сегодня
24 апреля, 18:13
пробки
6/10
курсы валют
usd 93.29 | eur 99.56
сегодня
24 апреля, 18:13
пробки
6/10
курсы валют
usd 93.29 | eur 99.56

Правила безопасности во время "Грозы"

Фото Виктора Дмитриева

Фото Правила безопасности во время
Первый стриптиз-танец был показан на сцене «Мулен Руж» во Франции в 1893 году. На вечеринке французских студентов, во время конкурсы красоты одна из участниц скинула всю одежду под музыку.

Нежная Катерина Островского, бегающая по сцене в нижнем белье, свальный грех под рок-н-рол и Кабаниха в образе бизнес-леди. 24-25 ноября в новосибирском театре «Глобус» состоялась премьера «Грозы» в постановке Олега Юмова — премьера, которая «шарахнула» по новосибирскому зрителю грозовым разрядом модерновой авторской режиссуры. И у многих, наверное, появилось желание шарахнуться от такого прочтения «священной» русской классики.

Московский режиссёр Олег Юмов подошёл к прочтению Островского совсем не по-школьному.

Тишка Кабанов, муж Катерины, похож на хипстера, говорит капризно и делает танцевальные телодвижения явно не позапрошлого века. Кабаниха носит меха, курит сигаретку на длинном мундштуке и имеет весьма сексуальный вид. Странница Феклуша шлепает резиновыми жёлтыми сапогами и плохо поёт под гитару песни Zaz.

Актёры в юмовской «Грозе» так часто раздеваются, что в начале это мешает слушать, что же они говорят при этом, а под конец начинает раздражать — появляется ощущение, что тебя обманывают, стараясь закрыть плохую постановку «Грозы» неожиданным стриптизом.

Всё-таки полуголая Катерина, недвусмысленно поглаживающая грудь Варвары — это, извините, так «авторски», что зрители чувствуют себя в зале лишними. Может быть, мы им мешаем? Может быть, нам уйти?

Фото Правила безопасности во время
Скорость луча света в вакууме составляет 299 792,5 километров в секунду

Совершенно алогичны в постановке Юмова и выбор музыки (от народных песен до грубого рока), и костюмы (платье XIX века у Катерины соседствует с рокерским прикидом Вани Кудряша), и постановка некоторых сцен, доведённая до какого-то балагана, когда Катерина, раздеваясь, рассказывает о своих чудесных светлых снах в девичестве. Всё это алогично, это противно представлению о «луче света в тёмном царстве», вдолбленном нам на школьных уроках литературы.

Зрители сидят с выражением опаски на лице: щас шарахнет! То бард-Феклуша появится, то Катерина разденется, то оркестрик заявится на сцену и сыграет что-нибудь джазовое. Гроза, гроза, да и только.

Хотя — большинство из нас не перечитывало «Грозу» с юношества. Штампы, поставленные в наших головах в школах, так и остаются там стоять — прочно и незыблемо, как телеграфные столбы. В постановке О. Юмова между тем можно увидеть то, чего не замечали мы в «Грозе» раньше.

Например, то, что Катерина — не луч света, да и темного царства-то — нет. Это странная, нервная, одинокая натура, которая по недоразумению выдана замуж за весёлого парнишу, мечтающего о выпивке и с философией недоросля относящегося к воспитательным порывам своей мамаши.

Фото Правила безопасности во время
Гроза относится к одним из самых опасных для человека природных явлений, по количеству зарегистрированных смертных случаев только наводнения приводят к большим людским потерям

Кабаниха пилит невестку потому, что большинство свекровей делает это. Вся эта компания жителей волжского городка в меру грешна, в меру тупа, в меру пьёт, в меру веселится. Они не задумываются о высоких материях — «отчего люди не летают?». Они не боятся грозы, они не боятся смерти, они не видят греха своей недалёкости. Они не плохие — таких большинство среди нас. Оглянитесь.

Катерине же нужна любовь — так, чтобы до смерти. Ей надо лететь, ей необходима страсть, ей нужен и страшен грех. Она смешна в своих порывах чудачества на фоне этой спокойной жизни нормальных людей. Поэтому Юмов помещает её диалоги о чудесных снах и мечтах в сцену, где Катерина и Варвара, раздевшись до кружевного белья, раскачивают деревянные лодки и брызгаются водой. И мы видим, как смешна и неприглядна в своем желании возвышенных чувств Катерина.

В постановке Юмова нет «плохих» и нет «хороших». Есть болезненный, неразрешимый конфликт очень разных людей, которые сталкиваются, как противоположно заряженные железные штыри — и получается разряд. Получается гроза.

Забыв о классическом видении «Грозы», Юмов своими странными декорациями и костюмами переносит этот великий конфликт в какое-то безвременье. И вдруг в этом балагане полуголых людей проявляется осознание того, что всё это очень современно.

Сколько девушек выходят сегодня замуж «не за тех»? Сколько из них потом мечтают о настоящей любви и мучаются в благоустроенных квартирах, в своих благоустроенных по заветам матерей и отцов жизнях? Сколько из них изменяют мужьям?

Фото Правила безопасности во время
Максимум грозовой активности приходится на Центральную Африку. В полярных районах Арктики, Антарктики и над полюсами гроз практически не бывает

Разве что кончают жизнь самоубийством сегодня в таких случаях немногие. Хотя кто скажет, что так легче. Кто скажет, что так не противнее жить?

Вряд ли это понимают школьники, читая «Грозу» по программе. Вряд ли об этом задумываются взрослые, полагающие, что они всё знают о той боли, которая вложена Островским в эту пьесу — ведь и он любил замужнюю даму.

Разница между любовниками тех времен и любовниками наших — в степени искренности. Сегодня из-за стыда с собой не кончают; блуд понимается обществом как разнообразие супружеской жизни и становится даже слишком привычным. Поэтому Катерина, изменившая не ради развлечения, а ради любви, и погибшая не от старости, а от невозможности так дальше жить, остаётся непонятой, одинокой и лишней.

Мы, скорее, умрём от скуки или от смеха перед телевизором.

Поэтому, может быть, прав Юмов, устраивающий на сцене «Глобуса» балаган, — в наших головах и в наших судьбах творится нечто более кошмарное. Глядишь, и мы что-нибудь поймём, когда шарахнет по нам «Гроза» Юмова. Хотя бы Островского возьмём в руки — перечитать да поругать «юмовщину».

Загрузка...