14 ноября новосибирский театр La Pushkin и его руководитель Олег Жуковский показали спектакль «Станиславский» в рамках внеконкурсной программы «Золотой Маски», а 18 ноября сыграли его для зрителей в качестве своего последнего. Корреспондент Сиб.фм посмотрел, чем отличался сарай искусств, как стирались границы сцены и зала и кого наконец дозвался создатель театра.
Суббота. 19:30. В Центральном парке совсем не многолюдно, но только у входа в театр La Pushkin топчется кучка людей.
- О, вы тоже сюда? – спросил меня незнакомец. — Кажется, здесь сегодня будет аншлаг, которого сарай искусств ещё не видел. Вы заходите, пока ещё есть свободные вешалки.
Я сразу поняла, что этот добродушный молодой человек здесь частый гость в отличие от меня. Торопливо поднялась по деревянным ступенькам, чтобы познакомиться с удивительным творческим пространством под названием La Pushkin, о котором я так много слышала, но, к сожалению, не посещала.
Открываю дверь, окидываю взглядом помещение и ловлю себя на мысли, что если бы я не знала, что это театр, то сразу и не догадалась бы.
Здесь нет привычной театральной роскоши, буфета, гардероба, в котором обязательно предлагают бинокль. Всё гораздо проще.
И несмотря на то, что я в этом месте оказалась в первый раз, не испытала никакого дискомфорта, а наоборот, поймала ощущение, что пришла к старому другу.
Вешая куртку на плечики, со мной заговорила незнакомая женщина.
La Pushkin был основан Олегом Жуковским в 1999 году в Дрездене
- Странно, сегодня не просят разуваться, а в предыдущие разы мы то в тапочках были, то в носочках, прям как дома.
В зрительный зал пока никого не пускали. Входная дверь беспрерывно поскрипывала. Холл на глазах заполнялся людьми.
- И ты сегодня здесь? — слышала я разговоры окружающих.
- Ну, а как я могла пропустить такое событие?
- Надеюсь, что Жуковский повторит историю Пугачёвой, которая постоянно пугает своих поклонников последним концертом.
- Не переживай, Жуковский не оставит нас без своего творчества. Он обязательно найдёт новую площадку, — переговаривались люди.
«Сарай искусств» — второе название театра La Puskin
В холле не было никого, кто бы просто молчал или стоял, уткнувшись в свой телефон. Не было даже тех, кто рассказывал о своих личных делах. Все предвкушали финальную встречу с Жуковским в сарае искусств.
- Спектакль «Петя и волк» я смотрела раз 15, – похвасталась мне незнакомка.
- Ого, — удивилась я. — Вы больше любите неклассический театр?
- Я весь театр люблю. Вчера была в оперном, а сегодня снова сюда пришла. La Pushkin закрывается, а постановку «Станиславский» я так ни разу и не посмотрела. Я бы себе этого не простила. А так не подумайте, я все спектакли Жуковского здесь видела. Многие по несколько раз. Очень хотела бы и в шестнадцатый раз увидеть «Петю и волка», да не случится, видимо, — огорчённо рассказывает моя новая знакомая Ирина. — Вот почему так? Почему? – продолжает она.
- Почему у прекрасного такая короткая жизнь? То, что сделал Жуковский, я считаю,
прорыв для Новосибирска.
Но наш город не смог это оценить и удержать. Очень жаль. Это даже несправедливо.
В Новосибирск театр перебрался в 2013 году
В этот момент с Ириной уход Жуковского начали обсуждать и другие незнакомцы, а я своё внимание обратила на импровизированную кассу. За стойкой стояли две девушки, к которым постоянно подходили вновь пришедшие зрители, желающие купить билет.
- Добрый вечер! У нас есть билеты за 400, 500 и 600 рублей. Разницы никакой нет. Вы выбираете цену по своему желанию.
- Это вы здорово придумали! – восхищались многие. И к моему удивлению, игнорировали возможность купить самый дешёвый билет.
- Девушки, почему-то практически все покупают билеты сейчас, придя сюда, а не заранее, как мы привыкли, — обратилась я к кассирам.
- А здесь так всегда, — перехватила возможность ответить зрительница. — Я сколько раз приходила и на месте покупала билет. Очень удобно. Так и должно быть.
- А вы часто сюда приходите?
Собеседница улыбнулась, выдержала паузу и ответила:
— Очень! Я зависима от этого театра.
Понимаете, с Жуковским бывает
либо одна встреча, либо миллион.
Увидев его творчество, люди либо больше не приходят сюда никогда, либо приходят регулярно. Я кстати, удивлена, что сегодня так много народа. Я больше 30 людей здесь не видела.
- Самое большое было 90, — подхватывает кассир.
- А сегодня у вас сколько билетов? – интересуюсь я.
- Миллион! — синхронно отвечают продавщицы.
- Ну, миллион не может быть. Ведь просто пространства не хватит.
- Хватит. Актёры его раздвинут, вот увидите.
В этот момент плотную чёрную штору отодвинули и пригласили всех в зал. Он был тоже достаточно необычным. Вместо привычных пронумерованных кресел стояли скамейки, на которых лежали мягкие подушечки и были выстроены в ряд стулья, на части которых написано «Парадиз». Эти места были предназначены для жюри театрального фестиваля-премии, который в Новосибирске проходит уже в 28-й раз.
В этом году La Pushkin — первый в истории конкурса негосударственный театр,
который вошёл в афишу.
- Усаживайтесь поплотней. Сегодня очень много народа, — объявила женщина-контролёр.
Визуально было понятно, что не все зрители поместятся на сидячие места даже при том, что организовали дополнительный ряд на полу.
- Поделитесь подушечками со скамеек, мы на них сядем.
Спектакль «Станиславский» был показан 14 ноября в рамках внеконкурсной программы «Маска плюс» фестиваля «Золотая Маска»
Пока все размещались поудобнее, разговоры о Жуковском не прекращались.
- Представляешь, контролёр хотела забрать билеты, — возмутилась девушка, сидящая рядом. — Но я ей не позволила. Это же такая память! Может они когда-то для музея Жуковского пригодятся. Нет, у меня, конечно, дома лежат аналогичные билеты с прошлых спектаклей, но эти-то с последнего.
- Надо выложить историю в Instagram, — переговаривались подружки, сидящие по правую руку от меня.
Стоит заметить, что выложили они не селфи, а видео, где актёры, а их всего два – сам Олег Жуковский и актёр областного театра кукол Владимир Кузнецов гримируют себя, сидя у зеркала, прямо перед зрителями, заполняющими зал.
- Атмосфера непередаваемая!
- Скорее бы начало! – переговаривались в зале.
В этом театре не было никаких звонков, оповещающих о начале спектакля.
Просто погас свет.
- Вам сегодня повезло. Вы на спектакле «Станиславский», — объявил закадровый голос.
Здесь все снова начали переговариваться, подхватывая мысль, что это действительно большая удача — смотреть на творчество Жуковского. Диалоги зрителей прервали актёры, вышедшие практически в зал. Вообще сложно говорить о границах сцены и зала. Это одно общее пространство. Олег и Владимир начали с приветствий. Это не та история, когда актёры будто не видят зрителя. Здесь всё наоборот. В театре у Жуковского общение с залом – часть сценария.
- Дружище, ты наконец-то пришёл! Я так долго тебя звал, а ты всё обещал, но не приходил. А сегодня в последний раз решил? Ну ты даёшь! Ну ты удивил, — обратился Жуковский к какому-то мужчине.
Зал реагировал потрясающе. На каждый взгляд, на каждый жест, на каждую эмоцию актёров была невероятная отдача.
- А давайте вспомним, как всё начиналось? – предложили актёры.
- Я вспоминаю, вспоминаю, вспоминаю, как это начиналось...
Начиналось... И не помню. Помню, как закончилось. Мы сидели, и нам не хватило денег.
Напоминание, что это последняя постановка в стенах сарая искусств, читалось на протяжении всего спектакля. Финал удивил. В тот момент, когда зрители громко аплодировали, бросали цветы, вставили и кричали «Бис!», казалось, что сейчас актёры выйдут на поклон, но тут заиграла лирическая музыка, потух свет и актёры ушли. Ушли совсем. Финальный спектакль состоялся.
Большая часть зрителей ушла, обсуждая детали увиденного, а самые преданные остались. Остались дождаться Жуковского, чтобы лично пожать руку, вручить цветы и сказать спасибо. Поклонники дождались и устроили настоящую пресс-конференцию, транслируемую в прямом эфире сети Instagram.
- Я отыграл последние спектакли в пустых залах. Готовишься, настраиваешься, выходишь, а в зрительном зале пять человек, три человека. Потом было 20. Потом 10. А потом снова только трое входит в зрительный зал. Я так не могу. И тогда я говорю: «Ребята, пока!» И вдруг... Сегодня! Были люди, которых я четыре года пытался затащить сюда. Не приходили, а сегодня... Такая же история и с прессой. Сегодня я испытал очень мощное переживание. После каждого спектакля есть момент, когда актёр уходит со сцены.
Со сцены он идёт в гримёрку, и этот путь — он самый событийный для актёра. Сегодня он особенный.
- В этом году вы впервые попали в афишу главных театральных фестивалей. Есть шанс, что вам дадут награду. Она будет, а театра нет.
- Театр есть. Он был до Новосибирска,
он будет и после.
Я думаю, если вдруг меня закинет судьба в Антарктиду, то будет и там филиал. Что касается наград, то я надержался их достаточное количество международного уровня. Просто у нас есть какой-то комплекс провинциала. Меня иногда студенты после первого урока спрашивают: «А награды есть?» Я-то прекрасно знаю свой уровень. Представляете, я с 22 до 51 учусь беспрерывно театру. Я не могу не обладать качеством. То, что я здесь четыре года играю, а они первый раз пришли посмотреть... Меня сегодня больше удивило, что пришли люди, которых я звал-звал, и на последний спектакль они пришли.
Театр из всех искусств — это
самая удивительная вещь.
Например, можно написать роман, и есть шанс, что лет через 10-20 его возьмут и напечатают. У него есть шанс на будущее. Можно написать картину, положить её в стол, а через время её могут увидеть и повесить на стену. А театр отличается тем, что сегодня он есть, закончился, и ничего больше нет. Но мы будем встречаться с нашими зрителями всегда, когда мы почувствуем, что возник момент.
Пора, — сказал Олег Жуковский.