Кто готов смотреть кино в 30-градусную жару, почему короткометражки становятся популярнее каждый год и при чём тут клиповое мышление? Рассказываем в репортаже с Фестиваля уличного кино, который прошёл в Новосибирске в последние выходные июля.
Тропинка к «Балкону», открытому пространству, который в этом году стал площадкой Фестиваля уличного кино, выделена цветными флажками, которые плещутся на ветру.
Традиционно показ фестивальных короткометражек всегда проходил в Нарымском сквере, который считается основной площадкой проекта «Кино на траве». Именно в партнёрстве с ним Фестиваль уличного кино проходит в Новосибирске, а федеральная поддержка пришла от онлайн-кинотеатра KION.
В этом году, чтобы соблюсти все санитарно-эпидемиологические нормы, показ переместили на «Балкон».
Вся дощатая площадка заставлена огромными кресло-мешками и раскладными стульями — они постепенно становятся такими же горячими, как пропитанный солнцем воздух. Все выходные температура опускается ниже 30 градусов только ночью, но жара не отпугивает зрителей: свободных мест совсем нет.
Как рассказали организаторы, обычно «уличная» часть «Балкона» вмещает до 100 человек, но во время фестивальной программы место нашлось для 200 пар глаз.
Фестиваль уличного кино всегда проходит только под открытым небом — сегодня оно пронзительно акварельного цвета и с пушистыми облаками. Лёгкие порывы ветра перебирают лампочки, вплетённые в ветви деревьев.
«В этом году «Кино на траве» снова работает с Фестивалем уличного кино как полноценный партнёр и площадка для показа», — рассказывает Оля, куратор проекта «Кино на траве».
Такой формат удобен для обеих сторон: фестиваль «привозит» ленты основной программы и внеконкурсных альманахов, а также подбирает образовательный блок. Тем временем организаторы из Новосибирска занимаются неформальным наполнением: готовят мастер-классы, зовут музыкантов и наполняют площадку так, чтобы каждому зрителю было комфортно и интересно.
«У нас в городе фестиваль принимают великолепно, а короткометражки с него хотят видеть и потом, во время наших обычных показов.
Благодаря клиповому мышлению быстрые форматы заходят легче — 5 минут, и ты в восторге!
Коллаборация с уличным кино для нас — одна из лучших, и дальше только масштабнее», — уже планирует Оля.
Куратор проекта «Кино на траве» рассказала, что работа организаторов началась ещё в марте. «И фестивалю проще заходить на готовую площадку, и нам классно, что у нас качественное российское кино. Здесь очень хорошо чувствуется, как режиссёры работают с теми эмоциями, которые мы всегда пытаемся спрятать и показать, какие мы сильные. А на самом деле все такие хрупкие!» — делится Оля.
До начала показа остаётся несколько минут, и организаторы вместе со зрителями спешат доставить ещё ряд раскладных стульев. Некоторые подтаскивают кресло-мешки поближе к большому экрану и колонкам в человеческий рост. Остальные зрители уже уютно устроились в своих мягких «гнёздышках» и обмахивают друг друга программками с аннотациями к фильмам.
Запах нагревшихся досок переплетается с густым зноем. Прохлада придёт только спустя пару часов — как раз когда зрители будут зажигать фонарики на телефонах: таким образом каждый показывает, какую из просмотренных короткометражек он считает лучшей.
Именно так и определяется победитель Фестиваля уличного кино: в каждом городе зрители голосуют за те фильмы, которым они хотели бы отдать победу, а организаторы с помощью специального устройства — люксметра — замеряют уровень света каждой ленты.
«Каждый год победители достаточно очевидны — фавориты зрителей хорошо прослеживаются в любом городе. Например, в этом году больше заходят смешные истории», — говорит Максим, один из московской команды организаторов фестиваля.
И даже со стороны можно наметить победителя ещё до самого голосования — по интенсивности аплодисментов после титров. Новосибирские зрители аплодируют после каждой короткометражки. «Прямо как в театре», — улыбается Максим.
Спустя пару фильмов солнце начинает медленно уходить, а изображение на экране становится ярче. Все взгляды концентрируются на нём ещё внимательнее.
«Мы стремимся показать российское независимое кино в самых маленьких местах страны: даже там, где всего 150 жителей, и из них посмотреть уличное кино придут 20»,
— объясняет Ульяна, PR-менеджер фестиваля. «У нас очень вовлекающее кино, которое приятно и легко смотреть, и за один вечер можно прожить 9 самых разных историй!» — рассказывает девушка.
Как поделились организаторы, в этом году фестиваль не ограничился показом короткометражек. В 20 городах России запустили ещё и спецпроект: местные художники создали альтернативные афиши фестиваля. «Они часто переосмысляют не только тему кино, но и как бы сам город», — поясняет Ульяна. В Новосибирске автором такой афиши стала Маяна Насыбуллова: скоро её ярко-акварельную вариацию афиши фестиваля можно будет увидеть на выставке в Москве или в онлайн-формате.
Жар тягуче спадает, воздух становится легче. Наверное, так и пахнет летний вечер воскресенья, проведённый в «кинотеатре тысячи звёзд» — именно так давно называют в Новосибирске «Кино на траве».
Финальные аплодисменты звучат так громко, что в окнах соседних домов несколько раз возникают маленькие фигурки. Некоторые из них провели там весь показ — короткометражки фестиваля нередко смотрят прямо из близлежащих квартир. Но организаторы совсем не против.