Жужа, Федя и кино

 О запасе терпения режиссёра Олега Флянгольца  17.02.2012, 07:07
были упомянуты
подходящие темы
Жужа, Федя и кино
Фотографии Александры Поповой

Лучшим фильмом российского кинофестиваля «Кинотавр-2011» стала картина «Безразличие» Олега Флянгольца. Лента, снятая на чёрно-белую плёнку, пролежала двадцать лет под кроватью автора, куда тот запрятал историю любви своего главного героя. Сдуть пыль с коробок заставил режиссёра Фёдор Бондарчук — исполнитель главной роли в фильме. Представляя картину в новосибирском кинотеатре «Победа», Флянгольц признался журналисту Сиб.фм, что таким кино на раритетный автомобиль не накопишь.

Почему так долго фильм оставался незаконченным? Вы его начали снимать, когда вам было всего двадцать два, а завершили взрослым мужчиной за сорок пять.

Просто руки не доходили. Но я помнил о нём все эти годы — что он лежит у меня под кроватью, и потому кровать не прогибается. В это время меня другие вещи увлекали — я клипы музыкальные снимал, в основном рок-групп, иногда попсовых — для денег. А кино мне не хотелось снимать. Потом с Фёдором встретились. Я привёз фильм про Виктора Цоя на фестиваль в Израиль, и он меня спросил, что с тем материалом, который снимали сто лет назад. И решили его сделать.

Бондарчук дал денег на съёмку?

Нет, это была государственная поддержка. А в 1989-м, когда я начинал, на плёнку дала деньги мама. В общем-то, фильм родился спонтанно — за неделю был написан сценарий. И когда я снова к нему вернулся, то решил, что оставлю его, как придумал молодым человеком, пытался не перемудрить.

Сейчас я бы другой фильм снял, не такой наивный. Но я хотел сохранить себя в нём того, двадцатилетнего.


В 2011 году фурор произвёл чёрно-белый фильм «Артист» Мишеля Азанавичуса: 3 статуэтки премии «Золотой глобус», 12 номинаций на премию BAFTA и 10 на премию «Оскар»

Как встретили эту ленту снявшиеся в ней артисты, увидев себя двадцать лет спустя?

Бондарчук всё время ходит и извиняется. Стесняется себя такого, может быть. Он же сейчас такой брутальный, а там романтичный. Знаю, что Светке, его жене, нравится. Это первая его большая роль в кино, хотя до этого он тоже снимался — у папы, у Озерова в «Сталинграде». В то время он как раз вернулся из армии, и я дал ему прочитать сценарий. Он сказал, что нравится, и он будет сниматься.

Позавчера в Москве на премьере была и Оля Шорина, исполнившая роль Жужи Папаниной, которую я с милицией отыскивал, потому что потерял из виду совершенно с тех пор. Оказалось, через год она уехала в Германию, жила там, но недавно в Москву вернулась. «Бандит» Сергей Брагин в Амстердаме живёт. Я не скажу его профессию сейчас, ни в коем случае... Как в кино, так и...

Главный приз «Кинотавра» стал неожиданностью?

Да, никто этого не ожидал. Федя даже статуэтку чуть не выронил.

Хотя Александр Баширов, который всех там знает, сказал мне, что не было даже сомнений и споров у жюри, какой фильм выбрать — все были за «Безразличие».

Что за история любви у вас была, благодаря которой вы кино сняли и главную героиню назвали именем реальной девушки?

Вы знаете, была девушка у меня. Я звал её Жужа Папанина. Мне просто имя это нравится — звучное, венгерское. А фамилия — уважаемого мной человека. Я её так называл, а вообще её звали по-другому.

Она тоже была старше вас, как Жужа Папанина старше героя Бондарчука?

Нет, она была младше. Вообще, в фильме девушка совершенно другая, нежели та, которой я как бы посвятил этот фильм.

Жужа любила вас?

Тогда да. Потом мы расстались. Она меня оставила — и фильм я бросил делать.


Фамилией исследователя Арктики Ивана Папанина назван также ночной клуб в Петербурге

Вы сами в любовь с первого взгляда, как в фильме, верите?

Я верю. Мне было лет семь, я в метро ехал. Рядом девушка стояла, взрослая, лет восемнадцати. Я в неё влюбился страшно. Я даже не понимал, что такое со мной.

Где теперь Жужа?

В Москве. Мы общаемся, друзья с ней всю жизнь. Друг друга поздравляем с днём рождения, с Новым годом. У неё есть ребенок, она развелась с мужем. Фильм не видела — болела, на премьеру не смогла прийти.

Наверное, ей льстит, что кино про неё сняли.

Моя теперешняя девушка ревнует: «Только не говори никому в интервью, кому ты посвятил фильм!» Может, не заметит, что я вам это рассказал, мне повезёт, меня не будут бить.

Почему фильм снят в стилистике 60-х годов? Ведь вы это время даже не помните — сами родились в 65-м.

Я очень люблю эту стилистику. Я же, кроме всего прочего, ещё и оператор, и фотограф, и рисую. Поэтому мне небезразлична форма. Когда мы начали над фильмом работать, многое из того времени ещё не исчезло.

Лужков не был ещё мэром, и рекламу на улицах не развесили, «Победы», «Волги» стояли во дворах — даже не надо было что-то специально подгонять.

Это сейчас, чтобы доделать фильм, я сидел неделю в киноархиве в Красногорске и отбирал нужные мне кадры. Там были плёнки, которые вообще никто никогда не видел.

Больше я не буду снимать про шестидесятые, но это моя одна из любимых эстетик. Я не могу объяснить, это просто страшно радует глаз. У меня у самого много вещей из того времени. Я, например, собираю переносные маленькие приёмники 50-60-х годов. Довольно-таки большая коллекция уже. К сожалению, машины того периода я не могу позволить себе коллекционировать. Тогда бы надо было другое кино снимать. Не такое авторское. Таким кино на машину не накопишь.

А нынешняя стилистика какие чувства вызывает?

Я просто не смотрю кино и всё. Многие меня корят, но мне не хочется. Хорошее кино увидишь — захочется чего-нибудь своровать из него. Я люблю придумывать сам, чтобы быть ни на кого не похожим. Понятно, что это всё витает в воздухе, но если увидишь у кого-то то, что ты сделал, то думаешь: как здорово, что это я придумал. Зачем смотреть? У меня такой принцип. Я совершенно не стремлюсь работать в том, что сейчас модно, не хочется быть в общей струе. Мне надо, чтобы было интересно для меня самого.


Следующей работой Флянгольца станет документальный фильм о группе «Алиса», которой в 2013 году исполнится 30 лет

Как восприняли ваш некоммерческий фильм зрители? Его посмотрели в Нью-Йорке, в Париже, в Риме — на двадцати фестивалях и неделях русского кино.

Везде очень хорошо принимали. Многим это действительно нравится. У меня и друзья — очень критичные товарищи, они не будут петь дифирамбы. Они сказали, что да, здорово. Не все, конечно. Но очень мало кому не понравилось.

Когда взялись за фильм второй раз, была ностальгия?

Поэтому я доделал этот фильм, чтобы убить эту ностальгию. Чтобы побороть её в себе.

Вы сами сильно изменились с тех пор?

Да, я постарел. Я стал старше и мудрее.

Наивный мальчик ещё остался, но надо это искоренять, надо семью кормить. Чувства очень мешают собраться.

Я по большей части делаю то, что мне нравится. Так легче. Хуже делать то, что тебе не нравится.

Когда вы увидели готовую картину, что почувствовали?

Облегчение... Облегчение. Я подумал: всё, я сделал фильм. Давайте перейдём к другим проектам. Кровать стала мягче, а задница теперь до пола достаёт — там, где столько лет коробки стояли.

ВКонтакте
G+
OK
 
Новости партнёров
Комментарии

Редакция Сиб.фм призывает к конструктивной и взвешенной дискуссии по теме опубликованного материала. Недопустимы и удаляются комментарии, которые нарушают действующее законодательство, содержат призывы к агрессии, оскорбления любого характера, либо не относятся к теме публикации. Редакция не несёт ответственности за содержание комментариев.

самое популярное
присоединяйтесь!