11.04.2022 13:05
«Вахта на культурном фронте заканчивается»: о чём рассказала глава минкульта НСО Наталья Ярославцева за две недели до увольнения
Фото Густаво Зырянова / Сиб.фм
11 апреля губернатор Новосибирской области представил членам правительства и.о. министра культуры региона Юрия Зимнякова. На этом посту он сменил Наталью Ярославцеву, которая покинула должность спустя два года работы.
«На днях мы совместно приняли решение о том, что её вахта на культурном фронте заканчивается. Мы договаривались как раз на два года», — заявил Андрей Травников.
В разговоре с Сиб.фм за две недели до ухода с поста Наталья Ярославцева рассказала, как на сибирском искусстве отразились мировые санкции, сколько денег необходимо для полноценного развития культуры в Новосибирске, и почему закрытые границы помогают развитию творчества.
2022-й объявлен Годом культурного наследия народов России. Какие акценты в культурном развитии региона будут сделаны в связи с этим?
— Год культурного наследия народов России направлен на сохранение языка и культуры коренных народов. Новосибирск — территория пересечения всех дорог, в нём нет коренных народов и так называемых народных промыслов. Мы заявляем о себе как о культурной столице, организуем крупные межрегиональные и всероссийские мероприятия: например, сейчас совместно с Кузбассом проходит Декада народного танца «Танцевальный транзит». Также в эти дни продолжается Региональный фестиваль хорового искусства «Поёт молодежь Сибири». Впервые будем делать самый крупный за Уралом фестиваль «Живая традиция». Состоялся потрясающий фестиваль театральных коллективов «Петрушкины забавы»... В общем плане Года культурного наследия народов России – десятки мероприятий.
Есть ещё одна потрясающая идея: сделать летнюю открытую площадку в Областном центре русского фольклора и этнографии, где любой житель и гость региона смог бы купить поделку мастеров. Это был бы ответ на часто задаваемый вопрос «Где взять интересные сувениры?».
Хватит ли в Новосибирской области ремесленников, которые будут поставлять действительно качественную сувенирную продукцию?
— У нас в перечне 750 мастеров! С Агентством инвестиционного развития и министерством промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области мы провели двухдневный питчинг: в нём приняли участие 68 мастеров, многие из них представили очень интересную продукцию.
Многим этот опыт показался необычным — они впервые должны были сами продвинуть и продать свой продукт. Мы активно взаимодействуем с минпромторгом в вопросе поиска партнёров, площадок, потенциальных заказчиков сувенирной продукции.
Мы сейчас много говорим о мастерах и народных коллективах — это всё традиционное искусство в его чистом понимании. Но в Новосибирске есть и современные авторы — они как-либо будут интегрированы в повестку 2022 года?
— Знаете, в чём самый главный вопрос: что вкладывается в понятие «современные авторы»? Я побывала на открытии выставки Сергея Андрияки в Новосибирском художественном музее — и вдохнула глоток свежего воздуха. Хотя это были традиционные акварельные работы, но в них такой свет, простор и любовь к родине, что если мне скажут: «Это современное?», я скажу: «Да!».
Иногда и люди сами подсказывают нам, что является современным. Я считаю, современно всё, что приносит пользу человеку, даёт ему постигать мир.
Поэтому задача культуры — развивать душу и формировать мировоззрение человека.
Современное искусство всегда ассоциируется с молодёжью — а в самом министерстве культуры сколько молодёжи?
— В этом году пришло четыре человека, в целом у нас 30% сотрудников до 40 лет. Жизнь показывает: любой устойчивый коллектив должен иметь треть молодёжи и треть людей предпенсионного работоспособного возраста. Но молодёжь мы очень любим! Раньше «поставщиком» министерства культуры был СИМОР. Прекрасные статистики и аналитики приходят из НГУЭУ. С точки зрения работы с людьми и продвижения нужно, чтобы за душой у человека был РАНХиГС, Институт культуры и молодёжной политики и другие специальности НГПУ.
Если говорить о федеральной поддержке: на ближайшие три года для творческих проектов выделено 28 миллиардов. Восемь из них должны быть освоены в этом году — на какое количество проектов планируется эту сумму распределить?
— Кому сколько достанется, конечно, решаем не мы, а жюри грантовых конкурсов. Но в чём мы можем повлиять? Первое: можем провести консультации и научить некоммерческие организации составлять заявки на гранты. Второе: если мы видим, что дело нужное и благородное — готовим письма поддержки. Всё зависит от того, насколько ты сам увлечён и насколько можешь быть интересен таким же, как ты, увлечённым людям.
Будет наивно, если министр скажет: «Денег на всё хватает!», но Новосибирская область имеет хороший процент от бюджета области, только потому что бюджет области растёт. Все теоретики культуры стоят на том, что примерно 4% от общего бюджета должно вкладываться, чтобы культура развивалась. Мы пока не дотягиваем: с бюджетом муниципалитетов культура имеет примерно четыре миллиарда. Понятно, что хочется всегда больше, но «Пушкинская карта», возможность получать гранты — как федеральные, так и региональные — позволяют привлекать дополнительные средства. Нам просто нужно научиться всем вместе этим пользоваться.
Задача наша такая: монетизировать талант, научить его жить на свои деньги. На самом деле художник не должен быть голодным: как министр культуры я настаиваю, что человек должен научиться своим талантом заработать.
И наша задача — научить его и помочь, если он не умеет. Но эта фраза ещё и об обострении чувств. Под словом «голодный» подразумевалось, что тебе ещё что-то хочется в этой жизни, что у тебя на уровне нервных окончаний формируется желание что-то сделать, что-то этому миру сказать.
Резкая смена темы: будет ли популярная сейчас символика буквы «Z» интегрирована в праздничных мероприятиях на 9 мая?
— Оформление ко Дню Победы будет традиционное, но если люди сочтут, что им нужно поставить «Z» — думаю, мы можем приветствовать, если это их порыв. Очень хочется, чтобы всё было естественным. Всё должно быть к месту. Поэтому один будет «Z» рисовать, другой поздравлять ветеранов на концерте, третий соберёт вещи для детей Донбасса.
Многие креаторы региона — особенно художники, дизайнеры, фотографы, архитекторы — использовали для продвижения запрещённые сейчас платформы, компенсируя недостаток очных площадок. Какие-то меры поддержки может министерство культуры им обеспечить?
— Если они зарабатывали этим деньги, компенсировать им мы сейчас ничего не сможем... Другое дело, что люди потеряли именно широкую платформу, где они могли выставляться и продвигать своё творчество — конечно, это сложно, но этот период нужно пережить
В любом случае, сейчас происходит глобальное смещение культурных потоков и их взаимодействия: например, после закрытия для наших артистов Европы мы перестраиваемся на Азию. Корея, Япония, Китай, Индия — сотрудничество постепенно налаживается.
Возможно, предложим проведение перекрёстных дней культуры: кстати, подобный проект в ближайшее время будет реализован с Республикой Казахстан — запланированы «Дни русской культуры в Казахстане».
То есть мы перестроили зарубежные гастроли на внутренние рельсы, и ничего при этом не потеряли?
Безусловно, престижно, когда оркестр выезжает на гастроли в Великобританию или Париж, но славы Новосибирского симфонического оркестра нисколько не убавит выступление в центральной части России.
На слуху история с Томасом Зандерлингом — были ли ещё подобные кадровые потери? И как это технически происходит: человек пишет заявление об увольнении?
Томас Зандерлинг разговаривал и с директором филармонии, и со мной, и с губернатором... Он сам это выбрал решение и написал заявление. Никого не обсуждая и не осуждая, я знаю одно: по своей инициативе мы точно не укажем деятелю культуры на дверь только из-за того, что он иностранец.
— Хоккейная «Сибирь» осталась без трети состава — а культура Новосибирской области сохранила кадры?
— Вы же знаете, что такое хоккей с футболом, где масса иностранных игроков, и культура, где российские артисты. Мы действительно остались без многих иностранных участников фестивалей и творческих проектов, которые не смогли прилететь, но в работе наших коллективов ничего не изменится.
А что делать нашему прокату в данный момент? Если отзываются лицензии, а кинотеатрам нельзя показывать значительную часть репертуара — как и фестивального, так и массового?
— Производить кино! Мы сейчас живём в таком мире, когда нужно прекратить жаловаться и начать делать. В любом деле. Мы живём в стране, которая должна быть самодостаточна по всем направлениям. Если у нас есть полезные ископаемые, лес, творческие идеи — всё, что угодно — давайте будем это развивать!
У наших региональных режиссёров есть этот ресурс?
— Если бы у нас было необходимое финансирование на это, в Новосибирске уже давно бы снимали полнометражные фильмы. Но у нас есть большие планы: в этом году по поручению губернатора региона будет реализован очень важный проект в сфере кино — фестиваль научного и индустриального кино. Нам бы хотелось, чтобы это было и о людях, и о процессах. Это будет проект для молодых продюсеров, сценаристов, операторов.
Кино — это же не только развлечение с попкорном; это и расширение кругозора, обмен. Не станет ли это непоправимым ударом по нашему будущему кинематографу?
— А кто мешает сейчас с будущими актёрами, режиссёрами, операторами смотреть фильмы Феллини, например, и на этом учиться? Есть и замечательные российские фильмы.
Может, время такое пришло — показать то, что нами наработано? К сожалению, мы не увидим чего-то нового сейчас, но думаю, не вечно это всё будет. Мы ведь понимаем прекрасно — ограничиться сегодня невозможно.
В духовной сфере, в сфере культуры это просто немыслимо, даже если вы закроете границу.
Да и не все ходили в кино — кто-то скачивал и смотрел дома...
— А вот так делать нельзя! Есть авторское право, которое, конечно, надо уважать.
Это большая проблема: если мы не платим за продукт, который сделал творец, то он всегда будет «нищим», и это обидно. И раз уж он создал произведение, нужно заплатить за возможность им воспользоваться.
Ситуация в мире показала ещё раз: если Россия всё-таки хочет оставаться страной цивилизованной, мы сами можем и будем производить очень многое, но всё же надо научиться культуре уважения к таланту и произведённому продукту.