13.04.2021 15:00

«Они все там тупые неудачники»: режиссёр Алексей Золотовицкий рассказал о премьере «Ромео и Джульетта» в Новосибирске

Фото с репетиции Валентин Копалов

Сюжетом всеми известной пьесы Шекспира «Ромео и Джульетта» никого уже не удивить, «Первый театр» и не пытается. Людям нравится переслушивать любимые песни, пересматривать любимые фильмы и сериалы, поэтому смысл новой постановки «Ромео и Джульетты» не в том, чтобы рассказать историю по-новому, а в том, чтобы насладиться ею ещё раз.

Режиссёр спектакля «Ромео и Джульетта» и солист группы «Fire Granny» Алексей Золотовицкий родился в Москве в актёрской семье. В качестве актёра сотрудничает с театром им. Вл. Маяковского, театром Наций, театром им. Ермоловой и театром «Практика». Но его актёрская карьера не ограничивается лишь театром, Алексей также снимается в кино и сериалах: «Последний Министр», «257 причин, чтобы жить», «Кто-нибудь видел мою девчонку». Режиссерские работы: «М. души» (ЦИМ), «Когда закончится война» (театр «Колесо», Тольятти), «Преследователь» (театр «Практика»), «Клятвенные девы» (ЦДР), «Самая лёгкая лодка в мире» (РАМТ), «Сделано в СССР» (театр им. Пушкина), «Свадьба» (Rēzeknes Teātris Joriks, г. Резекне, Латвия).

С «Первым театром» Алексей Золотовицкий работает впервые, поэтому познакомиться с его режиссёрской работой новосибирская публика сможет на премьере нового спектакля «Ромео и Джульетта» 21 и 22 апреля на Малой сцене театра «Красный факел».

Сейчас будет задан самый логичный вопрос, который, наверняка, Вам задали уже все.

– Почему «Ромео и Джульетта»?

Конечно.

– Логичный ответ – потому. А если серьёзно, то есть тексты, к которым любой человек нашей профессии с удовольствием готов обращаться вновь и вновь. Пока мы репетировали эту «Ромео и Джульетту», я придумал, как поставить другую. Баха же мы каждый день слушаем, и нам нравится, так же и «Ромео и Джульетта» – ставь каждый день и получай удовольствие.

Сейчас часто можно услышать фразы типа «Достоевский вечен», «Чехов вечен», «Шекспир вечен». Почему так или иначе эти тексты продолжают возвращаться на сцену?

– Какие-то возвращаются, а какие-то нет. Знаменитый и прекрасный эксперт в области театра Шекспира и гуманитарных наук Алексей Бартошевич вообще говорит, что у каждой пьесы есть своё время. Вот сейчас, например, очень много «Детей солнца» Максима Горького ставят: вчера ходил на них в «Красный факел», и совсем недавно в БДТ премьера была. Когда-то было время «Бури» Шекспира. Может быть, сейчас начинается время «Ромео и Джульетты»?

Почему человек должен прийти на эту Вашу постановку «Ромео и Джульетта»?

– Ни почему. Не хотите – не ходите. Я к тому, что режиссёр всё делает для себя, как бы он ни лукавил, говоря: «я всё делаю для зрителя» или, наоборот – «мне на зрителя наплевать». Для меня, прежде всего, важен критерий – что нравится и что интересно именно мне.

Я знаю, что Вы музыкант и у Вашей группы недавно было выступление в «Бродячей собаке». Влияет ли Ваша музыкальная деятельность на создание постановки? Может, как-то по-особому подбирается музыка? Или она вообще не подбирается?

– Я мечтаю сделать постановку в полной тишине. Потому что очень часто музыка просто прикрывает. Например, когда режиссёр ничего не придумал интересного, он музыкой декорирует, и у зрителя сразу появляется соответствующая реакция. Поэтому мне бы очень хотелось сделать спектакль без музыки. Но не сейчас. Сейчас музыки будет много. Очень.

А как она подбиралась?

– По принципу соответствия постановке. Чтобы обойтись без спойлеров, скажем так: люди моего поколения эту музыку узнают.

Вы ставили много спектаклей, среди которых «Мёртвые души» и «Сделано в СССР». Чем эта постановка отличается от того, что Вы делали прежде?

– Она отличается тем, что я делаю её в Новосибирске. Я тут никогда не был и впервые работаю с этим театром.

А что Вы вообще думаете о новосибирских театрах?

– Вчера сходил на «Детей солнца» в «Красный факел», ходил на «Снегурочку» в «Старый дом», мне понравилось, это было интересно. Я вообще благодарный зритель, мне всё нравится. Я аплодирую, когда музыка; смеюсь, когда шутят; плачу, когда просят. И на спектакли «Первого театра» я тоже хожу. И мне очень нравится. Поскорей бы им дали своё помещение. Потому что если они сейчас такие все пассионарные, что же будет, когда у них появится своё место?

Наверное, они взорвут.

– Они взорвут, да!

У многих режиссёров есть свои особые методы работы с текстами и актерами. У Вас есть оригинальный способ создания постановок?

– Я стараюсь делать, как меня учили мои мастера Олег Львович Кудряшов, Светлана Васильевна Землякова. Конечно, важно, чтобы актёры не были просто пешками в моих руках. Мы вместе стараемся всё придумывать. Это очень живой процесс, который зависит и от коллектива, и от того, как сложатся отношения, и от зрителя, конечно.

Конкретно Вам чего сейчас не хватает в российских театрах?

– Кроме денег?

Кроме денег.

– Как зрителю мне всего хватает. В Москве-то уж точно на вкус и цвет – выбирай не хочу. А как режиссёру: у нас катастрофа с организацией. То есть у нас нет отдельного театрального законодательства, поэтому все через одно место.

Должен ли режиссёр ожидать какую-то конкретную реакцию от публики?

– Нет. Я и музыкой для этого занимаюсь. К счастью или к сожалению, может, это неправильно, но если ты не получаешь удовольствие от процесса, то и зритель его не получит. Удовольствие с большой буквы «у». Ну, и немножечко философствования.

Мы привыкли, что «Ромео и Джульетта» – трагедия, а у Вас она трагикомедия. Почему?

– Объективно, пьеса Шекспира смешно написана. Там половина сцен –комедийные. А кормилица вообще всё время пошло шутит. Те, кто работают в театре, понимают и делают это. Просто, когда на афише пишут «трагикомедия», все очень удивляются. А это не я придумал, это у Шекспира так.

Как Вам работать с «Первым театром»?

– Офигенно. Отличные ребята. Я, по крайней мере, работаю с ними в своё удовольствие, не знаю, что они там после реп говорят. Может, они сидят за кулисами и ждут не дождутся, когда я уеду. Не знаю. Мне по фану, чё.

Ваша актёрская деятельность упрощает работу с актёрами во время создания постановки?

– Да фиг знает. Наверное, это помогает понимать нужды актёров, что они хотят. Может, это помогает найти более точные слова, нежели у человека, который сам на площадку никогда не выходит. То есть ты говоришь актёру: «Здесь ты сопливая жаба, а тут ты весёлый батискаф». А он отвечает: «Точно! Весёлый батискаф. Спасибо, Лёш».

«Ромео и Джульетта» – это про любовь или про глупость?

– Про глупость. Они все там тупые неудачники, все что-то планируют и ни у кого ничего не получается. Ну и любви там есть немножко... как корицы на фраппучино.