11.07.2021 11:38
Записки из закулисья: что происходит за сценой НОВАТа, когда приезжают мировые звёзды
Фото Густаво Зырянова / Сиб.фм
Театр начинается с вешалки, а репортаж Сиб.фм про гала-концерт звёзд оперы и балета в НОВАТе – с того, что происходит внутри за пару часов до того, как поднимется занавес.
Массивная дверь открывается на удивление легко. За ней начинается абсолютно другое пространство, в котором и создаётся основная часть всего репертуара театра.
Деревянный, поскрипывающий пол, прохладная темнота закулисья, по стенам — ярко светящиеся экраны, на которые выводят происходящее на сцене. Ощущается, что здесь действительно живут, а не просто приходят на работу. Но, оказывается, несколько лет назад НОВАТ производил совсем другое впечатление.
Николай Максимович Цискаридзе рассказывает о своём первом знакомстве с Новосибирским театром оперы и балета так: «Тогда он показался мне жутко страшным и запущенным. Чудовищно красивым по задумке, но ужасающим по сохранности; странно было наблюдать в таком состоянии один из главных театров страны».
Но сейчас ситуация сильно поменялась, замечает народный артист. «Здание улучшилось, всё сделано с любовью и толком. Сейчас мало театров, которые подумали обо всём, и когда тебя встречают радостные стены — это очень приятно, и, наверное, можно с артистов по-другому спрашивать».
Мы стоим в коридоре, по обеим сторонам которого — гримёрки всех участников гала-концерта. Движение здесь не прекращается: артисты уходят на сцену и возвращаются, костюмеры и гримёры приносят необходимое, административная часть театра тоже периодически оказывается неподалёку.
«На самом деле то, что сегодня увидят зрители, никакого отношения к танцам не имеет. Танцуют и поют другие артисты, а я — чуть-чуть шучу. Моя профессия танцовщика сознательно закончилась 8 лет назад, потому что танцевать, как Николай Цискаридзе, я уже физически не могу, а танцевать не так, как я сам, я не хотел», — спокойно делится артист, совсем не обращая внимания на постоянные перемещения вокруг нас.
«Я в Новосибирске действительно очень много танцевал и точно могу сказать, что это город, у которого есть свой вкус, своё понимание театра», — улыбается он.
До начала концерта меньше десяти минут, но со стороны кажется, будто внутренний темп совсем не изменился: каждый участник просто продолжает заниматься своими делами без паники и малейшей спешки. За несколько минут до поднятия занавеса нам удаётся немного поговорить с главным режиссёром Новосибирского театра оперы и балета Вячеславом Стародубцевым.
«Этот блок гала-концертов стал показателем в первую очередь для нас самих, что мы совсем не хуже мировых звёзд и способны организовать процесс, как в мировых оперно-балетных домах. Сегодня здесь такая плеяда личностей, которые отдали своё сердце и талант служению театру и искусству! В нём ведь вообще главное — личность», — вдохновенно делится режиссёр.
Программа выверена балансом между классикой и тем, чего ещё не видели в Новосибирске. Академические произведения (такие как «Кармен», «Бал-маскарад», «Тоска», «Дон Кихот», «Спартак», «Тщётная предосторожность») бесшовно перетекают в современные композиции (например, дуэт из балета «Парк» и Flashback).
Но в первую очередь было необходимо соблюсти баланс между новосибирскими и приглашёнными артистами. «И даже в этих наисложнейших условиях коронавирусной инфекции мы не потеряли уважение и любовь зрителей, не потеряли своих артистов, а были все вместе и вместе занимались таким хрупким, но настолько нужным и значительным искусством», — рассказывает Вячеслав Стародубцев.
Репетиции гала-концерта заняли 3 дня, и за это время получилось блестяще совместить хор и всех солистов: оперных и балетных, местных и приглашённых. «Мы справились только благодаря нашей потрясающей труппе!» — резюмирует режиссёр.
Со сцены легко вбегает девушка и сразу надевает тёплый жилет, а потом укутывает ноги, сидя прямо на полу. На юбилейном гала-концерте собрались примы и премьеры нескольких главных театров страны — Мариинского и Михайловского. И для многих из них Новосибирский театр оперы и балета стал почти домом.
«Это для меня второй театр после Михайловского, я регулярно танцую здесь спектакли, премьеры и гала-концерты и чувствую себя очень комфортно, как в родном театре. Новосибирская публика очень тёплая: если они полюбили, то любят надолго и всегда. И этот гала-концерт — чудесная возможность для всех артистов показать, что они умеют, насколько выросли и как это прекрасно», — подобрав под себя плотно закутанные ноги, мягко улыбается Анжелина Воронцова, прима-балерина Михайловского театра.
«Я танцую в НОВАТе с 2006 года, приезжаю сюда практически каждый месяц и всегда делаю это с большим удовольствием и энтузиазмом. Это один из основных театров в моей карьере, и публика здесь очень отзывчивая, тёплая и родная», — рассказывает Иван Васильев, премьер Михайловского театра.
Свободных мест в зале совсем нет: все билеты были раскуплены за несколько дней до юбилейного гала-концерта. Но кажется, смотреть с галёрки — иногда отдельный вид удовольствия. В этот раз с самого верхнего яруса сценический рисунок раскрылся во всей своей красоте и наполненности. Даже с высоты нескольких метров видно всё: как свет софитов обтекает кожу танцовщиков, скользит по воздуху палочка дирижёра в оркестровой яме, струится ткань по ногам балерины в отточенном прыжке. Два с половиной часа проходят быстрее щелчка пальцами.
Занавес уже опущен, горит свет, но зал аплодирует стоя ещё 15 минут.