Экзамены в театральный институт радикально отличаются от привычных тестов, которые проходят практически все остальные абитуриенты. Корреспондент Сиб.фм побывал на вступительных испытаниях в НГТИ, выслушал мнение министра культуры Новосибирской области Натальи Ярославцевой о будущих театральных реформах в малых городах, а также узнал, что поют будущие актрисы на крыльце института и почему они не любят положительные роли.
В 2012/2013 учебном году актёрский курс набирает главный режиссёр «Первого театра» Павел Южаков. Экзамен, как это обычно бывает в театральных вузах, состоит из трёх туров и сочинения по русскому языку и литературе. Абитуриенты, в основном девушки в чёрных облегающих костюмах, сидят на лавочке перед входом и расстеленном на земле коврике. Парней всего пара — остальные готовятся к просмотру. Девушки, спасаясь от нервного напряжения, распеваются. Репертуар самый разнообразный — от «Ой, цветёт калина» и «Миленький ты мой» до «Хава Нагилы» и «Давай, до свидания». В это же время пара — юноша и кудрявая брюнетка — cтарательно изображает прогуливающегося кентавра.
150 человек подали заявления на специальность «Артист драматического театра и кино»
— Да вы прямо так заходите, — кричит им с лавочки другая абитуриентка, — вас возьмут! Не в театральный, так в психушку!
— Сегодня начинается третий тур, остались сильнейшие ребята, — рассказала корреспонденту Сиб.фм консультант комитета пресс-службы и информации правительства НСО Ольга Большешапок, — они уже тёртые калачики, поэтому комиссия может попросить их сделать всё что угодно.
Посмотреть на абитуриентов приехала Наталья Ярославцева, которая представила журналистам концепцию развития театрального дела Новосибирской области до 2020 года.
В НСО в настоящее время действуют 1 федеральный, 6 областных, 3 муниципальных и 3 негосударственных театра, а также 916 любительских театров, из которых 209 имеют звание народного
— Наша задача — сделать так, чтобы театр, во-первых, стал более приближен к людям. Конечно, речь не идёт об организации своего театра в каждой деревне, но мы планируем обращать особое внимание на малые города — Бердск, Искитим, Татарск. Театр невозможно создать на голом месте — для этого нужна культурно-образовательная среда, и она сегодня формируется в этих городах.
Если из Бердска ребёнка ещё можно привезти в кукольный театр, из Татарска это сделать невозможно — нужно специально брать отпуск. Поэтому мы поддержали инициативу создать в Татарске кукольный театр — через два года из НГТИ как раз выпустится курс артистов кукольного театра.
Хочу напомнить, что в 2011 году из 17 выпускников все устроены на работу, из них девять — в театры Новосибирска.
Конечно, ни я, ни вы не обольщаемся, что ребёнок, который прожил в Новосибирске и получил высшее образование артиста или режиссёра, завтра скажет: да, я поеду в Татарск или Искитим.
Но здесь включается главная ответственность власти — создание условий: материальной базы, помещения, где ребята смогут работать; желание власти предоставить квартиры.
Недавно вступивший в должность ректор НГТИ Василий Кузин рассказал журналистам о перспективах недавних выпускников вуза.
— Все ребята получили приглашения на работу, но не все — из новосибирских театров. Люди выбирают, например, хотят они ехать в Тюмень или нет. Наши выпускники прошлого года приглашены в «Красный факел», театр Сергея Афанасьева, «Первый театр».
Мы двойственно относимся к отъезду наших выпускников из города или страны. Когда они уезжают в Тюмень, это хорошо. Когда уезжают в Москву — с одной стороны, мы гордимся ими, с другой — жалеем, что талантливые молодые артисты будут работать не у нас.
С 2011 года в Новосибирске существует грантовый проект «Открытая сцена Сибири», в ходе которого проводятся читки и появляются новые спектакли
Все без исключения абитуриенты говорят, что с детства не представляли свою жизнь без театра.
— В 14 лет я поняла, что поступать буду только в театральный и больше никуда, — говорит Алиса Васяткина, девушка с огненно-рыжими длинными волосами. Комиссия сказала ей, что цвет волос в случае поступления придётся поменять на более естественный. — Поступление даётся тяжело. Когда люди наблюдают со стороны, им кажется, что нет ничего легче, и они говорят: да даже не парься, ты поступишь. На самом деле не всё так просто.
Многие поступают не в первый раз — Ксения Шагаевская и Маша с потрясающей фамилией Мерклингер, которая переводится с немецкого как «многозвонная», приехали из Омска и пытались поступить в Екатеринбурге к Николаю Коляде, известному своей эксцентричностью и крайне индивидуальным подходом к подбору артистов.
— Я не пошла на третий тур к Коляде, потому что поняла, что это не мой мастер, — рассказывает Ксюша. — Он мало чему может научить, если ты не влюблён в «Коляда-театр» и не готов посвятить ему всю свою жизнь. В итоге Николай Владимирович набрал целый курс психов, а мы больше склонны к классике. Моя мечта — главная роль в «Леди Макбет Мценского уезда», ради этого я в театральном институте.
Но очень хочется дойти до комедийного пика — если актёр владеет искусством играть в комедии, он владеет всем.
— В НГТИ намного сложнее проходит третий тур, чем в Екатеринбурге, — добавляет Маша, — здесь нужна импровизация. Хорошо импровизировать получается не у всех: комиссия «забраковывает» фактурного Яна Латышева, который на требование «показать мощь» яростно требует у присутствующих догнать «вон того амбала», который увёл у него девушку, при этом красочными полукружиями изображая формы похищенной подруги.
С XVI века школьный театр утвердился у иезуитов как средство обучения латинскому языку, риторике, поэтике и воспитания в духе католицизма
— Как вы думаете, что комиссии не понравилось в вашей мощи? — спрашиваем у Яна.
— Всё, мне кажется, от А до Я. Я оказался не совсем готов к тому, что меня так внезапно вырвут из зала и заставят раскрываться. Хотя театр в моей жизни начался давным-давно, когда я пошёл в школьную театральную студию. Вы не представляете, кого я играл — библиотекаря Чарльза Уолтера в «Кентервильском привидении» Оскара Уайльда, играл в «Дон Кихоте» мальчика, который целует руку Дон Кихоту и убегает, Маугли играл, так-то много играл... но сегодня облажался конкретно. В армию пойду, на следующий год вернусь и буду пытаться снова, пока не поступлю.
Мало кто мечтает о положительных ролях — рыжая Алиса уверена, что ей подойдёт «что-нибудь эгоистичное, стерва какая-нибудь», черноволосая Эльмира мечтает о роли ведьмы или покорительницы сердец, а Анастасия Жаворонкова, которую для краткости окрестили Птичкиной, отвечает на вопрос о роли мечты однозначно и уверенно:
— Больше всего хочу сыграть проститутку либо сумасшедшую — в жизни нельзя, а на сцене-то всё можно. На роль Лолиты бы меня, правда, не взяли — если только в какой-нибудь пародии.
Комиссия ставит перед абитуриентками задания, с которыми они справляются с разной степенью успешности. Притвориться обезьянками у всех получается отлично — одна ковыряется в волосах у другой и ест «найденное», другая меланхолично и безучастно поедает банан — но только до тех пор, пока третья не совершает попытку отобрать его у неё. Всё сопровождается дикими воплями, но при слове «спасибо» обезьяны сразу превращаются в обычных девочек, которые с трудом могут отдышаться.
Учёные до сих пор спорят о систематике ив, во многих странах существуют свои школы ивоведов
В ходе испытаний девушки становятся олимпийскими лучницами, изображают коллективный механизм, где у каждой части свои движения и звуки, превращаются в скульптурные композиции «гордость» и «вялость», перетягивают воображаемый канат настолько яростно, что разрывают его.
Получив задание «продолжите позу после замирания», одна из абитуриенток с растопыренными руками и каменным выражением лица меняет центр тяжести.
— Что сделала? — обращается к ней член комиссии.
— Я ива, — трагически сообщает девушка.
— ...прости, пожалуйста.
В финале тура комиссия просит каждую из девяти конкурсанток доказать, почему именно она должна учиться в НГТИ.
— Я хочу поступить в театральный институт...
— Да ну?
— Я очень хочу поступить в театральный институт!
— Нет, не хотите.
— Не хочу? Почему?
— Вопросы здесь задаём мы. Почему именно вы, а не кто-то другой?
— Потому что здесь какой-то волшебный мир, в котором люди показывают другим добро...
— Да мы знаем, что здесь, вы расскажите, почему именно вы должны поступить!
— Я умею играть на сцене...
— Следующая, пожалуйста.
Актёр Алексей Петренко поступил в театральный институт с третьего раза
— Знаете, такая ситуация: поступить вообще не хочу. Вышла я, значит, замуж, родила ребёнка, а мне муж говорит: ты сказки читать не умеешь, петь не умеешь, он у тебя не засыпает. Говорит, если не поступишь, я на тебе разведусь... Женщины, ну вы поймите меня чисто как мать: ребёночек — чудо, четыре года, ангелочек...
— Идите в колледж, там тоже учат.
— Муж-то солидный, говорит: «Ну зачем мне жена из колледжа?»
— Идите в институт культуры или в академию в Кемерове.
— Как я его брошу-то? Видный, красивый — уеду в Кемерово, он другую найдёт.
— Нет, это не аргумент.
Следующая абитуриентка выбежала в центр сцены, начала хлопать себя по ушам и звонко кричать:
— Ааааа, я вас не слушаю, никого не слушаю, за обедом скушаю, я буду учиться в театральном институте, потому что хочу доказать, что я маленькая, но удаааленькаяяя!
Никаких вопросов или комментариев выступление похожей на эльфа девушки с длинными волнистыми волосами со стороны членов комиссии не вызвало. По-видимому, её аргумент комиссия признала достаточным.