сегодня
29 марта, 14:59
пробки
6/10
курсы валют
usd 92.26 | eur 99.70
сегодня
29 марта, 14:59
пробки
6/10
курсы валют
usd 92.26 | eur 99.70

Записки дилетанта

Фото Евгения Иванова

Я человек маленький. У меня нет ни театрального, ни экономического образования, так что мои суждения ничтожны (в юридическом смысле). Образование я получила в провинции и живу всю жизнь в Сибири. К тому же у меня есть личный интерес — я работаю в театральном институте. Одним словом, я лицо некомпетентное, заинтересованное и необъективное. Но промолчать не могу. Потому что дилетант тоже имеет право быть гражданином и патриотом.

Дело вот в чём. В одном из номеров журнала «Театр» была опубликована дискуссия «Нужны ли в провинции театральные вузы?». Участники дискуссии Олег Лоевский, Александр Попов, Кирилл Серебренников и модератор Марина Давыдова негодуют: в России много театральных вузов.

790 тысяч человек посетили театры в Новосибирске в 2010 году. Это третий результат по России после Москвы и Санкт-Петербурга

Однако таких вузов всего восемь, и лишь три из них в провинции: в Ярославле, Екатеринбурге и Новосибирске. В Нижнем Новгороде находится не «крупный театральный вуз», как утверждает Марина Давыдова, а театральное училище. Кстати, открыть театральный вуз в провинции сейчас нельзя: открыть вуз по закону может муниципалитет, но практически он не имеет такой финансовой возможности, а вот субъект федерации открывать вузы не имеет права, хотя и располагает для этого средствами.

Есть и другие сложности в лице Учебно-методического объединения (УМО) по вопросам театрального образования. В УМО при Школе-студии МХАТ входят люди с безупречной профессиональной репутацией: ректоры и проректоры всех московских и петербургских театральных институтов и академий. Если вуз или факультет не может вести образовательную деятельность в области театрального искусства, то и лицензию он нипочём не получит. Это проверено на собственном опыте (провинциальным вузам не удалось открыть театроведческие факультеты, хотя потребность в грамотных театроведах по стране огромна).

Новосибирский театральный институт с 1960 по 2004 г. тоже был училищем, однако губернатор Виктор Толоконский решил, что неплохо бы выпускать артистов с высшим образованием, поскольку никто из столиц в театры провинции не едет, а если и едут, то не приживаются. (Понятно, что театры России мало волнуют москвичей, но нас-то их судьба волнует!)

В Новосибирске большинство театров укомплектованы артистами именно «провинциального» выпуска: Новосибирск, Екатеринбург, Красноярск, Иркутск, Омск. И ничего, новосибирские труппы не так плохи, и залы полны, и «Золотые маски» привозятся. Кстати, обратная миграция как раз идёт: из провинции в Москву уезжают лучшие, и, надо заметить, уровня исполнительства они не роняют. Алексей Вертков, Андрей Звягинцев и Лев Эренбург окончили Новосибирское театральное училище.

Но люди уезжают, потому что экономика устроена таким образом, что налоги от добычи углеводородов в Сибири платятся в Москве.

И если рассуждать по совести, то уровень и качество жизни сибиряков не соответствуют огромному вкладу Сибири в экономику страны. А если рассуждать прагматически, то лучше и театры все немосковские закрыть, сэкономить на этом тоже, чтобы в Москве было жить лучше и веселее. Население Сибири необходимо только для защиты недр с углеводородами и добычи углеводородного сырья, и это население лучше всего ограничить в доступе к культуре и образованию, тогда им легче управлять? К этому приведёт реформа образования с её уклоном в патриотизм, ОБЖ и закон божий.

Фото Записки дилетанта 2
С 2005 года в Туркменистане закрыты все библиотеки страны, за исключением тех, которые расположены в столице

В принципе, закрытие театров тоже будет способствовать опрощению сибиряков. Но только хотелось бы напомнить образованным господам из Москвы, что если Сибирь останется колонией Москвы и захолустьем, то на этой территории рано или поздно будут жить китайцы со своими театральными традициями. Это прекрасные традиции, но у московских театральных деятелей при таком раскладе может не хватить средств на финансирование модных и смелых театральных затей.

Кончаю, страшно перечесть, будто бы я в чём-то оправдываюсь. Я бы не стала писать этот текст, но участники упомянутой дискуссии люди авторитетные, их присутствие в медиапространстве страны значительно, следовательно, они влияют или могут повлиять на формирование культурной политики в отечестве сейчас и в ближайшем будущем. Поэтому я не промолчу.

Загрузка...