13.09.2021 16:15
Подиум на Красном проспекте: как новосибирские стиляги превратили главную магистраль Новосибирска в модный «Бродвей»
Фото Густаво Зырянова
Новосибирский «Музей в центре» представил выставку «Мода на Красном»: атмосфера 50-х годов позволяет увидеть, как одевались наши бабушки и дедушки, когда были молодыми.
Здесь можно увидеть 14 подлинных нарядов того времени, а также сумочки, перчатки, шляпки, кружево, бельё, шкатулки, украшения. Все предметы – из фондов Музея Новосибирска и из новосибирских семей.
Для желающих предоставлена возможность самостоятельно «полистать» два десятка винтажных нарядов, висящих на стойке.
Отдельная зона – небольшая жилая комната швеи-надомницы, принимавшей заказы на изготовление модной одежды.
Выставка основана исключительно на архивных фотографиях новосибирцев. Мы видим лица людей, которые здесь жили или продолжают жить. Снимки трогательно передают атмосферу тех дней – энтузиазм и веру в лучшее будущее.
Первых посетителей выставки «Мода на Красном» приветствовала директор Музея Новосибирска Елена Щукина:
«Тема нового музейного проекта – тема изящества и красивых женщин. Мы знаем, что на выставку придут посетители: и горожане, и гости города, которым мы доставим радость. Почему мода на Красном? Красный проспект – главная улица Новосибирска, где находилось и находится много различных организаций, учреждений культуры, где люди ходят на работу и стараются выглядеть по-деловому, стараются одеться красиво. Во время подготовки выставки нужно было выбрать определённый период, и мы выбрали 50-е годы середины XX века. Они оказались тем временем, когда самые красивые женщины стали появляться на самой главной улице нашего города. Закончилась война, страна уже восстановилась. Люди хотели не только мирной жизни, но и красоты, хотели красиво одеваться, носить украшения, использовать аксессуары. Им хотелось показать себя. Очень много солдат после войны привезли необыкновенные, незнакомые прежде нашим женщинам товары – ткани, украшения из Германии. Между странами-союзниками тоже устанавливались отношения, и постепенно европейская мода стала приходить в нашу страну».
«В первые послевоенные годы о моде практически не вспоминали, поскольку шло восстановление разрушенной страны и пострадавших городов. Мода оставалась больше военной и весьма скудной. Постепенно из обихода стали уходить большие пиджаки с огромными подплечниками и юбки длиной по колено, потому что на нормальную длину юбки не хватало ткани», – рассказывается об истории моды на планшетах выставки.
В 1947 году Кристиан Диор навсегда изменил индустрию моды, а также создал образ, который назывался «Новый облик» (New Look). Первая коллекция одежды Dior, показанная в Париже, была полной противоположностью образу 40-х годов – ткань была роскошной и объёмной, плечи мягкими, фигура – песочные часы, а короткая прямая юбка была заменена большими, пышными юбками с узкой талией. После трудностей войны все были готовы к переменам, и к началу 50-х годов уже одевались в «Новом облике».
В СССР «Новый облик» пришёл с опозданием на несколько лет. Его советское воплощение – Людмила Гурченко в фильме «Карнавальная ночь», снятом в 1953 году.
Но, что удивительно, уже в 1948 году в Новосибирске открылся Дом Моделей, третий в СССР. На смену жёстким тканям – сукну, шинельному драпу – пришли лёгкие – крепдешин, креп-жоржет, бархат, ярких цветов и оттенков. Лёгкая промышленность в 50-е годы выпускала красивые шёлковые и шифоновые ткани, что позволяло создавать новые интересные модели платьев. Они были украшены воланами, рюшами, кружевом, бантами, закладными складками.
Для повседневной носки самыми доступными тканями были ситец, штапель, сатин. В моде появилась лёгкая хлопчатобумажная ткань – мадаполам, из которой шились удобные блузы с ручной вышивкой, юбки для прогулок и отдыха. Популярные рисунки на тканях того времени: цветочки, горох и полоска.
Тёплые наряды стали шить из однотонной шерсти, часто с белыми кружевными или маленькими круглыми воротничками.
«Коллектив Дома моделей принимал участие и демонстрировал свои коллекции на Всесоюзных и международных выставках. Коллекции были представлены в Великобритании, Германии, Австрии, Франции и других странах. Созданные модели одежды тиражировались в качестве базовых для изготовления их на швейных предприятиях сибирского региона. В 1950 году в Москве проходило Всесоюзное совещание работников Домов моделей. Состоялся отбор наиболее совершенных фасонов в коллекцию общесоюзного Дома моделей, а также на международный конкурс в Варшаве. Из 15 платьев и пальто Новосибирского Дома моделей в коллекцию отобрали 11 и на международный конкурс – 4», – повествуют материалы выставки.
Музей Новосибирска рассказывает и о малоизвестном факте из истории Новосибирского Дома моделей – оказывается, в июле 1959 года его посетила Пэт Никсон – супруга президента США Ричарда Никсона, которая присутствовала на показе модной одежды «Лето 1959».
На открытии выставки «Мода на Красном» сотрудник Музея Новосибирска, её куратор Ирина Хлебникова, использовала необычный приём – все присутствующие внезапно перенеслись в 50-е годы и оказались на показе мод.
«Дорогие друзья! Сегодня мы находимся в демонстрационном зале Новосибирского Дома моделей. И хотели бы вам представить последние новинки. Показ начинаем с дамского элегантного делового костюма полуприталенного силуэта. Особенностью конструкции является цельнокройный рукав, имеющий рельефную сложную линию, переходящую в плечо. Басочка подчёркивает талию, а отлетные шлицы формируют линию бедра. В этом костюме по-новому сшита удобная юбка, по моде 1953 года. Прекрасным дополнением, декорирующим костюм, является белоснежная кружевная манишка».
Перед мысленным взором дефилировали манекенщицы, показывая лёгкие демисезонные плащи, летние наряды и платья выходного дня. Как дополнение к плащу также демонстрировались боты на цельно-резиновой подошве. Самое интересное, что боты имели полый каблук, который позволял надевать боты на туфли, что было очень удобно в прохладную погоду.
Красный проспект в 50-е годы называли местным «Бродвеем» или «Бродом», по которому прогуливалась публика, «выгуливая» новые наряды. Здесь знакомились пары, назначались свидания, дефилировали местные стиляги. Летом он буквально расцветал от лёгких шёлковых платьев, красивых блузок, изящных шляпок и туфель на каблучке. Маршрут начинался от Торгового корпуса (сейчас это здание краеведческого музея) и заканчивался возле кинотеатра им. Маяковского, который был центральным кинотеатром города. В вечернее время сюда съезжались стиляги со всего Новосибирска.
«Вот идёт мужчина в костюме свободного силуэта. Пиджак без подкладки декорирован тремя накладными карманами. На нём вышитая рубаха, которая называется «вышиванка». Его спутница одета в платье из крепдешина. Платье отрезное по линии талии, плечи спущены, воротник апаш. Летящий силуэт юбки создаёт десятиклинный крой этого платья. Чудесным дополнением является соломенная шляпка меланж и ниточка жемчужных бус», – комментирует Ирина Хлебникова.
В выходные дни горожане прогуливались не только по Красному проспекту. Излюбленными местами отдыха новосибирцев были парк культуры и отдыха имени Сталина, Заельцовский парк, набережная, Сад Кирова, парк «Берёзовая роща». В 1952 году после реконструкции открылся кинотеатр «Победа».
К походу в театр готовились заранее. Наряды «на выход» старались сшить из дорогих тканей: бархата, тафты, кружев. К ним подбирались туфли и обязательно украшения.
«На спектакли ходили, как на праздник, «при полном параде», а не прямо с работы, в джинсах и кроссовках, как сейчас, превращая театр в обычную забегаловку. Считалось неприличным прийти девушке в брюках, да её и не пропустили бы. Поэтому во время антрактов вальяжное шествие театральной публики по фойе, по чуть скрипящему лакированному паркету, представляло собой своеобразную демонстрацию нарядов. Парадные мужские клеши взрослых и наглаженные «дудки» стиляг. Рядом с «мадонной в семнадцать лет», что «на гвоздиках и в колоколе вышла в свет», можно было увидеть даму, годами далеко за бальзаковский возраст, возможно, в детстве учившуюся в ново-николаевской гимназии Павлы Смирновой, а в юности, посещавшую спектакли в летнем театре Чиндорина, что в саду «Альгамбра», – вспоминает в своём рассказе «Стиляги» Анатолий Степанович Ваганов.
Например, на торжественный приём, в театр, в гости можно было пойти в платье из шёлковой тафты, представленном на выставке. Сложностью кроя являлся огромный воротник в виде банта, который продолжался кокеткой на спине и уходил в пояс. Уместным декорированием являлся бархатный пояс и камея серебряного оттенка.
Особое место в выставочном зале занимает свадебное платье Флориды Евгеньевны Хроповой, ветерана педагогического труда, бывшего директора школы № 8 (сейчас в этом здании располагается Новосибирский городской дом учителя). Платье выглядит очень эффектно! Форму нежного лифа образуют складки высокого пояса. Платье из модной ткани – набивного капрона, который так полюбился модельерам, сшила тётя невесты в 1959 году. Пышность юбки, узкий пояс, объёмный лиф – всё это формирует силуэт в виде песочных часов. Этому платью уже 62 года, именно столько Флорида Евгеньевна прожила в счастливом браке со своим мужем, имея уже трёх правнуков.
Партнёр Музея Новосибирска в организации выставки – компания «Логос», крупнейший поставщик тканей и фурнитуры для шитья в Новосибирске. И не мудрено, ведь говорить о моде и не говорить о тканях невозможно. Руководить отдела маркетинга и продвижения компании «Логос» Максим Моторин рассказал, в каком интересном эксперименте участвовала компания.
«Наша компания занимается тканями уже 30 лет. От Музея Новосибирска поступило интересное предложение – воссоздать платье по фотографии в одном из новосибирских журналов. Наши специалисты полностью с нуля отрисовали дизайн, затем мы напечатали в нашем цеху эту ткань и на завершающем этапе пошили платье. Это показывает, что с помощью цифровой печати, современных технологий можно смело создавать свои яркие образы, взяв что-то из прошлого или из будущего. Основная задача – показать, что мы можем напечатать любую ткань и не зацикливаться на современном ассортименте».
В фойе музея можно рассмотреть только что пошитое платье, рядом с ним находится оригинальный журнал, с которого была взята эта модель. Всё, что понравилось на выставке, может стать реальностью в нарядах, если вы только пожелаете.
В экспозиции выставки неслучайно появился специальный раздел портнихи, потому что не все могли купить наряды фабричного производства и далеко не все фабрики шили то, что хотели носить наши модницы и красавицы. Тут им помогали швеи, портнихи, которые на машинках «Зингер», машинках китайского производства создавали настоящие чудеса.
На выставке можно внимательно рассмотреть дамские аксессуары, которые представлены в стеклянных витринах. Чего тут только нет: всеми любимые духи «Красная Москва», сумочки, перчатки, кружевные воротнички, бижутерия. Но есть и мужские, о предназначении которых не сразу догадаешься. Например, мужские держатели для рукавов и носков или подтяжки для носков. Если ранее подтяжки для носков носили с целью избавиться от дискомфорта постоянно спадающих носков, то уже сегодня их используют модники в качестве уникального аксессуара.
Музей Новосибирска в дополнение к этой выставке решил сделать уличную фотовыставку под названием «Городская мода». В ближайшее время она разместится на стендах у входа в Первомайский сквер со стороны улицы Ленина.
«Временной промежуток на фотовыставке побольше – конец XIX века –70-е годы XX века, – рассказывает Елена Щукина. – Мы представляем фотографии из новосибирских семейных архивов. Вы увидите, как одевались женщины, мужчины, молодёжь, дети. Хочется погрузить людей в эпоху красоты. Нам хотелось, чтобы это было не просто созерцание фотографий, но и рассказ, а что же было модного в покрое, какие были ткани, как назывались те или иные шляпки, которые мы видим на фотографии».
Сотрудники Музея Новосибирска выразили огромную благодарность Новосибирскому технологическому институту, который стал экспертом в подготовке материалов, а также горожанам, которые предоставили предметы из своих семейных архивов, предметы, которые им дороги, которые они берегут и очень аккуратно к ним относятся.
Чтобы полностью погрузиться в эпоху 50-х годов, можно перейти в соседний зал Музея документального кино и посмотреть кинохронику.
Использованы материалы выставки «Мода на Красном»