Не ремесло, а жизнь

Кузнецы-самоучки и их трудный путь к мечте

18.11.2019 17:32

фотографии Дениса Винокурова

Семейная пара из Новосибирска решила кардинально изменить свою жизнь 10 лет назад. Александр и Лидия Сорокины стали кузнецами и проводят каждый день в своей мастерской. Корреспондент Сиб.фм поговорил с мастерами работы с металлом, чтобы выяснить, как проблемы в жизни могут привести к любимому делу и действительно ли кузнечное дело – больше, чем просто ремесло.

Мой дедушка – великий мастер в работе с деревом. В его руках полено превращалось в шедевр. А я в детстве был свидетелем этой кропотливой и интересной работы. До сих пор помнится запах свежих опилок из его мастерской – много времени я провёл именно там. Но ни тогда, ни сейчас я не подозревал, что такие же произведения искусства можно сделать из куска металла. Впрочем, новосибирские кузнецы Лидия и Александр ещё несколько лет назад сами об этом не знали.

Через тернии

Мастерская «Гефест» находится в селе Красноглинном, что недалеко от города Оби в Новосибирской области. Здание сильно выделяется среди остальных домов села – забор и крыша украшены изящными деталями ручной работы.

«Я Саня, очень приятно. Проходи прямо», – говорит главный кузнец в этом доме Александр Сорокин.

Входя в мастерскую, ожидаешь увидеть пламя и почувствовать, что такое температура плавления металла. Но в помещении холодно, верхнюю одежду решили не снимать. На стенах кругом висят десятки инструментов – молотки, зубила, клещи. Рядом на большом полене стоит увесистая наковальня. На рабочем столе заготовки для будущего забора. Сейчас работы не так много – не сезон. Пару дней назад Лидия и Александр приехали с фестиваля кузнецов-виртуозов в Симферополе. За последнее время заказы всё же накопились, так как в Крыму они провели неделю. Сейчас навёрстывают потерянное время.

«Больше всего работы у нас в летнее, осеннее время. Заказы еле успеваем делать, работаем каждый день и днём, и ночью.

Сейчас, зимой, спокойнее», – говорит Лидия.

На съезде кузнецов в Симферополе новосибирские мастера провели 6 дней. Однако впечатлений оттуда хватит по меньшей мере на весь предстоящий год – любая тема разговора с Лидией о работе рано или поздно плавно перетекает в воспоминания о фестивале.

«Это было прекрасно! Всё устроили на высшем уровне! Мы лично познакомились с легендарными российскими мастерами – там был сам Александр Вихт. Но самое главное то, что нам досталась книга мастера Владимира Маркова. Таких в мире осталось всего 10 штук, и одна из них теперь у нас!» – восхищается Лидия.

Сейчас у кузнецов хватает заказов от любителей ручной работы. Но так было не всегда. Лидия и Александр начали заниматься кузнечным ремеслом после того, как остались ни с чем.

«Почти 10 лет назад мы с Сашей остались без работы. Оба трудились на Сибэлектросетьстрое. Он был строителем ЛЭП, а я – поваром-технологом. Предприятие закрылось, и нам надо было что-то делать, чтобы заработать на жизнь», – вспоминает Лидия.

Александр и раньше увлекался ковкой металла – он самоучка. Его увлечение и спасло семью в трудные времена. Сначала арендовали небольшое помещение в том же здании, где работали. Через пару лет основали предприятие, назвали, конечно же, «Гефест». Надеялись на покровительство древнегреческого бога кузнечного мастерства. Первые пару лет было трудно, потому что надо было окупить инструменты, материалы. Да и мало кто знал тогда про новую кузницу, в которой работают самоучки.

Потом взяли в ипотеку помещение под мастерскую, в которой работают до сегодняшнего дня. Сначала это трудно было назвать мастерской – у здания даже не было крыши. Работали буквально под открытым небом. Потом дела пошли в гору, сделали крышу, наняли помощника. Сейчас «Гефест» остаётся единственным занятием, которое позволяет заработать на безбедную жизнь.

«Поначалу было тяжело даже рассчитать нужное количества металла для какой-то детали. Всё делали на глаз. Я же вообще ничего не знала тогда про металл. Например, надо было сделать небольшой вензель, брали железо "на глаз", а потом оказывалось, что его очень мало. Но ничего, методом проб и ошибок мы всему научились. Не посещали никакие мастер-классы, семинары, курсы – всё сами узнали. Даже возникало желание познакомиться с местными кузнецами, но они на контакт не пошли», – рассказывает Лидия.

Удивить за 20 минут

Пока мы общались с Лидией, Александр отправился разжигать огонь в печи. Началось самое интересное. Уже спустя несколько минут от былого холода ничего не осталось, а в метре от печи стало по-настоящему горячо. Невольно глаза прищуриваешь.

«Как сейчас помню наш первый заказ. Женщина из области заказала декоративные столбики. Делали их на улице Олимпийской. Совсем прям простые – всего семь штук. Она как-то для нас открыла эту дверь в работу. Потом пошли люди. Тогда, можно сказать, и началась история нашей кузницы», – говорит Александр, подкидывая уголь в печь.

Горн разгорается. Рядом лежит куча продолговатых кусков металла. Каждый из них – будущая часть какой-то цельной картины Александр бросает одну из заготовок в огонь раскаляться.

«Раньше работа кузнеца была тяжким трудом. Не было такой современной техники. Это сейчас у меня болгарка, дрель, большой электрический молот.

А раньше как было – накалил металл, и пошли бить два молотобойца. Не успели, не получилось – повторяем заново.

Воздух в горн мехами нагнетали. Тяжёлая работа была!» – вспоминает Александр.

Тем временем заготовка стала ярко-оранжевой. Вскоре побелела. Александр ловко хватает её в клещи, быстро несёт к наковальне, начинает бить молотком и придавать форму. Один край металлической палки изогнут – надо накалить другой. Пока сложно догадаться, что из этого получится.

«Ремесло кузнеца очень затягивает. Ты только представь: в Питере есть ограждение у одного собора. Так его вручную 20 кузнецов ковали 5 лет! Но зато какая красота получилась. Каждую мелкую деталь своими руками, без помощи какой-то техники», – говорит Александр, пока накаляется металл.

У кузнеца уже выступил первый пот на лбу – всё это время мы стоим в метре от полыхающей печи. Раскалённый добела металлический прут Александр зажимает в тисках и при помощи инструмента загибает его посередине – теперь заготовка похожа на подкову.

«Сувенир на память вам делаю!» – говорит Александр, бросая будущую подкову снова в огонь.

Я уже не задаю вопросов – молча наблюдаю за тем, как после каждого обжига металл преображается. Мастер достаёт раскалённое железо из печи, кладёт на ту же наковальню, берёт специальные трубки с узорами на концах и чеканит на подкове окружности точными ударами молотка. Искры летят во все стороны. И снова в огонь.

«Весь инструмент я сам себе сделал. Кроме электрического, конечно. Молотки, зубила, кувалды. Горно тоже сам выковал. Разве что наковальня не мной сделана – её мне друг подарил», – говорит Александр, пока я засматриваюсь на стену, увешанную инструментом.

Теперь подкова отправляется под мощный электрический молот, чтобы получить более плоскую форму. Раньше этот процесс занял бы минут двадцать, а сейчас робот-кувалда расплющил металл за несколько ударов. Пока подкова не остыла, Александр молотком поменьше подравнивает края. Уже смотрится красиво.

Остаётся слегка подшлифовать болгаркой до блеска. Затем кузнец бросает её в холодную воду, где она остывает. Через несколько секунд я держу в руках ещё тёплую подкову, которая только что была просто куском металла.

«Ты только повесь её вверх концами. На удачу», – говорит Александр.

Не просто ремесло

Лидия пока с железом не работает, но очень хочет научиться. Её роль в семейном ремесле – создание новых проектов, движение вперёд. Сейчас Лидия понимает, что в Новосибирской области много талантливых мастеров, но почему-то все они существуют отдельно друг от друга.

«Практика такая ведь есть. В Санкт-Петербурге, например, мощнейшее сообщество кузнецов! Они всегда участвуют в фестивалях, съездах, сами их организуют. Более того, даже в соседнем Томске есть сообщество кузнецов. На Урале друг друга все кузнецы знают, делятся опытом. У нас с этим почему-то всё печальнее – каждый сам по себе работает. Мы же видим, что кузнецы талантливые. Кто-то ведь делает все эти работы! У меня в планах исправить эту ситуацию», – говорит Лидия.

Скоро Лидия подаст заявку на вступление в гильдию кузнецов России. Это позволит организовывать в Новосибирской области официальные мероприятия.

«Само собой, будет лучше, если я приду не просто как Лида, а буду представителем гильдии. Тогда всё станет гораздо проще в плане организации фестивалей и многого другого через органы власти. В планах у нас начать объединять всех кузнецов не только со всей Сибири у нас, в Новосибирской области. Тут есть потенциал!» – продолжает Лидия.

Помимо грандиозных планов по объединению кузнецов в Новосибирской области, Лидия работает с благотворительными проектами. Из последних – скульптура для одного из роддомов Новосибирска.

«Есть кое-что интересное в планах. Пока рассказать не могу – это секрет! Ещё не точно всё это. Но как только станет известно, я вам обязательно сообщу», – говорила тогда Лидия.

Проект был секретом в момент нашего разговора. Спустя некоторое время с Лидией связался известный кузнец Александр Вихт и предложил изготовить чертежи будущей скульптуры для родильного дома в Академгородке.

«Очень хочется много чего сделать для нашего родного города.

Чем больше этим занимаемся, тем больше затягивает.

Знаешь, у меня спрашивают: "как вы с Сашей живёте уже 14 лет вместе, не надоело ли?". Вообще ни капли! Когда занимаетесь любимым делом, времени совсем не замечаешь. Это ведь не просто ремесло. Это наша жизнь», – говорит на прощание Лидия.

Ваш комментарий

Новости партнеров

Загрузка...