«Батя» на больших экранах: режиссёр из Новосибирска Дмитрий Ефимович – о том, как создаётся по-настоящему близкое кино и зачем он следит за погодой в Бердске

фото «Батя» на больших экранах: режиссёр из Новосибирска Дмитрий Ефимович – о том, как создаётся по-настоящему близкое кино и зачем он следит за погодой в Бердске
фото «Батя» на больших экранах: режиссёр из Новосибирска Дмитрий Ефимович – о том, как создаётся по-настоящему близкое кино и зачем он следит за погодой в Бердске

Фото - кадры из фильма "Батя"

Режиссёр Дмитрий Ефимович в эксклюзивном интервью Сиб.фм рассказал, как снимался фильм «Батя» и что сказал о картине его отец.

Накануне известный режиссёр Дмитрий Ефимович презентовал в кинотеатре «Победа» фильм «Батя». В картине, которая 23 февраля выйдет на широких экранах кинотеатров, показана история пути взрослого героя к своему бате, суровому русскому мужику, воспитавшем сына так, как это делали все советские люди — ставили в угол и заставляли читать газеты. Насколько эта история личная и почему без старого доброго ремня в деле воспитания детей порой не обойтись, Ефимович рассказал в интервью Сиб.фм.

Дмитрий, что сказал о фильме ваш отец? И вкладывали ли вы в работу воспоминания о нём?

Да, вкладывал. Впечатления у него, по его словам, хорошие. По моим собственным ощущениям, разные. Он внимательно смотрел. Что касается воспоминаний, то они реальные и вымышленные одновременно. Потому что наш воспоминания – это не документальный материал. И в фильме точно также. Пока Макс обижается на отца, у него всё в каком-то таком свете страшном. Но не обязательно это значит, что так всё и было у меня. Воспоминания вообще жанр художественный. И все авторы фильма так или иначе внесли туда какие-то свои воспоминания из детства. Удивительно, что вносили их все, и при этом все узнают что-то своё. Вчера на премьере подошёл один продюсер и сказал, что он вырос в Тбилиси, и всё было ровно также. А его жена сказала, что её в садике вот так сажали на шкаф, чтобы она не мешала. Ещё один друг наш из Камеди сказал: «Я вырос в Ереване, но это мой батя!» То есть это такой собирательный образ. И заслуга Володи в том, что он во многом очень попал в него. Он невероятно талантливый актёр. И смог сделать своего героя и органичным, и понятным.

Как думаете, остались такие отцы? Есть они сегодня?

Точно знаю, что остались. Дня три назад я катал по Москве своих друзей, и выяснилось, что они сейчас вот так воспитывают своих детей. То есть где-то могут и ремня всыпать.

А в какие моменты ваш отец должен был узнать себя?

Внёс я только некоторые, но узнать он должен был, конечно, все моменты. Во всяком случае, мама сказала, что это он там.

Часто ли вы навещаете родителей, которые живут в Бердске?

Пару раз в год. Последний год не навещал по известным причинам. Какое-то время ничего никуда не летало. И вот мы увиделись спустя долгое время. Ну и фильм этот они тоже очень долго ждали. Съёмки длились 29 дней с перерывами. Мы снимали всю осень 2019 года. К марту 2020 года мы сделали его полностью.

Любое кино – плод коллективного труда. Но этот фильм особенно. Там одних только сценаристов семь, продюсеров тоже семь.

фото «Батя» на больших экранах: режиссёр из Новосибирска Дмитрий Ефимович – о том, как создаётся по-настоящему близкое кино и зачем он следит за погодой в Бердске 2

Тяжело ли было работать с детьми?

Я работал раньше с детьми. Но в этот раз это было очень легко. Большое спасибо за это и детям, и их родителям, которые тоже постоянно были на съёмках, где-то помогали их правильно настроить. Дети сами очень талантливые.

Несколько лет назад снимался пилот сериала «Взрослые разговоры». Он был совсем о другом. Но у одного из героев была линия воспоминаний о своём детстве. И в этих воспоминаниях снимался как раз Володя Вдовиченков и другой мальчик, который уже вырос и нам не подошёл. И этот пилот тогда не прошёл – сериал снимать не стали. Но все, кто его смотрели, отмечали, что эта линия воспоминаний была самой интересной. И именно тогда решили сделать из этого отдельного историю.

А как вы доводили детей до слёз, до криков? Есть свои профессиональные секреты?

Ну вот Андрюшку до слёз доводила мама (в сценах, где у него поранена рука). Я сам не знаю, как она это делала. Она забирала его в павильоне за декорацию, а потом выводила уже готового. Тут никакой вины моей нет. Не надейтесь. На себя я эти детские слёзы не возьму.

фото «Батя» на больших экранах: режиссёр из Новосибирска Дмитрий Ефимович – о том, как создаётся по-настоящему близкое кино и зачем он следит за погодой в Бердске 3

А у вас самого есть дети?

Да, у меня есть дети. Сегодня я сказал, что самые интересные годы моей жизни прошли в Новосибирске. Но в каком-то смысле это не совсем так. На самом деле, самые интересные годы начались, когда родились мои дети. По сравнению с ними даже весёлые 90-ые меркнут.

Как раз когда мы начали готовиться к «Бате», моему сыну было меньше года (9 месяцев). Мы приступили к съёмкам, сыну исполнился год. И мне это тоже очень помогало, если честно.

Можете рассказать про квартиру из фильма? Как вы её нашли?

Мы её не нашли. Мы сначала искали, но не нашли. Есть такой термин в киношном мире – «выселенка». Это дома, которые ещё не снесли, но жильцов из них уже выселили. И если они подходят, там можно поклеить какие надо обои, сломать, достроить и так далее. И там можно снимать – соседям не мешаешь, можно и днём, и ночью работать, можно за окном поставить свет – никто ругаться не будет. Это удобно. Но нам не подошло ничего из всего, что мы видели. В итоге мы пришли к продюсерам и сказали: «Надо строить». Квартира «Бати» вместе с подъездом и лестницей – это целиком построенная в павильоне декорация. Строили её как раз выпускники Новосибирского художественного училища – Денис Бауэр и Павел Россомахин. Это, конечно, чудо настоящее. Когда такие талантливые художники делают декорацию. Потому что когда ты заходишь в павильон и видишь так хорошо сделанные декорации, художников в штанах, испачканных краской, и с красными глазами, потому что они последние трое суток не спали, спешив закончить, это поражает по-настоящему. Там всё можно было потрогать, всё было очень реалистично. Я был в восторге.

Сам предметный мир создавался тоже большим коллективным трудом – каждый что-то находил и привносил. Все вместе это делали.

В фильме висят и несколько постеров из начала 90-ых. В начале 90-ых они были везде и всюду. Это была первая такая реклама – девушки в мини-юбках с магнитолами. Эти постеры восстановил наш художник Денис и напечатал.

фото «Батя» на больших экранах: режиссёр из Новосибирска Дмитрий Ефимович – о том, как создаётся по-настоящему близкое кино и зачем он следит за погодой в Бердске 4

Какой была реакция зрителей на разных показах?

В Москве я был на двух показах из трёх – на обоих реакция отличалась. И в Новосибирске конечно тоже по-другому было. Сидишь, регистрируешь: на каком моменте больше смеялись, какой момент зашёл – какой не зашёл. И вот эта характеристика «максимум смеха» — она отличается. На одном московском показе, где публика была разношёрстная, но в большей степени попадающая в возрастной диапазон аудитории фильма, всё заходило очень хорошо. И большинство там, кстати, были не москвичи. На другом показе иначе воспринимались некоторые моменты фильма. Но в Новосибирске, на самом деле, лучше всего. Мне говорили некоторые, что в регионах так не зайдёт – понервничаешь, где-то же, возможно, так живут до сих пор. На что я отвечал, что так уже, пожалуй, не живут нигде, но, может быть, лучше помнят. Вот поэтому люди моложе, а реагируют хорошо – помнят всё то же.

Какова аудитория фильма?

Те, кто рос с 1980-го до 1995-го. Почему такой большой разброс? Потому что мы выбирали когда центр нашей истории – где-то в 1992 году он у нас находится, мы пришли к выводу, что 92 год от 82 отличался мало. Значительно меньше, чем от 95. Потому что именно после изменений 91 года всё резко начало меняться. Но по инерции первые пару лет всё держалось так, как было в 80-ые. Во многом по быту и предметному миру 92 год был почти таким же, как 82.

Если бы вас попросили ответить на вопрос: о чём ваш фильм? Как бы вы сами его охарактеризовали?

Фильм «Батя» про то, что такое быть сыном и что такое быть отцом. Причём эти вещи неразрывно связанные. Я в своих отношениях с отцом реально разобрался не раньше, чем у меня самого появился сын. Даже дочь была, и немножко это всё оставалось нерешённым.

Вот родители нам говорят всё время: «Вот будут у тебя свои дети, тогда поймёшь!» А я всё думал: «Ну в смысле тогда? Я и сейчас всё понимаю. Взрослый человек, у меня высшее образование. Что я ещё потом нового могу понять?». А потом появились дети, и я понял, что моя мама имела ввиду, когда так говорила.

Какой отец вы сам? Как «Батя»?

Слушайте, вот Максим в этом кино – он как «батя» или нет? Вот в нём есть и то, и другое. И мне кажется, что во всех так. Но я думаю, что мысль «я не хочу быть, как батя» порой посещает всех. Я так думал в какие-то моменты жизни, да. А в какие-то моменты жизни я наоборот хотел быть, как он. И в итоге так и получается. В чём-то мы такие, как наши родители, а в чём-то нет. Например, я воспитываю сына в современных гуманных традициях, но иногда прям мне хочется по жопе ему дать.

Ещё одна популярная сегодня тема – эмоциональный интеллект. Это и про него тоже. Наверное, это связано с тем, что была война, потом послевоенное поколение... И вот эти люди, они любят, но говорить об этом не умеют, потому что их не научили. Мы все в семье друг другу говорим: «Я тебя люблю». Каждый день и много раз. Сын ещё говорить не умел, ему все это говорили. И когда он научился, он тоже начал это говорить.

фото «Батя» на больших экранах: режиссёр из Новосибирска Дмитрий Ефимович – о том, как создаётся по-настоящему близкое кино и зачем он следит за погодой в Бердске 5

Можете ли вы назвать «батю» сатирическим образом?

Сатирическим нет. Потому что сатира – это высмеивание. 11 лет назад я снимал «Нашу рашу», и вот все персонажи там были сатирическими. Мы их не любили. Ну то есть любили как художники созданный нами образ, но только в этом смысле. Мы относились к ним очень критически. Но батю никто из создателей фильма этого не критикует. Да, я не поддерживаю такие методы воспитания, но я и никто из нас их не критикуем, не осуждаем и не оцениваем.

Это не то кино, где авторы пытаются вам показать что-то, что вы не знаете или не видели. Наоборот мы хотели показать вам что-то знакомое. Отношение, которые мы все видели. Кто-то узнаёт мир, кто-то само отношение. Этот фильм – попытка поговорить на определённую тему. Лёгкий разговор из разряда «а помнишь-помнишь?». То есть попытка поговорить о хорошо известном и, быть может чуть иначе на это взглянуть.

Это вовсе не попытка разделить категорично на «хорошее» и «плохое». Любое общение лучше, чем его отсутствие. Общение – это всё равно притяжение. Да, люди разные, конфликты есть. У каждого свои тараканы, свои идеи. Взрослому человеку тоже сложно общаться со своими родителями. Есть такая штука в психологии – нельзя ничему научить своих родителей. Потому что ты не можешь быть для них авторитетом. Ты можешь быть академиком, кем угодно. Так устроен мир.

Разным поколениям ещё и сложно друг друга понять. Но вот когда они пытаются это сделать, это прекрасно. Ими движет любовь, они не закрываются друг от друга. И что-то решают.

Когда мы уже начинали снимать фильм, мы не знали, какой будет финальная сцена. Потому что на тот момент не очевидно было, что с этим всем делать. И потом появился тот вариант, который написал Антон Зайцев (продюсер, потому его и указали в числе авторов сценария).

Когда я увидел его описание, мне сначала он очень не понравился. Потому что ехали, ехали, и приехали. Ну поговорили, и что? А потом вдруг стало понятно: а чего ещё можно ждать? Что приедет сын взрослый к отцу, с которым у него есть какой-то нерешённый конфликт на протяжении нескольких лет. Что-то там скажет, и отец раз – и поменяется. Да нет, нет конечно. Это невозможно. Максимум – можно сказать, что у тебя на сердце, послушать другого человека, что у него, и просто сказать друг другу: «Я тебя люблю». Но при этом и тот, и другой останутся теми же людьми.

фото «Батя» на больших экранах: режиссёр из Новосибирска Дмитрий Ефимович – о том, как создаётся по-настоящему близкое кино и зачем он следит за погодой в Бердске 6

И в каком-то смысле это прекрасно, что, когда герой приезжает к бате, он таким же и остаётся. В нём стальной стержень – вот он такой, и всё. Он состарился, но себе не изменил.

Ничего другого в финале произойти не могло. Любая другая развязка этой истории была бы враньём просто.

Но в финале фильма в каком-то смысле герои примиряются. Когда отец с сыном говорят друг другу, что любят, фраза бати «Шикарное у тебя было детство» и ответ на неё героя «Да, батя, самое лучшее» воспринимаются именно как финальный аккорд примирения.

Как только ты наполнен другим, ты начинаешь воспринимать всё иначе. И эта перемена эмоции она может происходить с человеком в одно мгновение. После показов в Москве ко мне подошли два психолога, и оба сказали, что этот фильм лечит. Один мой друг на показе расплакался.

Трагический финал не рассматривали?

Мы хотели, чтобы зритель в какой-то момент об этом подумал. Но делать такую развязку – зачем?

А где мама в этой истории? Почему её так мало?

Ну это история про «батю». Мы не говорим напрямую, почему она ушла. Зритель может сам для себя выбрать причины. Но она ушла.

фото «Батя» на больших экранах: режиссёр из Новосибирска Дмитрий Ефимович – о том, как создаётся по-настоящему близкое кино и зачем он следит за погодой в Бердске 7

Как происходил выбор актёров на главные роли?

Вдовиченков был очевидным выбором после того пилота, о котором я говорил. Лядова тоже, на самом деле. Она появляется всего дважды, но оба раза прекрасна.

А Стас Старовойтов с Надей Михалковой проходили кастинг в первый ещё пилот, но не снимались там. Когда мы посмотрели материалы с ними со старых проб, решили вызвать ещё раз. Перед ними мы успели посмотреть и нескольких других актёров. Но когда пришли Стас с Надей, мы поняли, что они хорошо попадают и вместе хороши.

Стас ещё был хорош тем, что в своих стендапах он в отличие от других комиков на семейные темы всегда говорит. И это ему близко и органично.

За что вы любите Новосибирск? И не планируете ли снять здесь фильм?

В 2013 году я уже снимал в Новосибирске короткометражку. В Академгородке, кстати. Конечно, я бы с удовольствием снимал здесь фильмы, если бы они здесь снимались. Я бы и в Москву никакую не поехал. Я туда поехал, потому что там работа была, которая мне интересна. Как только в Новосибирске появится возможность этим занимается, я тотчас вернусь. Я в Новосибирске прожил 10 лет, до этого 14 лет жил не в Новосибирске и 21 год прожил в Москве. Но своей родиной я ощущаю Новосибирск. И с удовольствием бы сюда вернулся.

фото «Батя» на больших экранах: режиссёр из Новосибирска Дмитрий Ефимович – о том, как создаётся по-настоящему близкое кино и зачем он следит за погодой в Бердске 8

Какие ощущения и эмоции вы испытали, вернувшись? Как оцениваете город – изменился он или нет?

Классные ощущения. Я из окна гостиницы выглянул, увидел театр «Красный факел» и вспомнил, как в 16 лет из Академа возил подругу на спектакль туда. Это так круто было. Это почему-то было чертовски далеко. Это был целый ивент прям.

Когда я учился в университете, я состоял в студенческом клубе, какое-то время был его президентом, в КВН играл. И у нас была такая тема – Володя туда, и я говорил шикарно совершенно: «Прекрасен летом, красив зимой, господи ты божешь мой, Новосибирск родной!» И я частенько это повторяю, когда приезжаю сюда.

Но зимой я не был в Новосибирске года 3 или 4. В последнее время получалось по теплу приезжать. А тут вот зимой.

Морозы пропустили.

Ну как пропустил, у меня родители здесь живут, я с ними всё время на связи. Невозможно пропустить. У меня в телефоне фотографии термометров.

Фильм «Батя» с 23 февраля во всех кинотеатрах страны, 16+

 

Хотите видеть больше интересных новостей?
Добавьте наш канал в избранное в Google News и Яндекс Новости:

Ваш комментарий

Новости партнеров

Новости партнеров

Загрузка...