26.04.2021 18:13
«Спектакль про детей, которые наворотили дел, и всё кончилось плохо»: остросюжетный детектив о Ромео и Джульетте показали в «Первом театре»
Фото Валентина Копалова
В Новосибирске состоялась премьера трагикомедии «Ромео и Джульетта» в «Первом театре». Несмотря на то, что в финале главные герои традиционно мертвы, спектакль получился очень ироничным. Режиссёр Алексей Золотовицкий представил классическую пьесу Шекспира как остросюжетный детектив с оригинальным текстом в переводе Бориса Пастернака.
Премьера спектакля прошла на Малой сцене театра «Красный факел». Зрители увидели непривычное представление пьесы, но режиссёр и артисты уверенны: изначально Шекспир задумывал это произведение именно как комедию.
Этот спектакль много чем удивит зрителя. Ромео и Джульетта — совсем не красавчики, как принято их представлять. Карнавальная смерть настигает в спектакле шесть персонажей и даже одного зрителя. Здесь всё – игра: актёры играют в персонажей Шекспира, настольную игру, переодеваются в героев известных фильмов, компьютерных и настольных игр, мультфильмов.
Скандалы, интриги, расследования – всё то, что может увлечь широкого зрителя – живой остроумный театр с обаятельными актёрскими работами, юмором и аллюзиями к массовой культуре. Реакция у зрителей, конечно, разная.
«Бессмысленно в 2021 году пытаться рассказать историю, которую никто не знает. В мировой литературе всего 36 сюжетов, все они исследованы вдоль и поперёк, и странно идти в театр, чтобы узнать, чем закончились «Ромео и Джульетта», «Ревизор» или «Три сестры», — считает Алексей Золотовицкий. — Люди поют и перепевают одни и те же песни, смотрят и делают реплики одних и тех же картин, пересматривают и снимают ремейки одних и тех же фильмов. Испокон веков люди слушают одни и те же истории не для того чтобы узнать, что было дальше, а потому что им нравится их слушать, каждый раз открывая для себя что-то новое. У нас не было цели удивить. Мне просто нравится этот сюжет, нравятся эти нелепые персонажи, строящие замки на песке, планы, которым не суждено осуществиться, мечты, которые не сбудутся. Хотели – как лучше, получилось – как всегда. Наличие юмора и иронии не отменяет «трагедийности» сюжета, а наоборот – подчеркивает».
Роли Джульетты и Ромео исполнили актёры Дарья Колыванова и Даниил Душкин. Оба – выпускники 2020 года Новосибирского государственного театрального института (мастерская Павла Южакова). «Первый театр» стал первым в их профессиональной актёрской карьере.
«Сейчас у «Первого театра» такой период экспериментальных работ: новые тексты, новая драматургия, у нас классики практически не осталось в репертуаре. За последние три года мы не поставили ничего классического, кроме «Тартюфа», — поясняет пресс-секретарь «Первого театра» Валентин Копалов. — И когда Алексей Золотовицкий предложил поставить «Ромео и Джульетта», театр решил, что нам это будет полезно и нужно, тем более, что от актёров был запрос — сделать постановку на классическом и проверенном временем тексте. При этом у нас получился не экспериментальный спектакль, а вполне привычная постановка, сдобренная костюмами, стенографией и подбором музыки. Нет какого-то неожиданного прочтения — всё, как в пьесе. И театру понравилось, что классический текст жив сейчас и адекватен времени и пространству».
Золотовицкий, режиссёр из Москвы, в первый раз работал с актёрами «Первого театра» и быстро нашёл с ними язык.
«Первый театр» — офигенные артисты: подвижные, весёлые и пока что ещё молодые. К тому же «Ромео и Джульетта» – ранняя пьеса Шекспира, как раз рассчитанная на молодую труппу, и очень подходит актёрам «Первого театра», — говорит режиссёр.
«Если почитать оригинал пьесы и изучить её историю, то будет понятно, что это всё-таки комедия на злобу дня. Возможно, мы каких-то шуток не понимаем сейчас, которые были в оригинале 400 лет назад, — считает Копалов. — Прежде всего, это современная трагикомедия — она абсолютно адекватна времени, в котором мы живем. 14-15 лет — это дети в нынешнем понимании. И спектакль про детей, которые наворотили дел, и всё кончилось плохо. А ещё есть такой стереотип: Ромео — это Леонардо Дикаприо, а Джульетта — Анжелина Джоли. А наши Ромео и Джульетта — не голливудские красавцы, а нескладные дети, которые пытаются что-то сказать, и у них не очень получается. Они путают понятия, зажимаются. Это приближенные к реальности персонажи».
Лейтмотивом в спектакле стала песня группы Nirvana – Rape me. Её напевала Джульетта, сидя у окна. Ею же завершился спектакль.
«Мы подумали, какая песня может нравиться Джульетте? Артистка Дарья сама предложила Rape me — Nirvana. И мы подумали, что живи Джульетта сегодня, она обязательно бы слушала Linkin Park и Nirvana», — объясняет Золотовицкий.
«Ромео и Джульетта» ставила та же команда, которая работала над «Мультиками»: тот же художник, тот же хореограф, тот же художник по свету, за исключением режиссёра, который отлично с ними сработался. За художественное оформление спектакля и сценографию отвечает Александра Новосёлова. Хотя и более камерное (чем в «Мультиках») решение «Ромео и Джульетты» также впечатлило зрителей своей оригинальностью.
«И у нас получился вот такой хороший спектакль: высокая, лёгкая и трогательная комедия, которая прошла проверку зрителями. За все четыре показа никто не сказал «вы издеваетесь над классикой» или что-то в этом духе, не ушёл из зала», — говорит Валентин Копалов.
Зрители придерживаются позиции театра, что, если ставить классику — то только так и никак иначе.
«Впечатления от спектакля хорошие. Этот стёб над «Ромео и Джульеттой» — то, что сейчас нужно делать с этой пьесой, как мне кажется. Ставить серьёзно текст, который уже миллион раз звучал, — это скучно, — делится зритель Дмитрий после премьеры. — Такое, как сегодня, имеет право на существование. Меня ничего не удивило, мне просто всё это понятно: все отсылки к фильмам, сериалам и прочему. Это все отзывается сегодняшнему дню».
«Первый театр» продолжит раскрытие темы фотовыставкой «В поисках Ромео и Джульетты», на которой представлены работы восьми фотографов, которые выразили своё прочтение романа. Фотовыставка пройдёт с 28 апреля по 20 мая в Концертном зале имени Каца. Один из фотографов, участвующих в выставке, — Сергей Суховей, остался под впечатлением от спектакля.
«Хочу отметить яркую манеру, несколько стёбную, постмодернистскую — в принципе, как и то, что раньше видел у «Первого театра», — комментирует Сергей Суховей. — Я перечитывал пьесу, пересматривал классический фильм. Стилизованные моменты просматриваются и в исходной пьесе. Очень креативно и ярко решено».
Следующий показ спектакля состоится 13 мая на сцене театра «13 трамвай».