Странствующий театр

 «Первый театр» о том, что должен уметь актёр  11.01.2012, 07:05
подходящие темы
Странствующий театр
Фотографии Андриана Козина

Когда-то театр начинался с повозки, а все театральные труппы были странствующими. Фанатам и поклонникам, вероятно, приходилось нелегко — шансов ещё раз увидеть понравившегося артиста практически не было. Зрителям новосибирского «Первого театра» чуть легче: труппа в основном кочует в пределах одного города. Но ощущение игры в «казаки-разбойники» всё же присутствует: где состоится следующий спектакль не знают иногда и сами актёры. Корреспондент «Сиб.фм» нашёл ребят на сцене театрального клуба «Пуля».


В 1576 г. театральный предприниматель Джеймс Бербедж построил в заречной части Лондона первый публичный «Театр»

«Первый театр» — это эксперимент, который удачно поставил Павел Южаков — в прошлом артист НГДТ под руководством Сергея Афанасьева, теперь — главный режиссёр молодого театра-студии. Первой площадкой для перфомансов артистов стали улицы Новосибирска, потом начался трёхлетний период кочевания с одной сцены на другую.

В труппе четыре мальчика и четыре девочки, в репертуаре классические постановки и современная драматургия. Ребята принимают участие и побеждают в театральных фестивалях Новосибирска, Москвы и Санкт-Петербурга, сами ставят спектакли, гастролируют по Сибири. А ещё монтируют и устанавливают декорации, рисуют афиши, подбирают костюмы и делают грим. Главные действующие лица считают, что постоянные передвижения и «чёрная работа» научили их быть в тонусе, самостоятельно решать проблемы и делать те вещи, которые актёрам больших театров даже не снились.

Накануне своего дня рождения «Первый театр» получил очередную сцену в ДК «Строитель» и снова переехал.

— Наш театр по численности очень маленький, а работ каждый выполняет очень много. Артист параллельно имеет сменные профессии. Ребята — монтировщики, девочки — постижёры, то есть небольшая группа людей выполняет большое количество работ, отсюда мобильность этой истории, но когда у нас выезд, коэффициент полезного действия падает, силы уходят на переезд, — рассказывает о минусах мобильного театра главный режиссёр Павел Южаков. — Вкратце, алгоритм подготовки к спектаклю у нас выглядит так: надо в одном месте собрать декорации, загрузить, переехать, поставить один спектакль, сыграть его, разобрать декорации, поставить другой, разобрать, увезти! Конечно, лучше одна, но своя сцена. Даже сегодня мы могли бы полдня репетировать и потом играть спектакль, а так у нас эти полдня уходят на то, чтобы привезти декорации, свет поставить.


Павел Южаков окончил режиссёрский факультет Щукинского театрального училища. В НГДТ Сергея Афанасьева играл в пьесах «Чайка», «Вишнёвый сад» и др. Имеет 18 режиссёрских работ

— Но мы никогда не расслаблены, мы всегда готовы сделать всё сами, и нам неважно, где мы. Мы можем быть в Новосибирске, в Искитиме, в Тогучине, в Бердске, в «Пуле» и в ДК «Строитель». В этом наша сила — мы можем всё и везде, — добавляет артистка Елена Вахрамеева.

«Первому театру» поступали предложения переехать всей труппой в другой город, где будет место, где жить, а главное, место, где выступать, но...

— Я думаю, что становление нового театра в любом городе — это вещь проблемная. Нужно ни один год доказывать себе, государству и чиновникам, что ты не тварь дрожащая, а право имеешь. Доказывать это надо работой, — объяснил Павел Южаков.

Создание «Первого театра» — это авантюра, на которую пошли 16 выпускников НГТИ и режиссёр, начав всё с нуля:

— Маленький уютный театр в комнате № 116 ДК «Октябрьской революции» был похож на кусочек жизни, где всем тесно, но от этого тепло, — вспоминает артист Егор Овечкин, — и мы до сих пор уверены, что маленький театр — это хорошо.

— Нам бы такую же сцену, как в «Пуле», ну, может быть, чуть побольше, чтоб с административным крылом, — добавляет артист Александр Форостинский, — такие «театральные проблемы» характерны для Новосибирска. Театр Афанасьева до сих пор не может переехать, а там уже три поколения артистов сменилось. В Екатеринбурге, например, сорок театров, и все же они куда-то помещаются?! И люди ходят в них. Хоть бы уже в подвале какого-нибудь нового Торгового центра сидеть, зато своё, и не надо бегать к вахтёрам и попрошайничать ключи.

Вахтёры в «Первом театре» играют важную роль: в каждом новом помещении контакт с ними налаживать приходится заново.

— Они вообще самые главные люди на планете, — иронично заявляет Егор Овечкин, — у тебя вечером спектакль, ты приходишь репетировать, а вахтёр говорит, что ты не записан, и ключ тебе не даёт. Ведь я в спектакле есть, посмотрите! Но на бумажке у него моей фамилии нет.

Егор, как и многие в театре, нашёл плюсы в постоянных передвижениях:

— Мама и папа научили меня смотреть на все ситуации с разных сторон. Кто виноват в том, что всё складывается таким образом? Конечно, нечестно, что нас попросили из ДК «Дзержинского», но мы так же нечестно поступили — ведь кто-то же выселил оттуда «Артистическое созвездие», чтобы мы заехали? А руководство ДК «Дзержинского» думает — приехали, будут семь дней в неделю на сцене спектакли показывать, репетировать, а танцы полицейские когда устраивать? Нам очень нужны полицейские танцы! Нечестно!

Госзадание для «Первого театра» — один новый спектакль в квартал, то есть 4 премьеры за сезон

Совсем недавно театр переехал в ДК «Строитель», а там их ждал целый филармонический оркестр.

— Целых два! — поправляет сам себя Егор. — У них свои кофры стоят, всё пюпитрами усыпано, и тут мы привезли тонны своих декораций.

— И это тоже нечестно, — успеваю закончить я.

На вопрос о том, что лучше — одна своя сцена или много площадок, но без своего угла, Егор не стал отвечать категорично, для него, то, что есть сейчас, — золотая середина.

— Будь у нас своя сцена, мы бы занимались спектаклями, самосовершенствовались, не тратили время на переезды и нервотрёпки с вахтёрами, но если вдруг она у нас появится, нам уже некуда будет стремиться, кроме как упиваться чистотой своей игры.

У Елены Вахрамеевой, артистки и по совместительству реквизитора, руки опускаются, когда нужно найти костюмы, а «всё свалено в одной комнате, потому что только что опять переехали», и, наверное, ей, как девушке, хочется, чтобы всё было аккуратно, лежало и висело на своих местах — как в большом театре. Елена считает, что мобильность — это не просто изюминка «Первого театра», это их сильная сторона:

— Путь преодоления трудностей должен быть. Проблемы и самостоятельный поиск их решения сплачивают нас. Ведь осталось 8 человек из 16. Те, кто не выдержал накала, кто не смог работать только на энтузиазме, кому нужен был заработок — ушёл. Тот, кто хотел и готов был терпеть, — остался. Нужно было через всё это пройти, чтобы понять, кто остаётся.

«Первый театр» идёт на взлёт: «Пуля», ДК «Ефремова», Центр культуры НГТУ, Дом Актёра, теперь ещё и ДК «Строитель» — это неполный список площадок, на которых ребята устанавливают декорации, показывают спектакли, разбирают декорации — проблемы с пропиской решатся со временем, главное, что уже сейчас у артистов есть зритель, который пойдёт за ними хоть на край света, в любое ДК.

ВКонтакте
G+
OK
 
Новости партнёров
Комментарии

Редакция Сиб.фм призывает к конструктивной и взвешенной дискуссии по теме опубликованного материала. Недопустимы и удаляются комментарии, которые нарушают действующее законодательство, содержат призывы к агрессии, оскорбления любого характера, либо не относятся к теме публикации. Редакция не несёт ответственности за содержание комментариев.

публикации по теме
самое популярное
присоединяйтесь!