«Любовь», «Дружба», «Уважение» и «Сотрудничество» — четыре части фильма «Шапито-шоу». Он был снят в 2011 году и уже успел получить пять наград на престижных фестивалях. В Новосибирске неформатная картина продолжительностью три с половиной часа выйдет в прокат 26 января. Автор сценария Марина Потапова и режиссёр Сергей Лобан за три дня до премьеры представили «Шапито-шоу» в кинотеатре «Победа» и рассказали корреспонденту Сиб.фм о том, как снять кино на деньги зрителей и почему развлечение должно быть пищей для ума.
Сергей, сложно было снимать четырёхчасовой фильм?
Долго искали финансирование: сначала у государства, потом у частных инвесторов, которые боятся снимать такое кино. Дальше — дистрибьюторы считают, что наш фильм для очень узкой аудитории, он слишком интеллектуальный и сложный.
Но нельзя считать, что зритель не хочет думать — именно поэтому ниша картин такого формата остаётся незаполненной.
К тому же, у прокатчиков есть устоявшееся мнение — фильм не должен быть длиннее 1 ч. 40 мин. «Шапито-шоу» длится 3 ч. 40 мин. Результат — мы прокатываем сами. Нам помогает продюсер Future Shorts Russia Максим Кузьмин, который договаривается с кинотеатрами, устраивает предпоказы. Мы участвуем в акции «Самокат», и если наш фильм прокатится, то это даст возможность другим независимым режиссёрам и сценаристам иметь хотя бы какое-то представление об экономике фильма, его возможной судьбе.
Фильмография Сергея Лобана: «Случай с пацаном» (2001), «Соси банан» (2002), «Телевизор» (2005), «Пыль» (2005)
В фильме четыре части: «Любовь», «Дружба», «Уважение» и «Сотрудничество». Марина, а вам какая из них нравится больше всего?
Самой интересной частью мне кажется «Сотрудничество». Мне очень нравятся там герои и хотелось, чтобы это было похоже на Ильфа и Петрова, с одной стороны, с другой — чтобы это был рок. У нас не так много российских рок-фильмов.
Вы хотели, чтобы «Шапито-шоу» развлекал или давал пищу для ума?
Развлечение и должно быть пищей для ума. Это фильм-приключение, подарок, праздник, игра, что-то такое, событие интересное.
Что за проект финансирования творческих проектов в социальной сети вы запустили?
Это краудфандинговый сайт, который будет финансировать творческую деятельность не сверху, через гранты и инвесторов, а снизу — от тех, кому этот продукт предназначен.
Если это фильм, то зритель может заказать себе место в зале или имя в титрах, если музыка — человеку будет посвящён альбом, к примеру.
Краудфандинг (crowd funding) — совместное финансирование интернет-пользователями новых творческих и бизнес-проектов
А поскольку экономика склоняется в сторону электронных денег, это всё можно делать в сети. То есть находить там единомышленников и без посредников связываться с потребителем. Это важно и нужно, в первую очередь, для независимых деятелей. Мы соорудили с помощью наших друзей, компании программистов, этот проект «Напарапет», он висит в интернете. Получилось, что развивать его довольно трудоёмко, и пока мы его не можем распространить.
За рубежом такая практика уже работает. Например, американская сеть KickStarter собирает миллионы долларов за короткие сроки для выхода творческого продукта. В Англии многие музыканты выпускают альбомы с помощью своих слушателей и единомышленников. Те, кто принимает участие в проекте, являются соинвесторами, по выходу продукта они получают реборды, то есть возвраты, в зависимости от вложенной суммы.
Что ещё может получить соинвестор?
Музыканты могут подарить диск с фамилией или пригласят в звукозаписывающую студию, а если очень много денег вложено — приедут с концертом прямо домой. Такие отношения превращаются в экономику, которая исключает из себя все лишние звенья в виде продюсеров и людей, которые просто перемещают денежные потоки и с этого наживаются, хотя ничего конкретного не делают. Между творческим коллективом и потребителем существует огромная невидимая экономическая прослойка, которая при таком варианте сотрудничества исчезает. Ты сам создаёшь то, что хотел бы, чтобы существовало.
Что нужно делать, чтобы кино было интересным?
Награды «Шапито-шоу»: «Серебряный Георгий» Московского международного кинофестиваля, «Лучшая режиссура» фестиваля «Текстура» и др.
Главное — отцепиться от паровоза, не быть ни на кого похожим, действовать дерзко. А как только начнёшь быть на кого-то похожим, нужно придумать, чем ты будешь отличаться, больше экспериментировать. При этом нельзя бояться быть на кого-то похожим. Самое главное — не бояться.
«Шапито-шоу» выходит за рамки просто фильма и заканчивается фразой: «Какая мысль». Какая ваша мысль?
Мы попытались реализовать идею целой Вселенной — мир, который выходит за рамки кино. Если присутствуют в фильме, например, продюсеры Серёжа Попов и его приятель Никита Мамонов, то у них и на самом деле есть арт-проект «Толпа», куча своих инсталляций, видео, свой сайт. У Шпагина, режиссёра «Шапито-шоу», на самом деле есть свой театр. То есть деятельность, которой наши герои занимаются в фильме, есть и в их жизни. Наша мысль всеобъемлющая, если её произнести вслух, то в голове ничего не останется.