В Новосибирске прошла «Неделя свободной музыки» — уникальная по сибирским меркам серия мастер-классов, концертов, лекций и дискуссий, посвящённых современной импровизационной музыке, с участием мастеров жанра первой величины. Корреспондент Сиб.фм встретился с заместителем декана музыкального факультета Калифорнийского института искусств и выдающейся арфисткой Сьюзен Аллен и расспросил её о дирижёре как президенте и импровизации как анархии.
Честно говоря, у вас немного путаная история первого приезда в Россию. Если не ошибаюсь, в 2005 году вы решили присоединиться к группе социологов и культурологов, собравшихся проехать на поезде от Москвы до Пекина по Транссибирской магистрали, и в результате даже записали в Новосибирске альбом. А с чего вдруг?
65 долларов платит каждый абитуриент Калифорнийского института искусств при подаче документов
Всё проходило в рамках передвижной социологической конференции, посвящённой гибкости человеческого мышления. Мне как музыканту-импровизатору было любопытно поучаствовать в проекте: играть с людьми, которых ты никогда раньше не встречал. Это всегда приносит свежесть в коллективное творчество, добавляет ему вдохновенной спонтанности. Другим важным моментом было собственно путешествие по вашей стране. Наконец, у меня есть учёная степень социолога, несколько книг по социологии больших музыкальных ансамблей, то есть профессиональный интерес тоже присутствовал.
А идея записать альбом в Новосибирске как пришла?
Очень просто. Набрала в Google «Импровизационная музыка Сибирь» и по ссылкам наткнулась на некоего Романа Столяра. Написала ему письмо и приехала. Буквально с поезда мы поехали в клуб «Труба»... «Труба», да?
Есть такой.
Вот. Мы втроём — Роман Столяр, Сергей Беличенко и я — отыграли в «Трубе» концерт. Потом по дороге в гостиницу в Академгородке заехали в музыкальную школу и там записали альбом «Trialog». На следующий день я уехала.
Незадолго до этого я играла с Сергеем Летовым и Аркадием Кириченко (основатели культового ансамбля ТРИ «О», — прим. Сиб.фм) на железнодорожных путях у Ярославского вокзала в Москве. После Новосибирска был запланирован концерт в Пекине с одним местным музыкантом, но его сестра покончила жизнь самоубийством, спрыгнув с высотки. Выступление сорвалось.
Среди 200 композиторов, писавших музыку для Сьюзи Аллен, был и патриарх американского авангарда Джон Кейдж
Я приняла участие в другом концерте, где играла рок-н-ролл на каягыме (корейской
Можно сказать, что арфа в классической и импровизационной музыке — это два разных инструмента?
Нет. Разница заключена в подходах к исполнению музыки, вариантах игры, а не в инструментах. Импровизация целиком и полностью принадлежит музыканту, а классика — только композитору, с ней сложнее взаимодействовать. При этом для меня лично очень важна техника и виртуозность исполнителя, у него должна быть база, хоть какие-то азы. Понятно, что «Чёрный квадрат» может нарисовать абсолютно любой человек, но моральным правом на этот жест — закрасить холст чёрной краской — обладает только умелый художник.
Не можешь нарисовать натюрморт — за квадраты можешь не браться.
Вместе с тем, по моим наблюдениям, к импровизации склонны все музыканты. Кто-то больше, кто-то меньше, но внутри эта тяга к свободному самовыражению есть у каждого.
В Коране те, кто преступает границы праведности, обречены на «сжигающую безысходность и ледяную темноту»
Вы действительно проводите занятия по коллективной импровизации в полной темноте? Зачем?
Да, это одно из обязательных упражнений. Так я приучаю их к восприятию информации исключительно посредством слуха. Музыканту нужен навык изоляции от всех своих чувств, кроме непосредственного слушания — внимательного и вдумчивого. Визуальный ряд засоряет сознание и принципиально меняет природу взаимоотношений музыкантов — у них появляется возможность для контакта, который не всегда нужен.
Свет, конечно, выключать совсем не обязательно, но как минимум сесть спиной друг к другу будет не лишним.
Запись «Trialog» происходила в таком же режиме?
Да. Нам было важно избежать любых внутренних соглашений, исполнительского контакта, вербальных реакций на действие партнёра. Мы поставили акустические шторки и не видели друг друга. Обычно во время игры я смотрю не на арфу, а на пол — там ни информации, ни импульсов, ничего.
Вас как социолога увлекает пафос спонтанного джем-сейшена как коллективного действия, исключающего прямое управление и давление лидера?
Конечно. Во-первых, я из поколения хиппи, мне близко такое мироощущение. Во-вторых, это восстановление прав музыкантов.
До
Из этого убеждения вырастает потребность беспрекословного выполнения всех его требований.
Жак Аттали — один из фигурантов по делу о незаконной продаже оружия Анголе в
А государству нужен «дирижёр» — президент, царь, генеральный секретарь? Следует ли приравнивать в таком случае импровизацию к анархии?
Это не анархия. Поверьте, общество способно на самоорганизацию без участия лидеров и вожаков. В
В середине прошлого века импровизационные и авангардные музыканты вдохновлялись живописью, абстрактным экспрессионизмом, работами Поллока и Ротко — и переосмысляли их. А с тех пор вроде бы никем особо не вдохновлялись. Вы согласны?
Сложно сказать. Мне вообще непонятен механизм вдохновения каким-либо направлением в искусстве. Я, например, постоянно нахожусь в окружении художников и музыкантов, Калифорнийский институт искусств в этом плане идеально подходит. Но как определить, кто из них вдохновляет меня больше? Как это можно измерить? Не знаю. Единственное, что могу с уверенностью сказать, — меня вдохновляет свобода.