Маленькие девочки только мечтают играть в куклы с утра до вечера, а вот некоторым взрослым удаётся даже получать за это деньги, правда, небольшие. Работники новосибирского кукольного театра — яркое тому подтверждение. Корреспондент Сиб.фм заглянул за кулисы и посмотрел, как делают актёров из папье-маше.
— Здравствуйте, добрые зрители, дети и их родители! — радостно обращается к зрителям сипловатый Дед Мороз.
— Новый год стучится в двери, Новый год, мы в сказку верим! — вторит его словам сказочница. Ноябрь — в театрах уже вовсю готовятся к Новому году. В зале пока всего один человек — на дальних рядах, в темноте и с микрофоном — главный режиссёр театра Ольга Гущина. Она громко комментирует происходящее и руководит процессом, который происходит на сцене.
28 спектаклей в репертуаре театра
Там, над чёрной ширмой, вдруг неожиданно возникают куклы в пёстрых маскарадных костюмах и под красивую рождественскую мелодию начинают звонко поздравлять всех с праздником. Начинаешь чувствовать себя маленьким ребенком в новогодней сказке. Через пару минут двери ширмы вдруг открываются и на сцену заносят простой складной стол. Пауза.
— Куда ты его ставишь ?! А рояль где? Он же не был задействован два года, а то и три!
— Рояль стоял наверху и упал.
— Как — упал?!
— Упал и у него ножка отвалилась.
— А почему он до сих пор не в ремонте?!
— Отдали, им пока что некогда сделать.
— А сейчас для вас, ребятки, выступает акробатка! — продолжают актёры.
С 1933 года ведёт свою историю новосибирский театр кукол
На сцене появляется блестящая кукла с очень длинными руками и ногами, её подхватывают четыре человека, и акробатка оказывается на большом шаре. Она осторожно идёт по канату, меняется музыка, и кукла уже выполняет трюки в спустившемся на сцену обруче.
— Почти молодец акробатка.
— Да не почти. Совсем не молодец. Лена Титова, тебе надо не из середины выходить, а где-то с той стороны, — актриса в едко-зелёном костюме ёлки с высоким кокошником, полностью расшитом крупными бусинами, не проходит через ширму в полный рост.
— А давайте так, открываются двери лифта, Лена выходит оттуда первая. Стоп, а кто двери будет открывать? Помощник режиссёра, вы меня слышите?!
— Я записываю!
— Чё записывать-то?! Сделать сначала надо. Ставьте людей, которые будут двери открывать.
— Ёлки, выходите из разных сторон! — вместо этого на сцене снова появляется стол.
— Уйди отсюда, уйди! Андрей Николаевич, возьмите стол! — и так три раза подряд. Ёлка в жарком костюме ждёт выхода, наслаждаясь «эффектом бесплатной сауны».
Со сцены заходим за кулисы, проходим мимо оставленных с предыдущих спектаклей кукол и попадаем в мастерскую — маленький роддом для будущих игрушечных актёров.
— Лицо куклы сначала делаем из пластилина, заливаем гипсоформу — это сушить нужно очень долго. Потом папье-маше только сутки лепим и сушим.
Папье-маше — техника, при которой форма обклеивается кусочками бумаги в несколько слоев
Начальник бутафорского цеха Надежда Волкова рассказывает о процессе изготовления куклы. В большом светлом помещении она и ещё несколько женщин за столами что-то мастерят. Основные этапы работы над персонажем нам показывают на краснощёкой фигурке Отца из спектакля «Гуси-Лебеди».
— Потом куклу нужно посадить на корпус. А там уже механик делает, чтобы глаза работали, руки, уши. Это тоже недели две, может быть, три. Когда корпус одет, вылеплена головка, начинаем делать туловище. Лицо нужно загрунтовать, расписать, сделать парик.
— А дома у вас есть свои куклы?
— Нет, мы их делаем и дарим. Здесь на них любуемся. Песня такая была: «Счастливей артистов, наверное, нет: мы в куклы играем до старости лет». Правда, сначала играем мы, а потом уже передаем актёрам.
— На самом деле играете?
— Ну, а как? В процессе, естественно, приходится. Проверяешь, как работает. Мы можем надеть куклу, а у неё руки не станут подниматься. Каждое движение просматриваем.
Порой конструктор обучает актёров, как с куклой работать. Потому что он делал, лучше знает. И у него иногда даже лучше получается.
— Такие тяжёлые!
Любимый кукольный персонаж в России — Петрушка, в Англии — Панч, а в Турции — Карагёз
— Актёр, когда идёт в эту профессию, предполагает, что будет тяжело. Итальянцы приезжали, так у них каждая кукла по пять килограмм. У нас-то все из папье-маше, а у них из дерева, причём очень хорошего, тяжёлого. Они к нам приходили, трогали куколок наших, брали их и сразу всё получалось. Наши актёры говорили: ой, тяжело, а итальянцам после такой тяжести, конечно, легко.
Комната, в которой работает механик, совсем небольшая и полностью заставлена инструментами и станками.
— Это всё нужно, чтобы сделать одну маленькую куколку?
— Конечно.
На полке безмятежно лежит небольшой деревянный человечек в смокинге и со скрипкой. Его при мне аккуратно берут в руки, по очереди дергают то за одну, то за другую нитку и крохотная музыкальная рука начинает аккуратно водить смычком по инструменту.
Когда в театре спрашиваешь, сколько работает актёров, никто быстро не отвечает: сначала задумается, а потом уже скажет, что двадцать. Помимо живых людей есть ещё и ожившие куклы, такие же творческие единицы. А сколько их здесь — посчитать невозможно, да и никто, наверное, этим не занимался, ведь кукол с каждым спектаклем становится всё больше и больше.