2 августа фонтаны в Новосибирске отключили «на профилактику», а День ВДВ власти обещали превратить в семейный праздник. Корреспондент Сиб.фм отправился в Центральный парк, чтобы увидеть, что из этого вышло, а также узнать, чем отличается десантник от ВДВшника, в каком состоянии нужно набирать контрактников и как избавиться от воспоминаний о войне.
1929 год — первое в истории применение воздушного десанта: группа красноармейцев разгромила банду в осаждённом басмачами городе в Таджикистане
— Вообще десантники ведут себя хорошо, это журналисты нас пьяницами и дебоширами показывают, — говорит десантник Владимир Дроганюк. — Пару лет назад мы проводили соревнования по переноске раненых, и кто-то упал с носилок. Сразу в СМИ появилась фотография с подписью «Пьяные ВДВшники валяются на газонах».
Он оборачивается на звон жестяной банки. Один из молодых бойцов, отмечающих праздник, выкинул одну «Балтику» в урну и полез в пакет за второй.
— Вы только пьяных не снимайте! — говорит Владимир корреспонденту телеканала «Россия».
Рядом с передвижным пунктом полиции несколько взрослых десантников отмечают праздник. На скамейке висит разложенный парашют и стоят несколько бутылок из-под водки. В ногах у выпившего мужчины — что-то похожее на непереваренные остатки пищи. Недалеко, почти на крыльце администрации парка, его товарищи вместе с дамами продолжают выпивать.
— А почему вы не штрафуете граждан за распитие алкоголя в общественных местах?
— Ты жить хочешь? И я хочу! — доходчиво объясняет полицейский.
С увеличением количества выпитого алкоголя между десантниками налаживается взаимопонимание. Не так важно, что именно они говорят — главное, они вместе чувствуют атмосферу праздника.
— Слава ВДВ! — кричат проходящие мимо молодые ребята с флагом Воздушно-десантных войск.
— Ура! Ура! Ура! — отвечают им со скамейки и предлагают выпить водки из кофейного бумажного стаканчика.
Раздобревшие десантники — лёгкая добыча для сотрудников военкомата. Министерство обороны разместило на входе в Центральный парк две стойки, где служилым предлагают вернуться в ряды вооружённых сил, заключив контракт. В ВДВ принимают до 35 лет, и, судя по количеству молодёжи на празднике, шансы пополнить свежей кровью элиту российской армии неплохие.
— Мы тут пьяных десантников ловим! — улыбаясь, говорит сотрудник военкомата. — Сейчас они зарядятся патриотической энергией и снова пойдут Родине служить.
Но не только Минобороны пытается воздействовать на размягчённые умы десантников. Недалеко от сцены гуляют несколько девушек и юношей, размахивая флагами «Единой России».
Они не агитируют празднующих, а встраивают партийную атрибутику в символику праздника, создавая эффект повсеместного присутствия партии власти.
— Ну и что, что это не политическое мероприятие?! — недоумевает одна из девушек. — Это же главный российский праздник, а мы «Единая Россия», поэтому всё правильно.
В 2016 году Исламское движение Узбекистана присоединилось к ИГИЛ (запрещённая в России террористическая организация)
Празднование дня ВДВ в Центральном парке напоминает детский утренник, но десантники одели своих детей соответствующим образом. На некоторых майки с тематическими надписями, портретами Путина и медведями. От сцены к выходу гордо шагает недавно научившийся ходить малыш в тельняшке, берете и кожаном ремне, который всё время норовит упасть.
На скамейке сидит грустный мальчик лет десяти — тоже в тельняшке. У него светлые волосы с длинными хвостиками сзади. Рядом отец нянчит маленькую сестру.
— Я хочу, чтобы сын служил в ВДВ, но, конечно, это его выбор будет, — говорит десантник Роман. Его редкие кудрявые волосы выбиваются из-под сдвинутого на затылок берета и щекочут высокий морщинистый лоб. Роман — участник Баткенских событий 1999 года. Тогда боевики Исламского движения Узбекистана пытались проникнуть в страну через территорию Таджикистана и Киргизии. Российские войска помогали правительственным силам зачищать места дислокации исламистов.
— Вот молодые ребята говорят — служба интересная была. Когда пули рядом свистят — это страшно, а не интересно, — продолжает Роман, поглаживая дочь по голове. — Но я не жалею ни о чём. Обидно одно: товарищи все разлетелись кто куда — никого нет.
На сцену выходит ансамбль «Вежливые люди». Представительный пожилой солист в белом пиджаке поёт «Песню десантника».
— Э, а «Синева» будет? — интересуется кто-то из зрителей по окончании песни.
— Будет, пацаны, «Синева», и не один раз, — успокаивает десантников певец и начинает петь «Слушайте, красавицы!»
4 тысячи человек было десантировано во время пятой Панджшерской операции в мае-июне 1982 года в ходе войны в Афганистане
Вышедшие на сцену ведущие объявляют минуту молчания в память о десантниках, погибших во время несения службы.
— Береты долой! — раздаётся из толпы. Бойцы снимают головные уборы и поднимают флаги повыше, ветераны ВДВ встают со скамеек.
— Как говорил Василий Филлипович Маргелов [один из родоначальников ВДВ — прим. Сиб.фм], для них, для Запада, не важен наш цвет кожи и разрез глаз! Мы все для них русские, — поздравляет десантников со сцены член Российского cоюза ветеранов Афганистана Евгений Панферов. — Так давайте же будем едиными, непобедимыми назло любому супостату и агрессору! Два коротких, одно протяжное!
— Ура! Ура! Ура-а-а-а! — откликается толпа.
На сцену поднимается мэр Новосибирска Анатолий Локоть. Ведущий напоминает, что глава города совершил очередной прыжок с парашютом на аэродроме Мочище во время авиашоу «Я люблю тебя, Россия!» Десантники встречают мэра одобрительным гулом.
— Товарищи десантники, голубые береты, крылатая пехота, элита российских войск, — перебирает метафоры Анатолий Локоть. — Город Новосибирск поздравляет вас с праздником!
Мэр-коммунист вспоминает стихи барда Михаила Анчарова, служившего в годы Великой Отечественной войны в десанте: «Отворите ворота в сад. Даю команду от зари до зари в рай пропускать десант».
— Войска дяди Васи! Слава ВДВ! — завершает свою речь Анатолий Локоть.
Ведущие вручают цветы Ирине Дергуновой. Её сын Алексей, старший лейтенант спецназа ГРУ, был награждён званием «Герой России» посмертно. В 2003 году во время Второй чеченской войны он бросился спасать повисшего над пропастью подчинённого, но не сумел удержать его, и они вместе сорвались вниз.
Десантник Максим Столицын гуляет по парку в сопровождении двух своих товарищей. Он «дембельнулся» всего месяц назад, но уже влился в воинское братство ВДВ — с ним постоянно здороваются старшие товарищи.
— Я много чего прошёл за этот год, но не считаю возможным порочить честь мундира, — говорит Максим. — Нас учили так: есть ВДВшники, а есть десантники. ВДВшник — это то быдло, которое купается в фонтанах, бухает на центральных площадях и бьёт друг другу морды, а ещё говорит: «Никто, кроме нас!» — и так далее. А для десантников это семейный праздник, возможность пообщаться с сослуживцами, с людьми, которые служили в других бригадах, посмотреть на ветеранов. У меня нет цели в этот праздник напиться — все заповеди, заложенные Василием Филипповичем Маргеловым, нужно соблюдать.
— ВДВ — это на всю жизнь?
— Десантник однажды — десантник навсегда, — быстро выдаёт Максим заученную фразу.
Около сцены начинаются мини-соревнования по гиревому спорту. На площадку выходят трое: десантник, профессиональный пауэрлифтер и член организации «Русские пробежки» в майке «Русский — значит трезвый!» Последний явно проигрывает слегка подвыпившему десантнику. Борец за трезвость помогает себе корпусом, иногда второй рукой, в то время как десантник легко управляется с гирей и, держа её на вытянутой руке, позирует на камеру.
Недалеко от входа в парк работает полевая кухня, которая угощает кашей всех желающих. Здесь же происходят долгожданные встречи сослуживцев.
— Здорово! — мускулистый мужчина хватает за плечи сухого товарища с морщинистым лицом и седыми усами. — С восемьдесят второго года не виделись! Поди с того момента гречневой кашки не ел?!
Союз десантников Сибири — общественная организация ветеранов Воздушно-десантных войск, появившаяся в 2006 году
Рядом на скамейке сидят несколько десантников. Среди них резко выделяется Сергей Петров — он одет в обычный спортивный костюм, из атрибутики ВДВ на нём только берет.
— Я всегда говорю, чтобы отдали награды матерям тех, кто не вернулся. У меня у самого этих медалей куча, но я их не ношу. И вообще считаю, что на праздник их надевать не надо. Ну а берет — это святое.
Сергей хватает за плечи подвыпившего курсанта, который маячит рядом, и с жаром начинает рассказывать мне:
— Вот он войны не видал, но это наша замена. Скажу честно, годичная служба — это немного не то, но что поделать?
Мы за Россию, мы за Родину! Ты русский? Я за тебя! Ты не можешь воевать, а я могу. А то, что было тяжело на службе, это неважно — всем всегда тяжело.
ВДВ — это «Войска дяди Васи», мы всегда должны быть там, где тяжело. Главное, чтобы Россия была в порядке!
Сергей воевал под Кандагаром. Один из его сослуживцев, которому, по словам десантника, «почти дали Героя Советского Союза», передвигается на костылях, а многие уже никогда не придут на этот праздник.
— Главное — это память о погибших. То, что мы собираемся, это хорошо. Но я считаю, надо по-другому этот праздник отмечать — собраться где-нибудь семьями, тихо посидеть, вспомнить товарищей. Война — это большая травма для десантника, и этот праздник — возможность как-то всё осознать и понять, что мы кому-то нужны, — задумчиво продолжает Сергей.
На сцене группа «Красный берег» поёт хиты современной русской попсы — из динамиков попеременно раздаётся «Маршрутка», «Твоё именно имя, любимое моё», «О боже, мама, мама!» Центральный парк живёт почти обычной жизнью. На водной ватрушке одиноко катается крепкий десантник с маленькой дочкой. Молодые бойцы делают селфи при помощи монопода, их старшие товарищи просят сфотографировать прохожих. Участники праздника медленно начинают засыпать на скамейках.
Пока не пнёшь — не понимают.
Как живут солдаты в одной из сибирских воинских частей
По тропинке идут, держась за руки, взрослый мужчина и молодой парень. Им преграждают дорогу несколько человек в голубых беретах.
— Вы чё, голубые? — активно интересуется у них один из десантников.
— Ребят, мой сын слепой, мы с ним гуляем так, — спокойно отвечает мужчина.
— Ну ты это, извини, что ли, братух. Мы ж не знали, — смутившись, оправдывается боец.
Эвакуатор увозит белые «Жигули» с флагом ВДВ, за ними едет баклажановая «семёрка». По улице едут, иногда выезжая на встречку, машины, увешанные праздничной символикой. Из окон высовываются мужчины в тельняшках и голубых беретах и перекрикиваются друг с другом:
— Слава ВДВ!
— Ура! Ура! Ура-а-а-а-а!