Ново-николаевцам везло на талантливых, почтивших своим вниманием провинциальный городок. Уже летом 1902 года, когда и города-то ещё не существовало, а был лишь посёлок Новониколаевский, на гастроли приезжала известная эстрадная певица Мария Каринская, обладательница звучного меццо-сопрано. Концертный зал в то время ещё не построили, и певица вынуждена была выступать в частных домах. Через четыре года Ново-Николаевск посетила знаменитая певица, исполнительница романсов и русских песен, «несравненная» Анастасия Вяльцева. Её концерты проходили уже в летнем саду «Альгамбра».
Но выдающийся русский певец Леонид Собинов в 1910 году проехал мимо Ново-Николаевска. Его импресарио тогда посчитал, что город не заслуживает внимания великого артиста. И всё же в 1928 году встреча состоялась.
К тому времени Собинов гастролировал не только по России, но и пел в миланском театре «Ла Скала», в Монте-Карло, Мадриде, давал концерты в Лондоне, Берлине, Париже. Его лирический тенор не мог никого оставить равнодушным. «Обладая великолепными качествами певца, музыканта и драматического актёра и редким сценическим обаянием, а также особой, неуловимой, «собиновской» грацией, – писала о нём известная певица Катульская, – Леонид Витальевич Собинов создал галерею образов, явившихся шедеврами оперного исполнительства».
После Февральской революции Леонид Собинов становится художественным руководителем Большого театра. А после Октябрьской революции артист категорически отказался эмигрировать за границу. Он вновь возглавлял театр, стремясь сохранить в нём классический репертуар.
Но Собинова не устраивала административная работа, он хотел петь. Поэтому колесил по всей стране. К нам великий оперный певец приехал в августе 1928 года. На афишах сообщалось: «Сибгостеатр. Пятница, 17 августа, и воскресенье, 19 августа. Два концерта народного артиста республики Леонида Собинова. Начало первого концерта в 8 часов вечера, второго концерта – в 10 часов вечера. Оставшиеся билеты в кассе Сибгостеатра с 12 часов до 14 часов и с 17 часов до 21 часа вечера». «В 8 часов и 10 часов 19 августа концерт Собинова. По заявкам ФЗ и МК отпуск билетов со скидкой 30 процентов производится вне очереди».
Из Новосибирска Собинов отправил несколько писем родным и близким. Погуляв по городу, он поделился своими впечатлениями с женой и дочерью: «Вот я и в Новосибирске... Город замечательный – «строящийся». Всюду громадные здания и пустыри, да готовая планировка. Гостиница «Центральная» совсем столичная – громадная, блеск и чистота. День чудесный, а ночь была холодная и туманная». Действительно, здание «Центральной» гостиницы, или «Доходного дома» (ныне памятник архитектуры) было в то время только что выстроено и являлось достопримечательностью столицы Сибири.
фотостарина.рф
На следующий день Собинов написал родным: «Пел я вчера замечательно в обоих сеансах. Между прочим, был новый номер: романс Денца со скрипкой. Файнгет отлично сопровождал моё пение. Вот, к сожалению, народу было маловато. Такой уж, говорят, город, да и публика ещё на даче...»
Нагрузка у певца была большая: «два сеанса» – это два вечерних концерта почти без перерыва. Новый номер – это романс итальянского композитора Луиджи Денца «Шепнув: прости...», а упомянутый в письме Файнгет – скрипач, который сопровождал на гастролях великого тенора.
teachron.livejournal.com
Жаль, конечно, что у Собинова сложилось не очень лестное мнение о горожанах: «Такой уж, говорят, город». Понятно, что знаменитому русскому певцу, которому рукоплескала вся Европа, обидно было видеть полупустой зал в каком-то провинциальном Новосибирске, претендующем на столичность. Развеселил его и случай с новосибирским театральным пожарным. На вопрос артиста, нравится ли ему концерт, тот «определённо подтвердил, что нравится, но добавил: «А с вас что же спрашивать – Вы старый, и голос у Вас теперь старый». И хотя Собинову шёл 57-й год, голос у него, по мнению современников, был великолепным. Недаром певца называли «родником русской вокальной лирики».
fenixclub.com
Кстати, среди друзей Собинова был артист театра «Красный факел» Матвей Кириков. Он был поражён «собиновским необыкновенной красоты голосом» ещё в 1897 году, когда тот исполнял партию Синодала в опере Рубинштейна «Демон». «...Он, несомненно, был красивее и звучал лучше, чем даже голос тогдашнего короля теноров итальянца Анджело Мазини», – вспоминал позже Кириков.
В 1934 году Леонид Собинов поехал за границу подлечиться, но внезапно умер в Риге в ночь с 13 на 14 октября. Его имя носит Саратовская консерватория, ежегодно проводится Собиновский музыкальный фестиваль. А на родине певца – в Ярославле – ему открыли памятник. Улицы, названные в честь Собинова, есть во многих российских городах. С Новосибирском как-то не сложилось...