26.07.2021 15:41
«Без Сибири вообще сложно представить современное искусство»: зачем на выставке дизайна в Новосибирске резали лимоны
Фото предоставлено организаторами
В выставочном зале смешиваются запахи концентрированной краски, нагретого дерева, новой ткани и свежих чернил. Между интерьерными рядами ловко передвигаются ходулисты — яркое солнце отражается в их блестящих, как фольга, костюмах. Экспозиция, спроектированная для Сибирской биеннале дизайна и современного искусства, разместилась сразу на нескольких этажах ГПНТБ.
«Здесь мы концентрируем весь креативный кластер Новосибирской области», — рассказывает Андрей Радаев, президент Сибирской ассоциации дизайнеров и архитекторов.
Это вторая биеннале, организованная Ассоциацией: первая прошла в 2019 году и была посвящена связям. Уже тогда событие включило не только выставку и профильные форумы, а ещё и внушительный творческий блок. «Сейчас всё масштабнее: люди стали включаться ещё сильнее, тщательнее прорабатывать концепции коллекций картин, закладывать больше философии», — делится Андрей Радаев.
В этом году на биеннале собрали дизайнеров, архитекторов и художников не только из Сибири. На два форума, организованные в рамках выставки, приехали специалисты из Воронежа, Омска, Красноярска, Казахстана и Бурятии.
В 2021 году центральной темой мероприятия стала жизнь. «Мы хотели показать, что жизнь продолжается, ни в коем случае не останавливается!» — рассказывает Олеся Сучилова, организатор выставки. «Все объекты здесь — доказательство, что талантливые люди создают в любых условиях. Каждая выставка неповторима, как и эмоции, которые любой человек получает здесь. И так наполняешься, что потом просто не понимаешь, как можно без этого дальше», — девушка широко разводит руками, словно стараясь захватить всё расположенное вокруг.
Мы проходим вдоль разноцветных, зеркальных и даже мраморных объектов, выстроенных по всему залу. Полный монтаж экспозиции занял неделю, а вот подготовка к нему и форумам началась ещё за полгода до события — это самый жёсткий минимум, необходимый для таких мероприятий.
По словам организаторов, они работают над объединением дизайна и современного искусства, потому что одно без другого попросту невозможно. «Интерьер не может состоять только из стен, пола и мебели, даже если всё это прекрасно подобрано. Ни один дизайн не будет живым без деталей, а их даёт именно современное искусство — оно приносит ту самую наполненность. Вообще ключевое здесь — поддержка. Когда в команде равнодушных нет, всё очень здорово получается!» — объясняет Олеся.
Благодаря такому синтезу дизайна и искусства и воплощаются инновации всех масштабов: от бумаги с вкраплениями кофе (которую все пытаются понюхать) до VR-симулятора ремонта с нуля.
Капсульные коллекции интерьеров занимают весь этаж с выставочным залом, но этим наполнение биеннале не ограничивается. На этаже выше разместили арт-маркет. Здесь совсем другая атмосфера: размеренная и спокойная настолько, что гости автоматически переходят на шёпот.
Стены ГПНТБ заполнились картинами, выполненными в самых разных техниках: от контрастной графики и полупрозрачной акварели до насыщенной абстракции и комиксных скетчей. В этом году к творческому кластеру биеннале присоединились не только художники: коридоры этажа, отведённого под арт-маркет, заполнились скульпторами, мастерами керамики и даже флористами.
«Без Сибири вообще сложно представить современное искусство — у нас здесь очень много талантов! И мы счастливы, что благодаря таким площадкам все могут видеть, насколько мы богаты не только ресурсами, но и талантливыми людьми», — делятся организаторы выставки.
До полудня ещё час, но солнце уже изо всех сил бьёт в высокие окна и витражные статуэтки из цветного стекла. Рядом приглушённо тикают часы: их стрелки «утоплены» в циферблат из мха.
«Креативная индустрия сейчас — это возможность монетизировать свой талант и мастерство. И для этого нужно свести творческих людей с промышленностью и производством», — объясняет Наталья Ярославцева, министр культуры Новосибирской области.
Мы проходим мимо античных бюстов, выкрашенных плотной глянцевой краской. «Креативная индустрия когда-то превращается в целые направления, из которых вырастают заводы и фабрики. И каждые подобные события не только творят веху истории, но в первую очередь помогают превратить творчество в инструмент жизни», — делится министр Ярославцева, рассматривая инсталляцию из лампочек и скрепленных тонким канатом балок.
Вторая Сибирская биеннале дизайна и современного искусства востребована не исключительно специалистами: на образовательный блок программы пришли не только дизайнеры и архитекторы. Как рассказали организаторы, всего на мероприятие зарегистрировались более двух тысяч человек — не считая тех, кто заглянул, просто проходя мимо. «Даже с детьми приходят — знакомить с искусством. На самом деле, люди готовы прийти сюда не только посмотреть на интерьеры и картины, но и ради артистов», — улыбается организатор Валерия Хазова. В этом году вечернюю часть биеннале наполнили перформансами и fashion-показами, для которых собрали представителей творческого кластера Сибири.«Сейчас много таких креативных людей-новаторов, и это круто!» — делится впечатлениями Алёна Горская, руководитель дизайн-бюро AG. Она закончила свою лекцию несколько минут назад и теперь знакомится с работами сибирских коллег.
Мы обходим столешницу из мрамора: прямо на ней, без какой-либо разделочной доски, режут лимон. Рядом рассыпаны специи, разлиты красное вино и горячий кофе. Так гости выставки могут проверить изделие на прочность. Кислые брызги снова разлетаются во все стороны, но людей становится только больше.