Театр «Понедельник выходной» расположился в подвале на Ядринцевской, 73 к.2. Целый театр с труппой, сценой, залом — творение рук всего десятка актёров, нескольких сочувствующих и режиссёра, любящего драмы. Автор спецпроекта «Малые театры» на Сиб.фм Наталья Бортник пришла в «Понедельник выходной» будним днём, когда в зале отсутствовали зрители, а актёры не были предельно сосредоточенными. Безлюдно и тихо там не было.
Спускаясь по лестнице, всё глубже погружаюсь в темноту. Узкая полоска света по правую руку выдает гардероб. Номерки с фотографиями и цитатами известных актёров — приятная изюминка «Понедельника выходного». На ощупь пробираюсь в зал, ныряю в одно из кресел. На сцене — кровать и сундук, на них — «спящие» актёры. Стол, свечи, книги подвешены на цепочках под потолком. Подсвечиваемые фигуры слишком заняты, чтобы обращать на меня внимание. Режиссёр театра Сергей Дроздов размашисто жестикулирует, указывая на софиты.
«Миша, дай третий!»
Режиссёр отступает в зрительный зал, оценивает картину издалека. Оглядывается на меня, здоровается и снова забегает на сцену.
Два контровичка!
Работы много: на плечи художественного руководителя «Понедельника» помимо самой постановки ложится вся техническая часть.
«Ну что, начнём?!»
«С храпом?»
«Конечно! С высокохудожественным!» — смеётся Сергей.
Этим утром команда репетирует постановку по пьесе Николая Некрасова «Осенняя скука», «La Суков». До премьеры два дня. Герой — в прошлом удалой кавалерист, а ныне — нелюдимый помещик. Он устал от жизни, превратил свою усадьбу в маленький неприступный мирок, где часы тянутся мучительно долго, а вокруг на 100 вёрст ни души. ЛаСуков чувствует в себе изъян, однако такая болезнь, как одиночество, в медицинском справочнике ещё не описана. Его странная, но любимая семья — десяток слуг. В ней барин находит своё утешение.
Сергей рассказывает мне, как ему хочется настоящих чувств на подмостках.
«Я хочу работать с качественным материалом, поэтому беру только классику. Одновременно с этим мы пробуем: можно ли сыграть в темноте или спиной, можно ли монолог рассказать в стену.
В жизни, когда человеку плохо, он закрывается. А в театрах, наоборот, читают страдания в центре крупным планом. Мне такое не нравится!
Хочется уйти от театральщины».
У Сергея за плечами завидный актёрский опыт: более 100 ролей на сцене «Старого дома». Первый детский спектакль он сам поставил 10 лет назад. Со временем погрузился в режиссуру и начал выходить из амплуа актёра. По его словам, «наигрался».
Актёры раз за разом прогоняют каждую сцену. В один момент эмоции берут верх, и зрительный зал сотрясает их заразительный смех.
Спустя три года после публикации «Осенней тоски» Некрасова вышел в свет роман Гончарова «Обломов» (1859), в котором рефлексия русской аристократии (в том числе и во взаимоотношениях со слугами) стала центральной темой повествования
«Ну! Не колитесь!» — пытается навести порядок режиссёр.
Иногда Сергей не выдерживает и выскакивает на сцену сам. Кажется, при желании он может заменить здесь каждого.
«В любой постановке бывает момент, когда утыкаешься в стену и не понимаешь, что делать дальше. Помогает воля. Это главное качество человека. Актёр должен обладать дикой волей, чтобы перешагивать через себя и идти дальше. Потом включается фантазия, и ты выруливаешь из тупика. И актёры, и режиссёр должны терпеть и очень много работать».
В конце пятичасовой репетиции в зале загорается свет. Закончили. Сергей объявляет:
«Отдыхаем, и перемонтаж!»
Шустрый и немного нелепый слуга ЛаСукова за пару минут превращается в неторопливого улыбчивого Антона Кузнецова.
«Репетируем сейчас очень много, даже по ночам, ставим несколько спектаклей одновременно.
Сергей Николаич мне постоянно кричит: „Буди нутро!“
А я сам по себе спокойный и не понимаю, как это...», — разводит руками Антон.
Дроздов живо подключается к нашему разговору.
«Я всегда им говорю: „Будите зверя!“. В людях от природы много звериного. Но общество давит, загоняет нас в рамки, настоящее приходится прятать».
Антон со своей неизменной улыбкой отмахивается от худрука.
«Сергей Николаич, не подслушивайте! Актёр, как спортсмен — всегда должен быть в форме. Они тренируют физические мышцы, а мы — эмоциональные. И в жизни, и на сцене мы постоянно должны быть в тонусе, не давать себе покоя».
В труппе «Понедельника» сейчас 10 человек. Девять из них Сергей привёз из Омска. Актёр Владимир Швальбе рассказал мне, как театр строили всей труппой по ночам, после репетиций. Потом Владимир на минуту задумался и сказал, что совсем не пожалел о том, что приехал в Новосибирск. И не служить в большом театре с именем, а создавать совсем новый.
«Был проект — строить театр, мы и строили... Я ещё в Омске понял, что Сергей Николаевич — не тот человек, который пускается в авантюру ради авантюры. Он работает всегда „от“ актёра. Ставит задачу сверх его сил, но знает, что тот её выполнит. Я поэтому поверил ему и приехал».
Владимир — серьёзный, молчаливый. На утренней репетиции он — незаметный кучер Антип из La Сукова, а через несколько часов выйдет на сцену в образе несдержанного, обиженного судьбой безумца Джимми.
Сергей Дроздов признаётся, что всегда предпочитал драмы комедиям.
«Не люблю, когда смешно, люблю, когда ржавым гвоздём по сердцу. Вот это мне по душе».
Спектакль «Оглянись во гневе» как раз из таких. Главный герой, «сердитый молодой человек» Джимми Портер, устал от жизни и самого себя.
Он мечется будто в клетке, а переполняющая энергия и невысказанная любовь выливаются неудержимым потоком агрессии. Он верит, что спас жену из родительского плена, но отказывается замечать женские слёзы в своих объятиях-силках, — поделился наблюдениями Владимир.
«У этого спектакля очень сложный сюжет, и реакция зрителей всегда разная. Однако я уверен, что задача спектакля и каждого образа всегда выполняется. Для этого не обязательно, чтобы зрители рукоплескали и благодарили актёров. Это происходит, даже если человек встал и ушёл.
Главное, что мы выявили его позицию, затронули какую-то ниточку.
Значит, зритель пришёл к нам не зря. Для этого мы и работаем».