сегодня
18 апреля, 16:04
пробки
4/10
курсы валют
usd 94.32 | eur 100.2
сегодня
18 апреля, 16:04
пробки
4/10
курсы валют
usd 94.32 | eur 100.2

Из грязи – в фаворитки

Скриншоты из официального трейлера

«Фаворитка» режиссёра Йоргоса Лантимоса («Клык», «Лобстер», «Убийство священного оленя») – авторское кино для массового зрителя. Предпоказ фильма о нравах, утехах и трагедиях британского королевского двора XVIII века собрал полный зал в кинотеатре «Победа».

Сюжет новой картины греческого режиссёра строится на благодатной для размышлений и иносказаний теме придворных интриг при дворе британской королевы Анны в начале XVIII века. Из-за физических и душевных недомоганий королевы, её фаворитка, герцогиня Мальборо в буквальном смысле правит страной: от ведения бухгалтерии королевского дворца до геополитических вопросов (война с Францией). Слабостью королевы пытаются воспользоваться не только фаворитка, но и мужчины – лидеры парламентских партий. Правда, любые их попытки повлиять на политику страны между сменой париков и домогательств до придворных служанок разбиваются о нежелание как самой королевы, так и ревностно её охраняющей герцогини Мальборо услышать их. Последняя, к слову, не замечена в корыстном упоении властью – она действительно искренне хочет оградить королеву от любых забот и готова ради её расположения даже рискнуть добрым здравием своего супруга, отправляя войска под его командованием на войну.

Фото Из грязи – в фаворитки 2

Что до королевы? Сначала кажется, что она занята лишь своими кроликами, которые напоминают ей о сильнейшей личной трагедии, лечением подагры и поглощением сладостей, пока они, в прямом смысле, не лезут из неё наружу. Её настроение изменчиво, как британская погода, а истинная личность скрыта за толстым слоем макияжа и болезненным состоянием. Всё бы так и подгнивало в Британском королевстве, если бы при дворе не появилась новая служанка Эбигейл – дальняя родственница герцогини Мальборо, в которой та не разглядела будущую опасную конкурентку. Герцогиня определяет девушку с тяжёлым прошлым сначала на кухню, а потом, поведясь на её острый ум и разборчивость во врачевальных травах, которые так кстати пришлись королеве, делает девушку своей придворной служанкой. Новую яркую даму замечает королева.

Фото Из грязи – в фаворитки 3

С этого момента и начинается настоящая битва за престол: сначала по неписаным, но правилам, потом – без них, включая ложь, лесть, предательство, интриги, козни, яды и увечья. В представленных обстоятельствах вообще идёт постоянная борьба с кем-то и за что-то: Англия борется с Францией, виги – с тори, утки – с другими утками, мужчины – с женщинами, женщины – за внимание королевы, королева – за своё право на десерты и мимолётные минуты сладкого забытья.

«Фаворитка» Лантимоса отличается от его предыдущих работ: здесь и сценарий не с его постоянным соавтором, и нет того уровня абсурда, переходящего в сюрреализм, и непривычное время действия в виде далёкой исторической эпохи, и масштабы локаций и личностей шире, чем обычно. Но именно в этих условиях режиссёр показывает, что никакими париками и кринолинами невозможно скрыть его авторское «я». И окончательно доказывает, что является одним из главных, самобытных и прогрессивных творцов своего поколения. В этой, казалось бы, понятной жанрово-костюмной исторической трагикомедии Лантимос остаётся собой. И под его нестандартным взглядом фильм перерастает в нечто уже не настолько единожанровое, всё больше раздвигая любые условные границы.

Фото Из грязи – в фаворитки 4

Он играет с пространством – то изгибает его с помощью максимально широких и выпуклых панорамных планов или «даёт Кубрика» идеальными пропорциями объектов в кадре, то создаёт сцены при единственных источниках света в виде свечей в клаустрофобно-замкнутых интерьерах или снимает героев крупными планами снизу.

Он играет с образами: поведение героев может меняться от театральных шаблонных масок и гротескного кривляния до пронзительного дрожания одной жилки на виске или тонких полутонов взгляда.

Он играет с материалом: показывает эпоху так, какой она была на самом деле – с грязью вокруг роскоши, немытыми телами высшего света и неидеальным макияжем, но разбавляет это диалогами, которые просто сочатся современным разговорным языком, включающим колкости, остроты и даже троллинг.

Кажется, что он играет и со зрителем: вот вам реалистичность атмосферы далёкой эпохи из «Нового света» Малика; холодные кадры и съёмки с переводом плана на 90 градусов скачущей лошади из «Фонтана» Аранофски; можно добавить немного мрачной атмосферы с мириадами свечей «Барри Линдона» уже упомянутого Кубрика; вставить изумительный и, вместе с тем, сумасшедший танец – пародию на и так уже пародийную «Марию-Антуанетту» Софии Копполы. Кстати, этот танец, как и ряд нескольких эпизодов, достоин быть отмечен отдельно: гонки уток, снятые в рапиде; безумные придворные утехи с летящими в нагого шута мандаринами, снятые также в рапиде; длинные психологические зарисовки с метрономом набата, заканчивающиеся неизменной истерикой королевы и наслоением двух, а то и трёх кадров друг на друга. Всё это происходит под аккомпанемент Генделя, Вивальди и Баха, поданный в минималистичном стиле.

Фото Из грязи – в фаворитки 5

Конечно, под словом «игры» подразумеваются «игры разума» Йоргоса Лантимоса, а за ними скрываются очень кропотливая работа и большой талант автора. А также сильные женские роли: Рэйчел Вайс с повадками хищницы и взором трагичным, Эмма Стоун с новой собой, уже в бессчётный раз взошедшей на очередную грань своего таланта, и Оливия Коулман – актриса, безусловно, глубокая, но здесь раскрытая до уровня гениальности (эта роль на золото Оскара в чистой пробе). Потому что в созданном режиссёром мире мужчины нужны лишь в качестве придатков, а то и атавизмов, неспособных быть ни опорой государству, ни твёрдым плечом для женщин, ни каким бы то ни было объектом их интереса. Здесь женщины всё делают сами и, кажется, совершенно не нуждаются ни в каком мужском участии.

Фото Из грязи – в фаворитки 6

Так что же скрывается за всем этим громоздким и причудливым корсетом «Фаворитки»? За буффонадой и бурлеском придворного двора, за мишурой одеяний и пёстрыми тортами декораций, за натуралистичностью и пошлостью нравов, за «зоопарком», так любимом режиссёром, включающем в себя кроликов и лобстеров, уток и куропаток, за всей грязью, в которую всё больше погружаются героини, можно рассмотреть пугающие, но глубокие человеческие трагедии, трогательные, но болезненные отношения и невозможную, но настоящую любовь. И ещё простой, но нерадужный вывод о пути к успеху, который возможен только по головам. И это совершенно не означает, что в итоге он приведёт к счастью.

Загрузка...