Арт-фестиваль должен открыться в Новосибирске осенью 2022 года, но искать средства и единомышленников кураторы биеннале начали заранее. Пока без видимого результата.
Объявление об очередной попытке «перезапустить Новосибирск» и представить город как центр актуального искусства встретило прохладный приём у представителей ведущих культурных институций города, посетивших презентацию проекта: представителям театров, музеев и концертных организаций предложили объединиться, ясно не объяснив для чего.
Презентация проекта «Сибирская биеннале современного искусства» прошла на площадке Центра молодёжи «Альтаир». Что логично: масштабный художественный форум собирается организовать и провести группа молодых кураторов, сформировавшаяся на базе художественного центра «АРТ ЕЛЬ».
Мероприятие было организовано скромно, почти по-домашнему, разве что присутствие заместителя министра культуры Новосибирской области Григория Милогулова, ректора НГУАДИ Натальи Багровой и председателя новосибирского отделения Союза художников России Вадима Иванкина должно было добавить собранию представительности. В обсуждении проекта также приняли участие деятели театра, представители музейного и музыкального сообществ, художники.
В идейном плане организаторы биеннале снова, как и их многочисленные предшественники, сделали упор на вечные постулаты: «Новосибирск – культурная столица Сибири», «третий мегаполис страны» и «территория экспериментов». В качестве примера, что в тут возможно всё, опять были упомянуты «возникший в лесу, в тайге» Академгородок, «Сибирский Колизей», он же театр оперы и балета, и рукотворное Обское море.
Снова, как уже бывало не раз, вспомнили про «эффект Бильбао». Почти четверть века это любимый сюжет деятелей актуального искусства: как возведённый в столице басков музей Гугенхайма сделал заштатный приморский город мировым культурным центром.
Да, все хотят, чтобы было, как в Бильбао! Не у всех получается, но история про то, как «современное искусство преобразило город и спасло его экономику», не теряет актуальности для современных художников и кураторов. Заявляя цели и задачи биеннале, её инициаторы ставят для себя высокую планку.
«Создаётся впечатление, что Новосибирск – это какая-то периферия. Наш проект направлен на то, чтобы вписать Новосибирск в международный контекст. Мы познакомим весь мир с местной культурой. В первую очередь, с современной. Мы презентуем Новосибирск в качестве столицы современного искусства в России, приобщим Сибирь к традиции проведения больших культурных проектов», – уверен куратор арт-пространства «АРТ ЕЛЬ» Антон Ниязов.
Представляя проект биеннале, идейные вдохновители трактуют её не как региональное, а как всероссийское событие. Соответственно цели и задачи максимально широки: позиционирование Новосибирска за рубежом как культурного центра, где мощно развивается актуальные художественные практики и проекты, созвучные мировым художественным тенденциям. С другой стороны, организаторы форума для привлечения заграничных туристов не чураются использовать самые расхожие представления иностранцев о «земле за Уралом».
«Сибирь – это настоящая Россия. Bсе стереотипы – снег, шапки-ушанки, медведи – находятся не в Москве. Они находятся здесь, как ни парадоксально», – подчёркивает Антон Ниязов.
С главной климатической особенностью региона связана и эстетическая концепция будущего арт-форума, обозначенная как «Белая биеннале». В этом названии множество смыслов и контекстов.
«Это цвет снега. С другой стороны, как это ни печально, Сибирь для многих – это «белое пятно» на карте. Не только для иностранцев, но и для многих россиян. Наша задача – открыть Сибирь. Как территорию ресурсов, но не экономических, а культурных», – обозначила концепцию биеннале Саша Зайцева.
Название отображает и организационную структуру культурного форума, а главное – его содержательную часть. Как белый содержит все остальные цвета спектра, так и в программе биеннале заявлены практически все виды искусств: театральные постановки и концерты, художественные выставки и танцевальные перфомансы, литературные чтения и архитектурные лаборатории. Планируется и обширная off-программа: экспертные обсуждения, кураторские школы и проекты, арт-резиденции.
Под эгидой биеннале организаторы предлагают объединить все значимые культурные события, которые пройдут в городе осенью – в начале зимы 2022 года.
Недосформированность, стихийный характер составления программы, её содержательная чехарда вызвала резонные вопросы у тех, кто давно занимается организацией фестивалей и культурных проектов в регионе.
«Складывается впечатление, что вы нас приглашаете, не совсем понимая куда. И пока непонятно, чего вы хотите. Как будет наполняться ваша программа? У многих культурных учреждений есть свои мероприятия, которые связаны с современным искусством. У нас в консерватории, например, в ноябре проходит фестиваль современной музыки «Сибирские сезоны». Что должно сподвигнуть нас поделиться своими программами с биеннале?» – спросила проректор по творческой деятельности Новосибирской консерватории Наталья Санникова.
От масштабирования мероприятия выиграют все, уверены инициаторы биеннале.
«Только объединившись, мы сможем громко заявить о себе. Сегодня ситуация такая: есть один фестиваль, другой. Всероссийский, международный. Но знают конкретно о вашем фестивале в столичной среде? Мы не хотим отобрать у вас площадку или зрителей. Мы хотим объединиться, чтобы Новосибирск засветился на культурной карте страны благодаря вашим проектам», – отметила Арина Брованова.
Заниматься формированием программы будет кураторский совет, но кто в него войдёт – этого организаторы не раскрывают. Также как ничего не было сказано про бюджет биеннале, хотя бы приблизительный, а из источников его формирования упомянуты гранты, частные пожертвования и, конечно, поддержка регионального минкульта.
Хотя у представителей министерства культуры Новосибирской области также возникли вопросы к организаторам. В частности, о продолжительности биеннале: по предварительным данным, оно запланировано на середину октября – середину декабря 2022 года.
«Два месяца, мне кажется, это слишком амбициозная задача. Удержать концентрированное внимание вокруг одной темы в течение двух месяцев, наверное, можно. Но сложно. Те примеры, которые вы приводите в подтверждение, что два месяца – это устойчивая практика, там это реализовалось не с первого раза всё-таки. Быть может, следует чуть подсократить запал и амбиции и сделать биеннале короче?» – задал вопрос заместитель министра культуры Новосибирской области Григорий Милогулов.
Организаторы объяснили, что сроки пока жёстко не установлены. Но, по совету столичных консультантов, осень и начало зимы – удобное время для приглашения в Сибирь европейских арт-деятелей и туристов.
«Когда мы обсуждали предварительно программу биеннале, возможность приглашения крупных европейских арт-деятелей и зрителей, мы хотели, чтобы был снег. Но ещё не было так холодно, как в январе или феврале. Поэтому как точка начала возник октябрь, когда у нас выпадает первый снег», – отметила Саша Зайцева.
В ответ на резонное замечание, что каждую осень в городе проводится много культурных событий и фестивалей, инициаторы биеннале подчеркнули: они проанализировали культурный календарь Новосибирска и выбрали эти месяцы как «самые просадочные».
Озвучили инициаторы форума и идею пригласить на «Белую биеннале» художников, деятелей искусств из городов-побратимов Новосибирска. А также создать в рамках нашего мероприятия тематические площадки городов-побратимов.
Сверхзадачей и следствием проведения арт-форума, идеальной мечтой, к которой предлагают устремиться всем идейные вдохновители биеннале, должна стать разработка проекта, а затем и строительство в Новосибирске Музея современного искусства.
Благая цель обозначена, пути её достижения туманны. На презентации проекта даже его сторонники, соглашаясь с общей концепцией, высказывались в том смысле, что непонятно, какая помощь нужна на первом этапе? Другие отмечали, что хотелось бы большей конкретики при проработке эстетической концепции. И «Белая биеннале» – это всё-таки что? Авторский кураторский проект или несколько отдельных фестивалей, объединённых по довольно формальному принципу?
Не на все вопросы у организаторов презентации «Сибирской биеннале современного искусства» нашлись исчерпывающие ответы. Они лишь констатировали: есть проектная команда, которая будет заниматься подготовкой форума в течение двух лет. И первое, что она сделает в самое ближайшее, – это создаст сайт, «наполненный анонсами идей и мыслей» грядущего масштабного культурного фестиваля.