Художник из Омска Василий Мельниченко, переехавший в Германию, запустил онлайн-музей мусора, где сравнил классические произведения искусства с их «эстетическим итогом» — дизайном упаковки изображённых на них продуктов, сайт 30 сентября изучил корреспондент Сиб.фм.
Начать знакомство с музеем просят с видео, которое предлагают развернуть на весь экран и слушать в наушниках. На нём — сюрреалистическое видео танца в тёмных тонах и музыка с резкими, высокими звуками.
«Музей мусора — это опыт сопоставления Высокого искусства того, что складывалось как таковое в раннюю буржуазную эпоху и развивалось всё время развития капитализма, являясь его отражением, — и того, что стало эстетическим итогом этой эпохи — дизайн, упаковка. В Музее мусора равно представлены классика и современность как конкуренты в борьбе за вечное хранение», — говорится в заявлении организатора музея Василия Мельниченко.
В музее сопоставляют картину Петрова-Водкина «Селёдка» и упаковку сельди, Яна Вермеера «Молочница» и упаковки молока, офисной бумаги и складки полотна на картине Эль Греко «Срывание одежд с Христа».
«Ян Вермеер знаменит обращением к бытовым сюжетам, контрастному выделению объекта. Благодаря композиционной простоте и вниманию к таким подвижным субстанциям, как свет и жидкость, Вермееру удается передать вечность как навсегда застывший миг. Картина хранится в Национальном музее Голландии. Упаковка Tetra Pak является великолепным изобретением, позволяющим хранить продукт в течение длительного срока. Упаковка хорошо перерабатывается. Но, будучи оставленной в земле, живёт практически вечно», — говорится в комментарии к картине.
Тема вечности объединяет классика и современных производителей упаковки для пищевых продуктов.
Василий Мельниченко также предлагает взглянуть на мусор с точки зрения искусства: снимает невзрачный кусок пищевой плёнки и поддон для запекания в синем цвете, а также сравнивает полиэтиленовый пакет с сердечной сумкой.
Музей мусора приглашает художников делиться мусором и отправлять свои заявки на выставку.
Василий Мельниченко является организатором паблик-арт фестиваля «Пространство множественности». Одна из работ фестиваля — статуя Иисуса из мусора — в 2015 году стала причиной конфликта с епархией и Центром противодействия экстремизму.