С 14 по 16 октября в Норильском заполярном драмтеатре прошла серия необычных тренингов, семинаров, публичных лекций и мастер-классов, объединённых общей темой — «Шекспир в меняющемся мире». Два дня участники — артисты театра и сотрудники компании «Норникель» — постигали основы шекспировской драматургии и миропонимания, чтобы через это вырасти личностно и профессионально. Корреспондент Сиб.фм узнал у театрального продюсера, профессионального критика и участника тренингов, почему Шекспир и почему в Норильске, помогают ли театральные приёмы в бизнесе и почему у столичных профессионалов за пределами Москвы нет права на ошибку.
Олег Кленин, автор проекта, театральный продюсер (Москва)
Образовательная программа прошла в Норильском театре драмы, который и был зачинщиком мероприятия. Вместе с ним мы в качестве эксперимента решили смешать актёров театра с руководителями городских учреждений и менеджеров «Норникеля». Для их обучения пригласили театральных педагогов и преподавателей Высшей школы экономики. В качестве материала мы взяли Шекспира, и не только потому, что весь мир отмечает дату: 400-летие его смерти.
Шекспир — один из тех авторов, который не имеет своего театрального канона.
Он настолько разнообразен, что к нему просто-напросто не существует традиционного подхода.
«Шекспир в меняющемся мире» — образовательный проект, разработанный театральным продюсером Олегом Клениным и поддержанный ГМК «Норникель» и министерством культуры Красноярского края
Мы могли бы построить тренинги на Островском и на Мольере, но для первого опыта нам показалось очень правильным начать именно с Шекспира, потому что он, как никакой другой драматург, развязывает нам руки. Тексты Шекспира позволяют построить тренинг с очень широким спектром эмоций и упражнений. Мы очень удачно определились с ним, потому что то, что заложено в шекспировских сонетах близко всем, даже людям, далёким от театра.
Наша команда убеждена, что театральный тренинг всеобъемлющ. Он полон таких упражнений, которые полезны людям в повседневной бизнес-деятельности: владение собой, умение преодолевать конфликты, быть лидером, презентовать свои идеи и проекты, выкарабкиваться из сложных ситуаций... Конечно, за два дня ничего не успеешь. Актёры учатся четыре года. Но поэкспериментировать, понять другую реальность, получить иной опыт, безусловно, полезно людям, которые в театре не работают.
Сам театральный тренинг комплексный: он и пластический, и голосовой, и психологический. Эти упражнения основаны на текстах британского драматурга, но связаны в той логике, которую выстраивает педагог.
Такую программу, как сейчас, мы проводим в первый раз, но педагоги и лично я проводили образовательные программы во многих местах. Мы специально собрались с экспертами вместе, потому что у каждого из нас есть своё представление о Шекспире и есть, что рассказать слушателям.
И если говорить о важности мероприятия для города — в Москве и Петербурге есть широкий выбор. В Норильске реализовать свой интерес к творчеству и театру сложнее. В провинциальной местности, проводя такие программы, мы мало с чем конкурируем, и тем больше наша ответственность.
В Москве можно пойти и на другой спектакль, на другую лекцию. Здесь права на ошибку у нас намного меньше.
Тренинг проводился для сотрудников компании «Норникель», администрации города Норильска и некоммерческих структур
Во время работы мы чувствовали свою ответственность и перед труппой, и перед участниками.
Нам важно вербовать зрителя. Нужно, чтобы он был активным и интересующимся. Нужно, чтобы артист встречался со зрителями не только во время спектаклей. Конечно, зрители после наших тренингов не станут сразу актёрами и не заведут театр у себя на производстве. Но театр хорош тем, что даёт широкую палитру красок жизни. И может быть, после посещения театров жизнь зрителя станет веселее, разнообразнее.
Елена Горфункель, театральный критик, автор лекции о Шекспире в рамках тренинга (Москва)
Моя роль заключалась в том, чтобы осветить один из ключевых пунктов проекта: фигуру Шекспира. Кто это такой, известно абсолютно всем, но мне важно было рассказать подробности, сделать краткий исторический экскурс, дойдя до сегодняшнего дня, рассказать о том, как Шекспира ставят, как играют и какую роль он занимает в современном мировом театральном репертуаре. А занимает он одно из первых мест. Вообще, есть всего два драматурга, которые делят первое место: Шекспир и Чехов.
Сейчас театр становится всё более свободным по отношению к Шекспиру. Но эта свобода — чаще всего к лучшему. Она носит позитивный характер. Свобода театральных средств помогает раскрыть стороны Шекспира, которые либо ускользали раньше, либо погрязли в штампах.
У Елены Горфункель есть статьи о творчестве Иннокентия Смоктуновского, часть карьеры которого сложилась в Норильском Заполярном театре драмы
Сейчас только что ни придумывают и как только ни пытаются подойти к нему: комбинируют переводы, пьесы, меняют жанр драматургии, привлекают актёров, которые, казалось бы, не подходят для главных ролей шекспировского репертуара. У режиссёров шекспировских спектаклей XX века на первом плане стоит современность: каким образом можно вычитать у Шекспира идеи и смыслы, которые получают отзвук в сегодняшнем дне.
В тренингах по Шекспиру участвовали и артисты, и обычные зрители, в театре никогда не работавшие. Такой выход артистов к зрителям связан с театром Бертольта Брехта, который говорил о том, что зритель в театре слишком давно и долго сидит в кресле, бездействуя. Поэтому задача режиссёра и драматурга — встряхнуть его, заставить обратить внимание на окружающую реальность и попытаться её изменить.
Мне казалось, что эти тренинги обращаются и к широкой публике.
А широкая публика должна находиться не в царстве иллюзий. Театр — не фабрика грёз.
Театр — некая кафедра, где можно поговорить друг с другом: зал — с исполнителем, драматургом и режиссёром, а те — с залом. Такого рода креативный театр можно вынести и с помощью Шекспира тоже.
Сейчас режиссёры оказываются на таком уровне, что им привычные и классические интерпретации оказываются полудохлыми и неинтересными. Им нужно что-нибудь сильное и передовое. Современное должно звучать. В провинциальных городах это очень трудно, потому что провинциальный зритель всё-таки труднее настраивается на новаторскую экспериментальную волну.
Кроме того, в столицах есть довольно большой круг элитарной публики, специалистов и критиков — они составляют авангард движения, который стимулирует поиски и интерес. А провинциальный зритель, по большей части, остаётся консервативным и очень часто не склонен воспринимать то, что ему там приводят.
Режиссёры пытаются, с одной стороны, и угодить, с другой — не приводить что-то сногсшибательное.
Но это ещё зависит и от самого города: насколько он воспитывает такого рода публику, работает с ней, над своей критикой и дорожит режиссёрами — не халтурщиками. А ищущих, настоящих и больших режиссёров сейчас очень сложно заманить в провинциальный город. Нужны финансовые возможности, нужна хорошая труппа и свобода. Нехватка этого препятствует тому, чтобы провинциальный театр находился на уровне столичного.
Если честно, я думаю, провинциальный театр не может сейчас привлечь авангардного режиссёра. Потому что обеспечить такой десант, как сделали в этот раз усилиями «Норникеля», провинциальный театр не сможет. Хотя я знаю такие случаи, когда режиссёры с мировым именем обращались в провинциальные театры и говорили: «У вас очень интересный театр, мы бы хотели у вас поработать». А те самые интересные провинциальные театры — а они есть у нас в стране — не смеют на подобные предложения согласиться, потому что нет денег, чтобы оплатить такую работу. Поэтому они расходятся. И режиссёр, и театр оказываются в полном отчаянии.
Фотография Романа Брыгина из Архива Сиб.фм
Светлана Рубашкина, начальник управления благотворительных программа Заполярного филиала «Норникеля»
Считаю, что проведение такой образовательно-творческой программы полезно и для менеджеров компании, и для города. Что касается тренинга, то было интересно научиться использовать актёрский инструментарий для развития навыков публичной речи, умения чувствовать себя, управлять своими эмоциями и более точно доносить свои мысли до тех, с кем ты общаешься. Через игру и театральные приемы анализировать, что ты делал: как реагировало твоё тело, какими были твои слова, интонации. Тренеры показали нам инструменты, которыми уже сейчас можно пользоваться, и тем самым повышать свой профессиональный уровень.
В этом проекте взаимодействовали люди из разных структур — администрации и учреждений города Норильска, Заполярного филиала «Норникеля», некоммерческого сектора. Это важно, потому что мы все вместе влияем на развитие городской культурной среды, формируем её. А значит, нам всем необходимо тонко владеть такими коммуникативными навыками, как умениями доносить свои идеи, слушать и слышать друг друга, договариваться.