Шутки за 200

 Stand-up comedy в Новосибирске: о чём шутят горожане и кто над этим смеётся  29.08.2014, 12:01
подходящие темы
Шутки за 200
Фотографии Сергея Мордвинова

Около года назад в Новосибирске прошло первое юмористическое шоу в жанре stand-up comedy, который на Западе считается основным течением смеховой культуры. Дебют сибирских артистов прошёл в Доме молодёжи Железнодорожного района, а публика состояла из друзей самих выступающих. Но уже через несколько месяцев начинающие комики стали собирать залы известных заведений столицы Сибири. Корреспондент Сиб.фм отправился на одну из таких стендап-вечеринок и выяснил, кто такие «хеклеры», почему горожанам надоел КВН и какие слова безотказно смешат публику.

Анонс мероприятия гласит: «Вход свободный. Билет за 200 рублей можно будет купить после концерта, если вам понравилось». На вопрос, насколько успешно работает данный способ монетизации, организатор новосибирских стендап-шоу Андрей Пименов уклончиво отвечает: «Затраты на афиши с плакатами отбиваем».

— А зарабатываете как?

— Заведения платят огромные гонорары! Сами понимаете: шоу-бизнес, чеки с шестизначными цифрами, — иронично добавляет он.

— Да, и цифры эти стоят после запятой, — подхватывает сидящий неподалёку комик Алексей, заучивающий текст выступления.

За час до концерта публика начинает стекаться к дверям кабаре-кафе «Бродячая собака». Оценить новосибирский стендап хочется многим: здесь и подростки, игнорирующие возрастное ограничение шоу, и солидные мужчины в сорочках и галстуках, и взрослые семейные пары, решившие, что юмористический концерт — отличный повод встретиться с друзьями.

— Для нас не существует понятия «целевая аудитория», — рассказывает Андрей. — Мы не работаем ни на одну из возрастных категорий... Комики пишут разные шутки, которые любо нравятся зрителю, либо нет. И, как выясняется, чувство юмора у представителей разных поколений нередко одинаковое.

К восьми часам вечера все столики в зале заняты, и припозднившиеся зрители разбредаются по углам в поисках мест, где можно постоять, не мешая остальным. Юмористический марафон стартует с опозданием в двадцать минут. «Это нормально, всегда задерживают», — успокаивает нас девушка, стоящая неподалеку.

Громко играет музыка, на сцену выходит ведущая, в шуме голосов ещё не наговорившихся зрителей она выдаёт несколько коротких шуток. Сначала публика реагирует вяло, но со временем смеха становится больше. «Ну что, я разогрела зал?», — спрашивает девушка то ли себя, то ли зрителей. Публика отвечает аплодисментами.

Под композицию «I’m sexy and I know it» на сцену выходит организатор шоу.

Андрей всегда выступает первым, чтобы «принять самый сильный удар на себя».

Услышав знакомою мелодию, публика пританцовывает на стульях. Слова песни чрезвычайно точно отражают посыл выступления: комик саркастичным тоном описывает собственные сексуальные опыты, не забывая высмеять бывших партнерш. Однако публика на откровенность Андрея реагирует прохладно, и он резко меняет тему разговора:

— Недавно узнал, что в автосалонах Ferrari существуют скидочные карты, — делится он открытием с залом. — Я представил себе ситуацию: покупаю машину, а мне говорят: «К оплате четыреста тысяч долларов. У вас есть скидочная карта?». А я такой: «Блин, знаете, я дома оставил... От „Холидея“ взял, а от Ferrari — нет»... И мужик, стоящий в очереди позади, говорит: «Вот, возьмите, пожалуйста, мою», — под смех публики завершает шутку Андрей.

Андрей самый опытный комик из стендап-тусовки Новосибирска: он начал заниматься комедией три года назад, когда пробовал свои силы в небезызвестном проекте «Comedy Battle». Этот опыт и подтолкнул его к идее развития юмористической культуры в родном городе.


1 год назад проект «StandUp» вышел на экраны страны на телеканале ТНТ

— Только не пишите, что мы всё слизали с «ТНТ». — просит Андрей. — С тем же «Comedy Club» мы ничего общего не имеем и иметь не хотим. У них — сценки, песни, пародии. У нас — стендап. Это более глубокое юмористическое искусство, здесь нет смеха ради смеха. Человек делится своим мировоззрением с залом, через иронию и сарказм демонстрирует зрителю своё видение мира.

Потихоньку в зале устанавливается классическая комедийная атмосфера: зрители всё чаще подходят к стойке бара и уже сами шутят друг с другом, параллельно знакомясь. Тем временем на сцене один за другим появляются люди. Выходит Илья Музыка, актёр новосибирского драматического театра и фанат Алексея Панина, с горечью признающий, что он, «никому нахрен не известный актер».

— Мне кажется, если в нашей стране решат снять фильм про самых неизвестных актеров, то в первую очередь позвонят мне, — предполагает артист. — И то, режиссёр, скорее всего, не включит меня в итоговую версию фильма. Он подумает: «Чёрт возьми, такая многолетняя неизвестность. Грех разрушать».

Вслед за ним на сцену выходит так и не выучивший текст выступления Алексей с набором «ван-лайнов» — коротких и не связанных между собой шуток.

— Расчленяя кассира в супермаркете, маньяк Егор с улыбкой думал, в какие пакеты складывать: в большие или маленькие, — артистичным тоном читает Алексей и тут же выдаёт следующую шутку. — Виктория никогда не любила красные розы, но кто будет её спрашивать — она же в гробу!

Ведущая приглашает на сцену следующего комика. Под одобрительный гул опьянённых алкоголем и юмором зрителей появляется Зоя Яровицына, не так давно прошедшая в телеверсию московского стендап-фестиваля.

— Я встречалась с парнем, который комплексовал из-за того, что был ниже меня ростом. Поэтому он просил меня ходить на полусогнутых и сутулиться, — откровенничает с публикой девушка. — Но я очень люблю обувь на высоком каблуке, поэтому мы договорились: я ношу туфли, которые захочу, а взамен буду рассказывать всем, что у него большой член.

После словосочетания «большой член» зал начинает неистово смеяться. Девушка продолжает шутить, используя эти слова, а публика всё громче реагирует на «член».

8 ноября 1961 в эфир впервые вышел телевизионный выпуск КВН

Кто-то из зрителей решает, что общение с залом должно носить двусторонний характер, и то и дело выкрикивает разные реплики, привлекая внимание выступающей. «О, да у нас здесь хеклер», — не без злобы произносит бородатый человек, одетый в разорванные на коленях джинсы и рубашку неоправданно большого размера. Его зовут Антон Метла, через полчаса ему выходить на сцену.

— Хеклеры — это крикуны, мешающие выступать. Такие люди обычно напиваются и начинают считать себя остроумными. Неприятно, когда тебе мешают, но по большому счёту для стендапа — это нормально, даже атмосферы добавляет. Настоящий андерграунд, не какой-то там КВН, — с ухмылкой поясняет Антон.

У многих комиков и зрителей, собравшихся в зале, отношение к «весёлым и находчивым» ребятам резко отрицательное:

— КВН умер в прошлом веке: то, что мы сейчас смотрим на «Первом» больше похоже на препарирование трупа. Короче говоря, в прошлом он, этот ваш КВН. И кто знает, каким будет будущее, может вот оно, — указывает на сцену подвыпившая зрительница.

— Полностью согласен, — подключается к разговору Антон — При этом КВН сплошь состоит из ограничений.

Про это шутить нельзя, про то — тем более. А в стендапе можно всё: рамок нет, этим он и хорош.

— А недавний запрет на мат — это не рамки?

— Относительные. Сегодня, например, материться нельзя. Но есть заведения, в которых до сих пор можно. Хотя, конечно, этот закон немного сковывает. Ведь мат — серьёзный инструмент для придачи эмоциональной окраски шутки, — объясняет комик.

На сцену продолжают подниматься, сменяя друг друга, люди. За час привыкшие смеяться зрители уже по инерции сохраняют на лице улыбки даже в перерывах между выступлениями. Микрофон берёт совсем юный парень по имени Кирилл, который одним фактом своего появления на эстраде демонстрирует крайнюю степень неэффективности возрастных ограничений— ему нет ещё 18 лет.

Он нарочито робко приветствует зрителей и с напускной стеснительностью высмеивает российскую действительность:

23 апреля Госдума приняла закон, запрещающий мат на сцене, в книгах, теле- и радиоэфире

— Недавно депутаты приняли закон, запрещающий мат. Они все там что, совсем уже... это.., — не может подобрать нужных слов Кирилл.

Следующим выступает Антон Метла, который, по словам других комиков, «отличается своим одиозным, грязным и жестким юмором». Едва успев выйти на сцену, он делится с публикой радостью: «Сегодня в зале присутствует вся моя целевая аудитория. Вон те два парня у стены, спасибо вам, что пришли».

Со сцены комик развязным тоном делится своим богатым жизненным опытом:

— Однажды знакомая попросила меня посидеть с её ребенком. А я ненавижу детей. Причём этот был подвижным и всё время кричал. Наверное, потому что он был живой. И чем больше я находился с ним рядом, тем сильнее мне хотелось это исправить.

Кто-то аплодирует смелым заявлениям комика, но вместе с тем отчетливо слышится возглас одной из зрительниц: «Господи, я хочу его убить».

Бог не заставил себя долго ждать: через пару минут Антон, назвав верующих «больными и отсталыми», плеснул себе в лицо водой из стакана, чтобы «показать свою готовность постоять за свободу слова». После этого, раскинув руки в стороны, он заявил: «Я просто пытаюсь укрепить вашу веру, и прямо сейчас я пострадал за ваши грехи».

— Мне кажется, имеет смысл ориентироваться на мэтров западного стендапа, — объясняет после выступления Антон. — Там не принято, как в России, подстраиваться под зрителя, пытаться ему угодить. Многие в нашей стране думают, что существуют темы, на которые нельзя шутить. Я пытаюсь доказать, что таких тем нет.

Спустя два часа после начала шоу подходит к концу. Зрители спешно покидают помещение: кому-то очень хочется покурить, кто-то торопится домой — завтра на работу. Позитивно настроенные, но заметно уставшие люди обсуждают увиденное уже на улице:

— Вот та девочка, у которой парень с большим членом, была лучше всех, — заявляет мужчина лет сорока своему другу.

— Да, она хороша, но пацанёнок, который себе в морду водой плеснул круче, — возражает товарищ.

— А мне понравился актер, он у него такой красивый голос, да и вообще, артистизм так и прёт! — слышится женский голос с другой стороны.

Насчитав немалое количество положительных отзывов, интересуемся у зрителей, заплатил ли хоть кто-нибудь из них 200 рублей на выходе, как было предложено в анонсе мероприятия. Все единогласно ответили: «Нет».

— Если бы была обязаловка, то раскошелился бы, но вот чистых альтруистических наклонностей я не имею, — рассуждает один из зрителей. — Да и вообще, для артиста же аплодисменты — самый главный гонорар, разве не так?

ВКонтакте
G+
OK
 
Новости партнёров
Комментарии

Редакция Сиб.фм призывает к конструктивной и взвешенной дискуссии по теме опубликованного материала. Недопустимы и удаляются комментарии, которые нарушают действующее законодательство, содержат призывы к агрессии, оскорбления любого характера, либо не относятся к теме публикации. Редакция не несёт ответственности за содержание комментариев.

публикации по теме
самое популярное
присоединяйтесь!