Несколько лет назад организаторы фестиваля «Артания» придумали и воплотили рецепт возрождения ярмарочной площади Новосибирска. Сегодня им самим приходится думать о том, как бы не пришлось вскоре возрождать их собственный фестиваль. Почему – узнавал корреспондент Сиб.фм.
Стоимость участия в фестивале 12000 рублей за торговлю продуктами и 5000 за торговлю ремесленными изделиями, БАДами, травами.
Новосибирцы уже привыкли, что два раза в год, летом и осенью, перед оперным театром возникают яркие палатки, пространство наполняется этнической музыкой, возникают удивительные люди из Узбекистана, Армении, Монголии, Индии, Заира и продают все, что душе угодно: платки ручной работы, бусы из самоцветов, расписные валенки и чехлы для вина. Фестиваль знают и любят, но правильно произносят его название немногие, а тем более — историю его происхождения. Артанией в древних рукописях называли один из трех исторических центров Руси. Именно ее уже больше 200 лет безуспешно ищут историки.
В этом году новосибирский фестиваль было найти так же сложно, как и его исторический прототип. Осенью он вдруг оказался не в привычном центре, а возле ТЦ «Аура». Спустя две недели мы неожиданно обнаружили его уже в Академгородке.
На главной улице научного городка, перед ДК «Академия» в несколько рядов располагаются красные палатки.
Если пройти мимо рядов с игрушками, валенками, рисунками, то можно наткнуться на окруженную плотным кольцом слушателей группу Ecuador Indians. В ее составе три индейца: Хосе, Руми и Луис.
Неподалеку стоит решительная и упорная женщина, на плечах которой держится фестиваль — Анна Наволоцкая:
- Наших индейцев всем ставим в пример. Они нашли возможность быть рентабельными: играют музыку, продают свои диски, стали привозить товары из Боливии. Я вообще очень благодарна этим ребятам. Мне нравится, что они автономны. Вышли — и им не нужно ни электричество, ни сцена, ни звукооператор, при этом создают такую атмосферу.
- А почему не сотрудничать с нашими коллективами?
- Мы, конечно, и их приглашаем. Но наших очень трудно раскачать. Обычно они претендуют на какие-то сборы, просят звук, сцену. И хорошо, если доедут сами — обычно нужно доставлять их на автобусах.
Международный фестиваль в этом году мог и вовсе оказаться на набережной реки Обь или возле цирка. Предпосылки таких перестановок начались еще летом. Организаторам сообщили, что участники нарушают правила пожарной безопасностии — закрывают гидранты рядом с театром. Палатки перенесли, но осенью фестивалю предложили на выбор несколько новых мест. Площадка на площади Ленина в этот список уже не входила.
- Управление потребительского рынка почему-то считает наш фестиваль обыкновенным базаром, который можно проводить на соответствующих площадках. Всегда твердили, что мы продаем китайский товар. Это просто фантастика: настоящая гжельская посуда, шелка ручной работы, носки и варежки из Тамбовской области – это китайский товар?! Нападки были и на продуктовый ряд. Но русская ярмарка – это еще и сладости. Кто-то идет за медом, кто-то — за конфетами и попутно смотрит изделия ручной работы. Нас подерживает областная власть, но совсем не хочет идти на встречу местная.
Просто почему-то Наволоцкая может все сделать без бюджетных вливаний, а мэрия и с деньгами так организовать не может.
В результате осеннюю «Артанию» пришлось проводить рядом с ТЦ «Аура». Площадка оказалась неудачной – проходимость маленькая. Не той оказалась и среда: бегущие на распродажи люди задевали сумками индейцев и даже не останавливались. Народные промыслы их не интересовали вовсе. Многие участники сразу отказались работать на новом месте, другие через несколько дней перешли на площадь Калинина – пусть без музыки и фестивальной атмосферы, зато с покупателями.
300 часов мастер-классов прошло за 21 день «Артании» — 2011.
В Академгородке, в нескольких метрах от нас с Наволоцкой люди неторопливо передвигаются от одной палатке к другой, пробуют мед, примеряют украшения и шали. Играют музыканты, все спокойно и благостно. Сложно поверить, что теперь уже и ДК «Академия» попросила в ближайшие дни освободить площадку, где проводится фестиваль. Анна Наволоцкая реагирует на это совершенно спокойно:
- За последние пять лет я половину своей жизни израсходовала на то, чтобы власти выделяли нам площадки. Когда ты доказываешь людям какие-то очевидные вещи, а они тебе придумывают все новые и новые препятствия.
- Но зачем вам это, если все так сложно?
- Мне нравится процесс творчества, нравится, когда человек начинает собственными руками что-то делать. Как вообще пришла к этому делу? Я кандидат архитектуры, жила в Москве. Было перестроечное время, когда каждый день прибавлял в цене, а мы жили на стипендию аспиранта. Нужно было защитить диссертацию. И меня наши же новосибирцы научили росписи матрешек . Я, в свою очередь, обучила всех в общежитии.
500 участников было на «Артании» — 2011.
В искренности этих слов приходится убедиться, когда обращаешься к коммерческой стороне проекта. Бюджет первой и второй «Артании» ушел в минус, у третьей — ноль. Налицо полная и безоговрочная победа творческого начала над коммерческим:
- Я иногда иду в первый день «Артании» недовольная, самое начало, еще все не притерто. Но потом события случаются сами по себе. Приходит какой-то клоун, начинает с детьми играть. Приходит лига свободных авторов и говорит, что они всю жизнь мечтали выступить на фоне Сибирского Колизея». И тогда я понимаю, что «Артания» удалась.
В этот раз события тоже сложились сами собой. Фестиваль все-таки продолжил свою работу возле ДК. Правда, пришлось убрать почти половину палаток. Какой окажется следующая площадка для фестиваля мы узнаем в следующем году. Главное, что Наволоцкая не отчаивается. Уже на следующую «Артанию» она собирается привезти в Сибирь мастеров из Европы.