«Моя любовь - это сказки»: режиссёр из Новосибирска рассказала об учёбе в Лос-Анджелесе, съёмках на родине и планах снять фильм про сибирскую шаманку

21.11.2020 13:01

Фото Анастасии Вороновой и Александра Брежнева

На счету Маргариты Волковой, талантливой выпускницы Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова и уроженки Новосибирска, уже несколько короткометражных фильмов. В мае её лента об ужасах карантина вошла в десятку победителей на Всероссийском конкурсе короткометражек «Новый Декамерон». А летом Маргарита сняла в столице Сибири ещё одну картину — фильм “Вместе”, рассказывающий о выборе молодой пары между карьерой и детьми. В интервью Сиб.фм молодой режиссёр рассказала о том, как кинематограф стал делом жизни, какие истории набирают популярность в новом мире, и почему важно снимать кино в родном регионе.

Как вы попали в кино? Почему выбрали эту сферу деятельности?

Я пришла в кино не сразу. Это был путь длиной в семь лет. Сначала я была только актрисой и попала под крыло Сергея Афанасьева в Новосибирске. В 2012 году он взял курс в театральной студии с непрофессиональными актёрами, и вскоре мне посчастливилось попасть в созданную им же театр-студию «Среда».

Потом так сложилось, что мне предложили съездить на краткосрочные курсы в Лос-Анджелес, где нам дали возможность поработать на площадках Universal Studio и Warner Brothers. Удивительно, но на этом курсе нам удалось не только побыть в кадре, но и поснимать. Помню, как меня накрыло от своего первого минутного фильма. Сейчас, конечно, он мне кажется смешным и неуклюжим, но тогда это были восторг и счастье. В первую очередь от того, что я как будто взялась конструировать ракету в темноте на ощупь и каким-то чудом у меня получилось.

Вернувшись в Новосибирск, я решила повторить этот опыт и стала пробовать себя в видео. Так как в то время я работала в СМИ, то начала снимать ролики с выдающимися новосибирцами. Искала творческие заказы, делала клипы знакомым и друзьям. Вскоре я сняла свою первую авторскую короткометражку «Вера», с которой попала на Каннский кинофестиваль. И, наконец, в 2019 году мне посчастливилось попасть в пятерку студентов, которых ежегодно набирает академия кинематографического и театрального искусства им. Н.С. Михалкова. Учёба там дала мне новый толчок: меня и ещё нескольких выпускников пригласили сделать работы для киноальманаха “Прятки”. Это, по сути, уже выход в большое кино, по крайней мере одной ногой точно.

Расскажите о работе над фильмом “Вместе”, вошедшем в киноальманах.

Работа над этим фильмом началась в 2019 году, ещё во время сдачи сессии и подготовки к съёмкам дипломного фильма. Это был «жаркий» май и чтобы всё успеть, я пригласила соавтором ещё одного новосибирца, Александра Ворожейкина. Будущий альманах посвящался теме детства. Я захотела сделать кино о “детях”, которые взрослеют благодаря появлению своих детей.

Дело в том, что рождение моей дочери стало огромным толчком для моего собственного взросления, и мне есть о чём рассказать: о страхе потерять независимость, о выборе между профессиональной мечтой и материнством, о роли мужчины и женщины в конце концов. Вообще сначала мы думали, что фильм будет комедией, но по мере работы над сценарием эта история стала слишком личной и переросла в драматический фильм “Вместе”.

Как вы выбирали актеров на главные роли?

Несмотря на то, что это короткометражный фильм, в истории задействовано много действующих лиц – два главных актёра и ещё семь второстепенных персонажей. Кастинг длился четыре дня на площадке “Арт Усадьбы”, было отсмотрено более 70 человек. Это был достаточно сложный и долгий этап. С одной стороны, несмотря на то, что в Новосибирске много талантливых актёров, они не имеют опыта работы на камеру, а это значит, что во время съёмок нужно закладывать больше времени и соответственно больше съёмочных смен и денег. С другой стороны, энтузиазм, сплоченность и большое желание сибиряков развиваться в кино, компенсируют отсутствие навыков работы в кадре. Кроме того, передо мной стоял очень жестокий для меня выбор играть ли самой или отдать главную роль. В Москве я, пожалуй, бы точно отказалась, слишком много стрессовых факторов. А здесь, дома, было чувство поддержки и защищенности. Мы могли себе позволить больше свободы и, как любит говорить мой мастер Владимир Хотиненко, радость творчества. К тому же наш московский продюсер Татьяна Воронецкая, у которой за плечами более 70 проектов, и креативный продюссер Андрей Богатырёв поддержали меня.

Почему вы решили снимать именно в Новосибирске?

Я уже несколько лет общаюсь с ребятами из Молодежного Центра Союза кинематографистов РФ, где активно продвигается тема регионального кино. Были мысли взять на себя роль драйвера и открыть сибирский региональный продюсерский центр, но затем я поняла, что лучшее, что можно сделать – это создать прецедент. То есть не словом, а делом показать, что в Сибири можно создавать серьёзные проекты.

Конечно, после обучения в академии Михалкова, мне стало понятно, почему крупные продюсеры не стремятся уезжать далеко от Москвы. Это попросту ведет к удорожанию производства. В регионах нет техники и специалистов. То есть на моих внутренних весах с одной стороны было чувство дома, свобода и «радость творчества», а с другой – поиск людей и ресурсов, которые закроют «дыры», в том числе финансовые. И если бы на проект не отозвались партнёры, я была бы вынуждена вернуться в Москву.

Но мне снова повезло, случилась беспрецедентная в условиях пандемии коллаборация бизнеса и искусства. В проект вошли компании «Грифон», «Чашка кофе», «Арт Усадьба», лофт «Подземка», универсам Lukse, Новосибирский зоопарк, а также местные дизайнеры одежды и украшений, и лидирующие СМИ — журнал «Leaders today» и портал sib.fm. Также благодаря поддержке министерства культуры, у нас появилась возможность организовать масштабные съемки на Михайловской набережной и привлечь горожан к участию в массовых сценах. Мне кажется, что летом все устали бояться вируса, и наш проект стал глотком свежего воздуха, радости и надежды. Согласитесь, поддержка арт-проекта во времена бурных изменений дорогого стоит. Да, во время съёмок стало понятно, что нужно было везти больше московских специалистов и техники. Но кино случилось, и я по-прежнему верю, что все от этого только выиграли. В конце концов всё уляжется, а кино о важных ценностях и смыслах останется навсегда в истории города. Вот произношу эти высокие слова, и снова верю, в Сибири можно снимать большое кино.

Расскажите, кого вы считаете интересным из современных российских режиссёров, актеров и актрис?

Я люблю типажных ярких актеров, которые обладают своей уникальностью и даже странностью во внешности, таких как Мерил Стрип. Не идеальных, но обладающих магнетизмом. К слову, инаковость – это не такой уж и новый тренд в Европе и мире. Инстакрасотки уже никому не интересны, да и никогда не были интересны всерьёз. У нас в Новосибирске достаточно много таких самобытных и ярких актеров, с которыми я мечтаю поработать. Ирина Богирова, Максим Гуралевич, Полина Грушенцева, Нина Сидоренко и много ещё артистов со своим стилем. Они могут очень лихо раскрыться. А ещё мне нравятся актёры за 30, у них глаза другие, понимаете?

Из режиссёров сложно выделить кого-то одного. Поймите, я смотрю в среднем по 15-20 фильмов в месяц и у меня давно случилась профдеформация. Из последних открытий – это режиссура Михаила Сигала, чья искромётная картина «Глубже!» взяла специальный приз Кинотавра в этом году и заставила меня подпрыгивать на кресле от радости. А ещё фильмы «Грех», «Бык» и «Китобой» тоже зашли в душу и до сих пор не вышли. А ведь они все очень разные!

А из иностранных коллег кого вы можете выделить?

Последние несколько лет громко звучит корейский кинематограф. Все уже наверное посмотрели “Паразитов” и «Пылающего», если нет, то рекомендую. Вообще, так как я давно пишу сказки и мечтаю создавать фэнтези, я все больше начинаю изучать этот жанр и соответственно мастеров, таких как, Тарсем Сингх («Запределье»), Мишель Гондри («Пена дней»), а ещё недавно посмотрела с дочерью совершенно очаровательную картину Саймона Эбауда «Фантастическая любовь и где её найти».

Кого бы вы назвали своим учителем? Кто оказал на вас влияние, как на специалиста?

Смотреть картины великих мастеров – это лучшие мастер-классы. Но мой путь определяют не только мечты о великом, мой путь складывается благодаря реальным людям. Например, Сергей Афанасьев, который поверил в меня и взял под своё крыло. Затем Майкл Файнштейн, продюсер курса в Лос-Анджелесе, сказал мне судьбоносную фразу: «Если хочешь сниматься в кино – не жди случая, а снимай собственные проекты». Следом был кармический толчок от руководителя МК СКРФ Дмитрия Якунина, который рекомендовал мне попробовать поступить в Академию Михалкова, хотя я не верила, что получится. Конечно же, Владимир Иванович Хотиненко, мой мастер в академии, который отмечал, что нельзя позволять производственному аду поглотить творческую искру проекта. Ну и сам Никита Сергеевич, который одним своим присутствием возвышает и перенастраивает внутренний камертон.

А ещё, знаете, когда ты решаешь заниматься кино, мало кто из окружения, упустит хоть и маленькую но радость покрутить пальцем у виска, и каждый встреченный человек из индустрии становится словно божественное обещание. Он одним своим присутствием доказывает, что всё возможно. Ты как и он из плоти и крови, с той лишь разницей, что у него позади «огонь, вода и медные трубы» и те пресловутые десять тысяч часов, если не сто. Именно это даёт энергию и импульс двигаться вперёд.

Какие темы и жанры вам ближе всего?

Мы живем в эпоху маркетинга смыслов, а после самоизоляции так и подавно бездумное потребление ушло и, в конечном счете, главное теперь «про что?» тот или иной товар или человек. Крупнейшие корпорации ещё в 2015 году подхватили этот тренд. Так, Nike последние несколько лет активно качает темы женского равенства, а Adidas – окружающей среды. И мне как автору стало необходимо нащупать и определить свой смысл. Собственно во время весеннего карантина у меня появилась возможность поработать над личным брендом, ответить себе на этот стратегический вопрос.

Меня завораживает тема борьбы со страхами. В большей степени, современные женские страхи: доверия, принятия своей гендерной уникальности, когда общество пропагандирует ценности «унисекс», страхи материнства, когда кругом фиксация на удовольствиях. Мне интересно исследовать тему выбора между страхом и доверием судьбе, вызовам, которые она даёт. И мне важно создавать новые архетипические сюжеты, где препятствие – это приглашение к росту, где «темный лес» — это зона развития, где «баба яга» — проводник к эволюции. Одним словом, я за диалог через архетипы, причем архетипы переосмысленные.

То есть в основе ваших историй сказочные архетипы, так? Можно сказать вы современная сказочница?

Для меня кино – это и есть современные сказки. И следующий фильм, который я задумала, это история про сибирскую Бабу-Ягу, вернее, про сибирскую шаманку. Я планомерно иду к фэнтези и считаю, что местный фольклор и аутентичные места — это уникальное богатство, с огромным потенциалом! Кстати, именно на такие истории сейчас посматривает Netflix, потому что, как я уже говорила, все ценнее инаковость, аутентичность и истории с уникальной айдентикой.

Сейчас я нашла большую часть команды для проекта, включая художественного руководителя и актера на главную роль, и мы начинаем искать местных партнеров. Я надеюсь, что следующим летом получится снять эту историю именно в Сибири. Местная поддержка, как и в проекте «Вместе», будет принципиальным аргументом для московских продюсеров.

Ваш комментарий

Новости партнеров

Новости партнеров

Загрузка...