09.10.2021 11:01

«Татуировки учат нас принимать себя»: тату-мастер из Новосибирска – о том, стоит ли набивать на своём теле любимых людей и почему бесполезно делать перекрытия

Фотографии предоставлены героем публикации

Помогают ли татуировки пережить травмирующие события, можно ли не чувствовать боли на сеансах и почему перекрывать уже набитое — почти всегда плохая идея?
Журналист Сиб.фм поговорил с новосибирским тату-мастером Ядерная Зима о том, имеет ли смысл считать рисунки на себе, что будет с ними в старости и каким образом татуировки учат принимать себя.

Начнём с классики: почему люди вообще делают татуировки?

В большинстве случаев это способ фиксации — оставить с собой навсегда людей, события, воспоминания. Плюс некая сублимация в творчество: создание эскиза — искусство не только мастера, но и клиента, который приносит свою идею.

И какой-то элемент наказания себя, это же всё-таки причинение себе боли. Стремление пережить событие, которое причинило моральную боль, через физическую. Например, для меня в юном возрасте было важно пережить эмоциональное потрясение через физическую боль, и татуировка была лучшим решением. Но это понимается и осознаётся только спустя годы.

К слову, сейчас у меня нет такой тяги набить ещё татуировок, в основном корректирую старые. А если делаю новые — то не из-за того, что мне плохо, а просто потому что хочу новую татуировку, это ведь так красиво. Теперь мне больно их делать, а раньше я не чувствовала боли во время сеансов.

View this post on Instagram

Публикация от Тату Мария Зима (@nclr.wntr)

И да, татуировки — это броня. Способ защитить своё тело от голого образа, с помощью них человек будто никогда не остаётся полностью обнажённым.

А что насчёт перекрытий и сведения?

Не вижу смысла в перекрытии. Даже смотря на новую татуировку, ты ведь всё равно знаешь, что под ней делал другую. Прекрасно понимаешь, в честь какого человека, что это было для него или из-за него.

Та, первая татуировка, всё равно с тобой, она никуда не делась. Ты всё равно помнишь, что здесь — другое. И ещё больше к этому привязываешься.

Думаю, перекрывать татуировки можно, только если они сделаны по глупости. А если делаете в память о ком-то или чём-то — пусть будет. Потом, в старости, будешь смотреть на них и вспоминать, как здорово тогда было. Это уже не станет вызывать боли — время сглаживает всё, а тем более столько времени. И тогда все татуировки станут любимыми и родными.

Да, у меня были клиенты, которые делали татуировку в честь человека, а потом у меня же её перекрывали. Но, как правило, все нелепые и дурацкие татуировки, которые люди хотели перекрыть, были сделаны в армии, юности или нетрезвом состоянии, ничего сверхъестественного.

Вообще татуировки «в честь людей» — это нормально?

Смотря какие! Я против портретов и имён — по мне, это очень безрассудная и глупая привязка к человеку, требующая огромной ответственности. Нужно понимать: ничто не вечно и не бесконечно, особенно отношения с людьми. Если очень хочется, лучше создать рисунок, связанный с человеком.

View this post on Instagram

Публикация от Тату Мария Зима (@nclr.wntr)

Но, кстати, другое дело — дети и родители. Такие портреты тоже часто делают, и это я могу понять.

Могут татуировки «тянуть» нас назад? Мы ведь меняемся, а они остаются прежними.

Мне кажется, это зависит от отношения к людям и событиям, с которыми эти татуировки связаны.

Если нет обиды, злости, ненависти, вообще негативных эмоций — рисунки просто будут твоей органичной частью.

Мне ни разу не мешала ни одна моя татуировка, какой бы старой она ни была. Другое дело, что многие хочется подкорректировать, дополнить, довести до ума... С художественной точки зрения, а со смыслами всё в порядке.

А могут татуировки чему-либо научить?

Терпению и выносливости — с физиологической точки зрения. И принятию себя. У тебя могут быть разные причины сделать татуировку, а вот спустя время принять себя с ней и то, какой ты есть и стал — этому нужно научиться.

Но если совсем не нравится, их ведь можно исправить?

Исправить получится всё, в том числе и любой «партак». Можно оставить суть, но сделать татуировку качественной и законченной с художественной точки зрения.

Кстати об исправлениях: как относишься к чужим неудачным татуировкам?

В принципе по жизни стараюсь не осуждать и не относиться предвзято. Я ведь не знаю — где, у кого, в какой момент и по какой причине человек сделал какую-то свою татуировку. Что он имел в виду, какой был подтекст... Осуждать я бы не стала, а вот подумать «Какого чёрта она такая некачественная!» могла бы. Но это в любом случае про оценку, а зачем она нужна?
Если это мой знакомый или потенциальный клиент, я бы постаралась задать максимально корректный вопрос: «Почему такой выбор в татуировке, именно этот эскиз?», и всё.

Бывают татуировки, которые тебе тяжело делать?

Те, которые связаны с погибшим близким человеком. Это тяжело, потому что я как мастер всё равно проецирую ситуацию на себя и думаю: «А как бы я себя чувствовала? Каким образом поступила? Что думала бы?». Такие сеансы для меня самые болезненные с эмоциональной точки зрения.

И вообще часто самые важные татуировки — и есть самые болезненные. В определённый промежуток времени, а потом попускает.

В любом случае, они же — самые эмоционально наполненные. Это может быть и не боль, но при этом татуировка будет вызывать самые глубокие эмоции.

А сколько их у тебя самой?

На двадцать четвёртой я сбилась со счёту и в принципе перестала этим заниматься. Бессмысленно как-то, к тому же, например, недавно я начала переделывать рукав — и вот как считать татуировки, которые сделаны одна на одной?

Вообще татуируюсь я с 17, всё с согласия мамы! Первую татуировку делала с ней, она тогда ещё и раньше меня успела. Но то, что я тоже ушла в эту сферу — вообще не связанные между собой вещи.

View this post on Instagram

Публикация от Тату Мария Зима (@nclr.wntr)

Когда я била первую татуировку, у меня не было мысли, что я хочу работать в этой индустрии. Да её и не было тогда в Новосибирске. На весь город — три мастера: двое только открыли свои студии, третий работал на дому. Задумалась об этой работе только лет в 18-19 — друзья, которые видели мои рисунки, говорили: «Так классно, тебе бы татухи делать!». И я начала знакомиться с мастерами, погружаться в сферу. В 21 узнала про новую студию в Академгородке, которой были нужны ученики. Приехала со своим портфолио рисунков, мне сказали «Дерзай», вот так всё и сложилось.

Если бы можно было оставить только одну из твоих татуировок, то какую?

Чёрт, слишком сложно! Я бы оставила вот этот красный кубик «Лего».
Когда-то он был подарком мне со словами «Ты такая же уникальная, как этот кубик» — раньше в конструкторах «Лего» таких было мало. Очень.

Сам кубик я уже давно сожгла — а потом очень пожалела и отлила его из серебра, покрытым красной глазурью. И сделала татуировку с ним: она олицетворяет меня и человека, который его подарил.

Да, там всё сложилось не так, как хотелось тогда, но это не повлияло на моё желание сделать татуировку, чтобы воспоминание всегда было со мной. Она не первая, но одна из самых важных, хотя сейчас не несёт глубокой эмоциональной привязки. Смотрю на неё, и всё, о чём думаю: «Пора бы уже подкорректировать наконец».

Наверное, все мои татуировки такие, и я про каждую могу рассказать, почему её сделала. Но вообще значение татуировок — это очень личная информация. Как правило, они связаны с людьми и событиями, и делиться этим со всеми не хочется.

Давай опишем суть татуировок в трёх словах?

Искусство, память, принятие.