Лента новостей

Предложить новость

Смысл жизни и никакого дохода

Что творится в чердаке современного музыканта и что не так с новосибирской публикой
Рубрика: культура

22.06.2018 12:57

фотографии предоставила Екатерина Рудая

Пришёл, потрогал, вспомнил — 24 июня в Городском центре изобразительных искусств покажут инсталляцию «Центр скуки». Её создатель — художник, электронный музыкант, сооснователь лейбла «Эхотурист» Евгений Гаврилов. Чуть больше года назад он оказался в пучине выставочной практики как художник, но уже попал на ключевые российские показы современного искусства. Творец пообщался с корреспондентом Сиб.фм и рассказал, как он пришёл к созданию аудиовизуальных проектов, почему людям нравится Black Star и какие проблемы у местных музыкантов.

С чего начиналось твоё увлечение электронной музыкой и как это переросло в нечто большее?

Я начинал с живой музыки. Но, играя живую музыку, ты обычно взаимодействуешь с определённым количеством людей. И все должны быть увлечены этим. Я столкнулся с тем, что подобных людей в моём деле не так много. У всех свои дела, и не все воспринимали это как что-то важное.

Для них — это хобби, а для меня — что-то большее. Даже если музыка не приносит большого дохода, всё равно она является делом всей моей жизни.

В итоге в тот момент я решил попробовать сделать что-то сам. И логичным продолжением моего творчества стала именно электронная музыка.

Как и когда появился лейбл «Эхотурист»?

По-моему, примерно восемь-девять лет назад. Мы с братом решили делать что-то вместе, и появился проект FPRF (который чуть позже разросся до полноценного живого состава). И тогда же мы познакомились с группой Patience, оказалось, что у нас схожие взгляды. Мы решили проводить совместные концерты и прочее, и нам нужно было как-то назвать это объединение. Вот тогда Никита Чепурной (тогда участник группы Patience, сейчас проект Minereed) и предложил слово «эхотуризм».

По поводу музыкального образования — есть ли оно у тебя и влияет ли на становление отдельных людей, которые сейчас известны?

Когда я начал заниматься музыкой, мне захотелось получить какую-то базу знаний и, вслед за братом, я пошёл в музыкальную школу.

Но сейчас, когда пишу музыку, я стараюсь абстрагироваться от этих знаний. Да, в чём-то они могут помочь, а в чём-то, наоборот, тебя ограничивают. Условно говоря, ты знаешь, какие интервалы звучат, и знаешь, что сделать, чтобы было условно грустно или весело, да, или какое состояние передать, но эти же знания тебя сковывают.

В целом я не вижу ничего плохого в музыкальном образовании, но это точно не необходимая вещь, если речь не идёт об академических музыкантах.

Я знаю многих музыкантов, которые не знают ни нотной грамоты, ни общей истории музыки, а только свою тему, и это не мешает им быть делать что-то крутое.

Как ты считаешь, музыка и искусство в Новосибирске развиты? Есть ли в городе музыканты и достойные условия для их творчества?

У нас есть большое количество крутых академических музыкантов, но довольно плохо дело обстоит с... не то что с образованностью публики, но с её любознательностью.

Если в городе проходит джазовый фестиваль, то, чтобы люди на него пришли, достаточно надписи «Джазовый фестиваль». Может, дело в статусности джаза и он действительно нравится людям больше, чем сумасшедшие электронные эксперименты. Зачастую публика идёт на то, что ей понятно и знакомо. История с фестивалем CTM-Siberia показывает, что недостаточно просто привезти крутых мировых музыкантов, которые делают что-то не в рамках традиций. Может быть, нам не хватает каналов для донесения этой информации.

В общем, с музыкантами в Новосибирске всё хорошо, а с публикой...

Не хочу как-то принизить публику, потому что этим нужно заниматься, это должно быть систематично, чтобы люди стали ходить на твои мероприятия. У нас, наверное, есть одна сложность — нет менеджеров в музыке.

Есть крутые люди, которые могут что-то сотворить, и есть люди, до которых можно это донести, а вот медиатора нет, и это большая проблема.

Плюс, у многих людей довольно примитивный музыкальный вкус.

Ну, это зачастую не вина этих людей, а как раз-таки...

Ну, смотри: на день города возле ГПНТБ будет концерт L’One из Black Star, и туда наверняка придёт куча народу. Если бы сказали, что там будет, например, джазовый фестиваль, народу пришло бы значительно меньше.

Наверняка. Но туда придут подростки, а подростки — это главные потребители массовой культуры и музыки. Мы с братом и нашими товарищами сформулировали такую вещь: после 30 лет в России люди либо перестают слушать музыку, либо перестают ею интересоваться.

И ещё одна странная вещь. Мои сверстники любили одно время ходить на «дискотеку восьмидесятых» — тогда это было везде. Хотя они в восьмидесятые максимум родились. Это странная вещь, которая навязывается, наверное. В общем, замкнутый круг — людям дают то, что они хотят, думая, что они хотят...

...Вот именно этого.

Именно. А люди, например, просто не знают, что есть другое.

Та же Европа показывает, что публику можно воспитывать, и люди готовы ходить на что-то интересное. Это же связано не только с музыкой, а в принципе с мировоззрением человека.

Как ты пишешь свою музыку, альбомы, есть ли в них какая-то концептуальность.

Ну, это как раз тот момент, когда тебе проще что-то сделать, написать, чем объяснить это и донести до людей словами. Потому что это довольно сложно. Говорят, что это проблема почти всех музыкантов. Я люблю выстраивать какие-то концепции релизов, но зачастую это визуальные или настроенческие вещи, музыка, на мой взгляд, самодостаточна и может существовать без дополнительных объяснений, особенно, если это музыка без вокала и текстов.

У тебя есть псевдоним — Dyad. Почему ты его выбрал?

Это история, которая началась очень-очень давно, в эпоху, когда ещё нельзя было загуглить и легко всё найти. Дома стоял словарь, я нашёл в нём это слово, и мне понравилось, как оно выглядит. Я стал подписывать им какие-то вещи, а когда занялся сольным творчеством, то проблем с выбором псевдонима не возникло.

Что означает Dyad?

Это латинское слово. Обозначает цифру 2. То есть по большому счёту — ничего.

Я люблю концептуальность. И в этом слове есть двойственность. Но она уже пришла постфактум.

Как ты перешёл от просто музыки к чему-то большему?

После того как я начал заниматься электронной музыкой, у меня появилась необходимость презентовать свои работы публике и делать какие-то мероприятия. В то же время у меня появился вопрос: а как это оформлять, кто будет делать афиши и так далее...

Я из любопытства начал делать афиши. Некоторым они понравились, и меня стали просить изготовить афиши. Затем меня позвали работать в типографию, в которой мы эти афиши печатали. Так я начал заниматься прикладным дизайном.

Постепенно захотелось попробовать себя в видео, опять же — для каких-то своих целей... И затем у меня появились коммерческие заказы, я стал работать с продакшнами видео: по монтажу, и по графике. Делал трейлеры для наших мероприятий и разных фестивалей.

И уже после этого меня позвали сделать мою первую аудиовизуальную инсталляцию. Всё шло постепенно и плавно. Путь был очень длинный — около 10 лет.

Что такое аудиовизуальный проект «Центр скуки»?

Я участвовал в проекте Четвёртой уральской индустриальной биеннале современного искусства «Миростроение» в Нижнем Тагиле. Там Женя Чайка – куратор из Екатеринбурга увидела мои работы. Там Женя Чайка – куратор из Екатеринбурга увидела мои работы. Ей понравилось моё творчество, и она позвала меня в Москву в стратегический проект «Биеннале молодого искусства». Попросила меня сделать работу специально для пространства, которое она придумала в рамках своего проекта. Название я взял из работы Гастона Башляра «Поэтика пространства», в которой он описывает чердак как место, куда можно забраться, чтобы поскучать.

И я решил это интерпретировать, потому что для русского человека чердак — это то место, где есть всё, что тебе не нужно.

Ты можешь туда это отнести в надежде, что это когда-нибудь тебе пригодится или просто чтобы это тебе не мозолило глаза. Соответственно, я постарался объединить две эти вещи.

Мы объединили многоканальный звук, видеопроекцию и большое количество разного хлама, с которым зритель может взаимодействовать и на который, собственно, и проецируется видео, где всё связано с какими-то воспоминаниями.

И вот Петя Жеребцов, который сейчас является куратором в Городском центре изобразительных искусств, предложил мне это адаптировать в рамках Дня города для программы «Языки искусства».

Концепция остаётся той же самой, это чердак, на котором можно поскучать-погрустить, но он завязан на Новосибирске.

Мы с Петей ездили в Интегральный музей-квартиру Академгородка для того, чтобы выбрать какие-то вещи, которые связаны с городом. Они должны вызывать у людей какие-то воспоминания.

Словить воспоминания в «Центре скуки» Евгения Гаврилова, а также посмотреть на другие интересные выставки, в том числе репортажи Себастиана Лёршера, послушать концерты и лекции об искусстве вы сможете на «Языках искусства» 24 июня с 17:00 в Городском центре изобразительных искусств (улица Свердлова, 13).

Комментарии

Лента новостей

Статьи по теме

Image
07.02.2019

События выходных: остаёмся зимовать

Пёстрые циркачи на воде,...

Image
31.01.2019

События выходных: эта музыка будет вечной

Концентрация к...

Image
25.01.2019

События выходных: город просыпается

Акапелла, мюзикл, концер...

Популярное

Image

«Росконтроль» назвал самые лучшие марки детских подгузников

Image

Продюсер Децла назвал новую причину смерти певца

Image

Эксперты назвали марку небезопасной для здоровья отбеливающей зуб...

Image

В Республике Алтай произошло февральское наводнение

Image

Назван самый бедный регион России, и он находится в Сибири

Image

В Томске маленькую девочку насмерть загрызли две огромные собаки

Image

В Новосибирске умер один из основателей группы «Калинов Мост»

Image

Новосибирский таксист отказался везти женщину и вытащил её за шуб...

Image

Оттепель в Новосибирске скоро закончится

Image

Весна придёт в Новосибирск на две недели раньше обычного

Image

Мужчина и женщина погибли при пожаре в Новосибирске

Image

Новосибирские учёные написали письмо Владимиру Путину

Image

В Новосибирске эвакуировали посетителей крупного торгового центра