерло де Лакло о сексе, интригах и предательстве в дореволюционной Франции вызвал настоящий фурор во всём мире. Двести лет спустя пьеса Кристофера Хэмптона по мотивам романа вызывала схожий резонанс в театральной сфере, отхватив главные британские театральные премии — имени Лоуренса Оливье и газеты Evening Standard в категории «Лучшая пьеса». Возобновлённая постановка Джози Рурк отмечает тридцатилетие произведения. В ролях: Элейн Кэссиди, Доминик Уэст, Уна Стаббс, Эдвард Холкрофт, Джэнет МакТир.

«Ничья земля»

18 января, 18:45, 23 января, 11:45
Постановка Stuart Thompson and Playful Production (Великобритания)

Фото Театр высокого разрешения 14

Фото Театр высокого разрешения 15
В 2005 году Гарольд Пинтер стал лауреатом Нобелевской премии по литературе

Исполнители ролей профессора Ксавьера и Магнито, заклятых врагов в «Людях Икс», Патрик Стюарт и Иэн МакКеллен воплотят на сцене образы героев пьесы театра абсурда «Ничья земля» Гарольда Пинтера. В постановке под руководством режиссёра Шона Матиаса, лауреата Каннского фестиваля в номинации «Приз молодёжного жюри (иностранное кино)», они сыграют двух пожилых писателей-аристократов, которые встречаются в пабе пропустить по стаканчику — и так увлекаются, что продолжают глубоко за полночь, уже на дому.

Чем выше растёт батарея пустых бутылок, тем невероятнее становятся байки литераторов, и вскоре невинная болтовня двух старых друзей становится крайне напряжённой.

А когда в доме появляются двое сурово настроенных молодых людей, дела приобретают ещё более серьёзный оборот.

«Гамлет: Камбербэтч»

28 декабря, 19:30

«Гамлет» — спектакль лондонского центра «Барбикан» по пьесе Уильяма Шекспира, записанный в рамках проекта Королевского национального театра NTL. Пьеса — триллер на все времена: королевская семья разваливается на части: король убит, его коварный брат взошёл на трон. Принц Гамлет, впавший в отчаяние, вынужден мстить за смерть своего отца — и сложившаяся при дворе ситуация ставит под угрозу не только безопасность всей страны, но и рассудок принца.

Фото Театр высокого разрешения 16

225 ярдов — расстояние от современного театра «Глобус» до того места, где стоял театр во время Шекспира

Постановка 2015 года с Бенедиктом Камбербэтчем в заглавной роли предлагает новую интерпретацию классической трагедии: сюжет разыгрывается во вневременном пространстве, где современные элементы вписаны в антураж викторианской эпохи. Режиссёром выступила Линдси Тёрнер, удостоенная премии Лоуренса Оливье в категории «лучший режиссёр» за постановку «Химерика» в Театре Гарольда Пинтера.

«Ричард II»

1 февраля, 19:00
Постановка театра «Глобус» (Великобритания)

Фото Театр высокого разрешения 17

Фото Театр высокого разрешения 18
«Ричард II» — одна из немногих шекспировских пьес, которая целиком написана стихами и не содержит прозаических вставок

Режиссёр Саймон Годвин предлагает динамичный взгляд на историческую хронику Уильяма Шекспира, в которой жестокость соседствует с иронией. Чарльз Эдвардс, снимавшийся в сериале «Аббатство Даунтон» и фильме «Филомена», берётся за главную роль в спектакле, рассказывающем о бремени королевского сана и о непреодолимых силах, способных уничтожить монарха. Яркие цвета и красочные костюмы, задействованные в исторической постановке легендарного лондонского Шекспировского театра, отлично смотрятся на большом экране.

Балет

«Щелкунчик»

31 декабря, 12:00, 4 января, 15:00
Музыка — Пётр Ильич Чайковский
Хореография — Юрий Григорович
Либретто — Юрий Григорович (по одноимённой сказке Э. Т. А. Гофмана с использованием мотивов сценария М. Петипа)
Сценография и костюмы — Симон Вирсаладзе

Если «Щелкунчик» — самая новогодняя из всех сказок, то балет Юрия Григоровича — самый новогодний из всех «Щелкунчиков».

Знаменитая интерпретация сказочного сюжета впервые была представлена на сцене Большого театра в 1968 году и до сих пор создаёт праздничное рождественское настроение всем театралам Европы. Вниманию зрителей проекта «TheatreHD» предлагается запись, сделанная в России в 2014 году.

С первых тактов музыки, с первой снежинкой, летящей над сценой, неизбежно появляется предвкушение настоящего праздника. Девочки в нарядных платьицах, мальчики с сабельками, чудесные игрушки Дроссельмейера — и, наконец, под самую прекрасную и волнующую музыку растёт ёлка, превращая взрослых циничных зрителей в ожидающих чуда детей.

Фото Театр высокого разрешения 19

Сказочности истории добавляют, конечно, и прекрасные артисты: одна из любимых балерин Григоровича — Анна Никулина в роли Маши и статный красавец Денис Родькин в роли Щелкунчика-принца.

Опера

«Любовь издалека»

14 января, 18:45

«Любовь издалека» — самая интригующая оперная постановка сезона, мировая премьера которой состоялась буквально на днях — 1 декабря 2016 года.

Режиссёром-постановщиком спектакля выступил знаменитый канадец Робер Лепаж, называемый критиками крупнейшим театральным режиссёром-авангардистом современности.

Оперу на либретто ливанского романиста Амина Маалуфа создал финский композитор Кайя Саариахо. «Любовь издалека» стала первой оперой, написанной женщиной, которую поставили на сцене Метрополитен-опера с 1903 года. В основе — подлинная, пусть и похожая на сказку, история принца де Блаи, трубадура XII века Жофре Рюделя. Он страстно любил графиню Триполитанскую, сложил в честь её красоты уйму стихов, но никогда не видел девушки, зная о её достоинствах лишь по рассказам паломников и друга. Рюдель отправился в крестовый поход, в странствиях заболел и скончался на руках прекрасной дамы.

Фото Театр высокого разрешения 20

Партию средневекового трубадура, мечтающего о далёкой любви, исполнил Эрик Оуэнс. Его возлюбленную спела Сюзанна Филипс, а Тамара Мамфорд блестяще справилась с ролью Пилигрима. В постановке Лепажа использованы сотни светодиодных ламп, создающих образ моря, которое разделило любящие сердца. За дирижёрским пультом — Сусанна Мялкки.

«Набукко»

28 января, 15:00
Постановка Metropolitan Opera

Фото Театр высокого разрешения 21

Фото Театр высокого разрешения 22
К 587 году до н. э. относится сюжет оперы Верди «Набукко» о бедствиях евреев при царе Навуходоносоре II

«Набукко» — стопроцентный оперный хит, премьера которого состоялась в далёком 1842 году. С тех пор различные интерпретации истории ассирийского царя Навуходоносора II (Набукко — сокращённая версия его труднопроизносимого имени), пленённой израильтянами дочери его Фенене, возлюбленного Фенены — племянника царя Иерусалима Измаиле и коварной Абигайль, внебрачной дочери Набукко, ставшей владычицей Вавилона, не покидают афиши ведущих оперных театров мира. Вот и спектакль-ветеран, созданный под музыкальным руководством Джеймса Ливайна, идёт на сцене Metropolitan Opera уже больше 15 лет. Заглавную партию ассирийского царя исполняет царственный Пласидо Доминго, не менее могущественный и знаменитый, чем его герой.

Загрузка...