сегодня 13:15

«От «Кунг-Фу Панды» до «Интерстеллара». В Новосибирске прошел концерт легендарного оркестра Imperial Orchestra

Фото: Юрий Бабичев / Сиб.фм

17 ноября в «Сибирь-Арене» состоялось уникальное шоу под названием Hans Zimmer's Universe. Это мероприятие посвящено творчеству великого композитора Хансу Циммеру. Музыканты и артисты Imperial Orchestra & Chorus порадовали новосибирцев известными саундтреками из фильмов «Интерстеллар», «Гладиатор», «Король Лев», «Пираты Карибского моря», «Начало», «Последний самурай», «Дюна». Корреспондент Сиб.фм пообщался с художественным руководителем коллектива, продюсером, пианистом и режиссером-постановщиком Александром Дулиным, который рассказал о закулисье шоу.

Один из основателей симфонического оркестра Александр Дулин поделился, что все началось с небольшого концертного агентства с маленьким камерным составом. Сейчас же зрители могут увидеть уже большое шоу, где участвует более чем 100 человек.

«Сейчас в Imperial Orchestra насчитывается свыше 600 музыкантов из разных городов. Основной костяк — это, конечно, Санкт-Петербург и Москва. Также мы всегда сотрудничаем с музыкантами из городов, куда приезжаем, приглашаем местных артистов, чтобы делиться опытом, вместе выступать», — говорит Александр Дулин.

Про коллектив

Он объяснил, чтобы стать участником коллектива, нужно пройти кастинг. В нем может принять участие любой желающий, предоставив резюме и свои записи. Александр сообщил, что в оркестре есть как выпускники консерватории, так и студенты.

Основными исполнителями программ являются артисты с опытом работы в оркестре. По словам собеседника, на первый взгляд музыка саундтреков может показаться несложной, однако при изучении нот становится очевидным, что для хорошего исполнения необходимо работать со звуком, наушниками, знать технические нюансы, которые могут сбить с толку неподготовленных музыкантов.

Отбор артистов для участия в туре происходит по принципу работы фестивального оркестра, как объяснил Дулин. Он уточнил, что фестивальный оркестр не является постоянным коллективом музыкантов, а собирается для конкретного концерта или тура. В процессе работы концертный директор общается с каждым из артистов, узнает их график и согласовывает его с общим планом тура.

Благодаря такому подходу, как отмечает музыкант, в коллективе могут выступать артисты Мариинского, Большого театра, артисты MusicAeterna и другие талантливые артисты.

«Но так или иначе всегда есть костяк музыкантов — около 20−30 человек, которые постоянно участвуют в концертах», — поделился Дулин.

По словам собеседника, в настоящее время в шоу «Hans Zimmer's Universe» работает около 120 человек: примерно 85 — артисты оркестра, а 35 — участники хора.

Александр объясняет, что в целом команда насчитывает около 200 человек, включая специалистов по визуальным эффектам, свету и звуку.

Про специфику шоу

Собеседник говорит, что шоу — это не просто одноразовый концерт, а полноценная программа, рассчитанная на 2,5−3 часа. В рамках этого зрители смогут отправиться в «музыкальное путешествие» по творчеству Ханса Циммера. В программе представлены как саундтреки, созданные в 90-е годы, так и свежие произведения, только что вышедшие из-под пера композитора.

По словам Дулина, музыка Циммера обладает потрясающей атмосферой и глубиной. Важной целью является то, чтобы зрители испытали широкий спектр эмоций и вышли из зала обновленными. Для этого команда стремится к созданию эмоциональных «качелей», чередуя драматические произведения с позитивными и лирическими. Кульминацией всего шоу является композиция из фильма «Интерстеллар», которая особенно любима публикой.

Александр Дулин рассказал, что коллектив выбрал для себя направление симфонического шоу, которое в России еще не так распространено. С помощью экранов, видеоряда и света слушатели погружаются в атмосферу саундтрека, что, по словам музыканта, помогает им заново пережить те чувства, которые они испытывали во время первого просмотра фильма.

«Работает художник по свету, который пишет световую партитуру, тона, цвета, всё синхронизируется с остальными элементами: музыка, ритм, визуал на экранах, чтобы это всё было в одной коле. Без света мы просто уйдем в академическое исполнение, оно должно быть, разумеется, но не в масштабах, наверное, больших площадок. Особенно в масштабах спортивных арен, потому что здесь нужно зрителей удивлять», — объясняет он.

Александр Дулин отметил, что для него гораздо более волнительно выступать перед аудиторией из 50 человек, чем перед 15 тысячами. Масштаб шоу вызывает у него не страх, а восхищение.

Он подчеркнул, что волнуются в основном новички в оркестре, которые могут участвовать в своем первом туре. Эти музыканты стремятся показать себя с лучшей стороны и испытывают определенное волнение. Однако сама музыка поглощает их, позволяя сосредоточиться на важном.

Про музыкантов

Что касается уровня исполнения, то здесь, по словам художественного руководителя, ключевым является профессионализм. Музыканты учатся этому, и, несмотря на то что в месяц может проходить от 30 до 40 концертов, каждый из них должен восприниматься зрителем как уникальный и незабываемый. Атмосфера в оркестре, по его мнению, очень теплая и дружеская.

Кроме того, он добавил, что все музыканты являются высококлассными профессионалами.

«И, конечно, когда у тебя есть такие музыканты и они все при этом друзья, разумеется, нет момента, что ты играешь как-то сквозь пальцы, сквозь смычок. У тебя всегда есть энергия, заряжаешься друг от друга, поэтому даже когда идет несколько концертов в день, я не могу сказать, что нам скучно. Устаем, да, но для этого есть время на сон, отдых, а на сцене ты должен работать и давать эмоции», — говорит он.

Музыкальный руководитель рассказал, что исполнение произведений «на бис» в больших коллективах всегда заранее запланировано, поскольку собрать вместе 120 музыкантов в один момент довольно сложно. По его словам, «на бис» часто исполняют композиции, которые не вошли в основную программу, или же те, что короткие, но яркие.

Дулин поделился, что в оркестре также есть исполнитель из Новосибирска.

«Есть музыкант, с которым мы сотрудничаем постоянно, потому что это не первый приезд в Новосибирск. Уже на протяжении года у нас есть очень хорошие варианты творческого содружества, это очень радует, потому что музыканты в Новосибирске, разумеется, сильные. Все прекрасно знают, что такое ваши оперные театры, и, в принципе, Новосибирск всегда считался одной из сильнейших консерваторий России. Поэтому мы, когда приезжаем, мы понимаем, что здесь всегда будет очень высокое качество игроков. Публика тоже очень требовательна. Радует, когда в городе есть такой большой опыт насмотренности, наслушанности зрителя. Мы прекрасно понимаем, что здесь нельзя халтурить и что-то сыграть не туда или как-то невнятно, поэтому это всегда большая ответственность. Мы стараемся качественный уровень всегда держать на высокой планке, но понимаем, что есть города, где нельзя вообще спотыкаться ни в коем случае», — делится он.

Дулин рассказал, что оркестр уже выступал в Беларуси и Армении, а в прошлом году дал свой первый концерт в Дубае. В следующем сезоне музыканты планируют поехать в Казахстан и Китай.

Музыкант поделился курьезной историей с одного из концертов. Так, в Перми во время исполнения саундтрека к фильму «Гладиатор» произошла авария на подстанции, в результате которой был обесточен район, где проходил концерт, включая саму площадку.

«У нас все-таки идет частичная подзвучка, есть микрофоны, колонки, опять же, свет, видеоряд, и есть некоторые цифровые инструменты, потому что многие саундтреки просто невозможно играть только акустическими инструментами. И когда на 25 минут погас свет, мы играли под свет фонариков зрителей. Это была невероятная поддержка слушателей, они кричали, вообще сходили с ума в хорошем смысле. Потом нам даже говорили о том, что это была как будто бы наша пиар-акция», — рассказал он.

Про значимость музыки

Александр Дулин отметил, что коллектив активно работает над привлечением молодой аудитории и считает успешным, если на их выступления приходят школьники, которые только начинают знакомиться с симфонической музыкой. Пианист подчеркнул, что они стремятся показать детям, что оркестр — это не скучно, а увлекательно, и надеются, что у них возникнет интерес к другим произведениям классической музыки, таким как Чайковский, Бетховен и Рахманинов.

Он также добавил, что музыка оказывает непосредственное влияние на внутренний мир человека и помогает справляться с трудными моментами.

«Когда произошел теракт в Подмосковье, мы за неделю до этого как раз давали два концерта в «Крокусе», а в момент трагедии сидели в Ереване и видели, как наши коллеги там, к сожалению, погибают. И, разумеется, только музыка в этой истории может помочь справиться с этим, как-то восстановить силы, залатать раны», — говорит он.

Каждый концерт, объясняет Дулин, является диалогом не только с аудиторией, но и между самими музыкантами. Александр отметил, что самой большой наградой для них является положительная реакция зрителей, которые делятся своими впечатлениями и благодарностями после концертов.

Александр Дулин отметил, что новосибирцы — это уникальные люди, и у других есть чему поучиться в плане характера у сибиряков.

«Вы очень прямые, конкретные, с вами не забалуешь, но нам удивительно, что с первого концерта настолько тепло приняли. Мы, честно говоря, переживали, что в Новосибирске могут как-то к нам вначале отнестись предвзято, но здесь были всегда полные залы, солд-ауты, и мы видим, что зрителям нравимся. Спасибо вам огромное за поддержку», — подытожил он.

Александр Дулин также пожелал, чтобы в преддверии Нового года люди продолжали радовать друг друга и ходить на концерты Imperial Orchestra.