Дед Мороз-партизан

 Как отмечали старый новый год  13.01.2012, 07:05
были упомянуты
подходящие темы
Дед Мороз-партизан
Фотографии Дмитрия Сажина

Во время Великой Отечественной войны Дед Мороз являлся на новогодние ёлки в образе партизана с ружьём и читал стихи о проклятых фрицах, а дети должны были скандировать на карнавалах «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!». О том, как встречали Новый год наши бабушки и дедушки, корреспондент Сиб.фм узнавал в Государственном архиве Новосибирской области.

Покупая недавно ёлки, горожане не задумывались об историческом значении момента: ровно 75 лет назад, в 1936 году, хвойные были реабилитированы и снова получили право появляться на Новый год в домах советских граждан. До этого в течение восьми лет новогодние ёлки считались «поповским обычаем», купить их было невозможно, а принести из леса — смертельно опасно. Существовал специальный тематический стишок:

Только тот, кто друг попов,
Ёлку праздновать готов.
Мы с тобой враги попам,
Рождества не надо нам!

28 декабря 1935 года в газете «Правда» вышла статья, подписанная вторым секретарём ЦК компартии Украины Павлом Постышевым, о необходимости праздновать Новый год, наряжая ёлку. Однако народ решил не рубить с плеча: не рубить пока ёлки, а последить за судьбой странной инициативы — и в новый 1936 год ёлок в СССР практически не было.


В отличие от Сталина, Ленин любил новогоднюю ёлку. Известен рассказ «Ленин на ёлке», где вождь народа выступает в роли Деда Мороза и приносит детям подарки

Однако следующий Новый год по всей стране проводился уже с обязательной новогодней ёлкой, под лозунгом «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!». Празднование Нового года было официально возобновлено главной ёлкой страны в Колонном зале Дома Союзов 10 января 1937 года, рассказывает начальник отдела использования Госархива НСО Татьяна Гутыра, которая подготовила специальную выставку документов на эту тему.

─ Ёлка была 15 метров в высоту, на ней — 10 000 игрушек, — это было впечатляюще по тем временам.

В Сибири новогодние ёлки проводились во всех школах, садиках, детских домах и крупных предприятиях с конца декабря 1936 года. Началось всё, как водится, официально: секретарь Западно-Сибирского крайкома ВЛКСМ Пантюхов опубликовал в «Большевистской смене» статью. Он призывал всех школьников, пионеров, комсомольцев и учителей Западно-Сибирского края отметить новогодний праздник советской ёлкой.

─ Отвергалось всё религиозное, поповское, и потому нужно было ввести новые символы, новые традиции. Праздник Нового года был объявлен праздником счастливого детства, благодарили за это товарища Сталина, — рассказывает архивист Гутыра.

Ёлки проводили тематические, например, в 36-м году они были посвящены сталинской Конституции.

Карнавалы были литературные, где все наряжались героями произведений разрешённых писателей и поэтов, а также национальные — здесь можно было сшить ребёнку костюм представителя какой-либо советской республики. Также популярны были образы колхозниц, попугая, свёклы или скворечника.

─ В газетах печатали инструкции по изготовлению костюма «скворечник»: предлагалось сделать домик из тринадцати реек, а на голову мальчика надеть птичью маску — и ребёнок как бы выглядывал из окошка.

В магазинах продавались разрешённые маски для взрослых: лодырей и пьяниц.

─ Я плохо себе представляю, как должны были выглядеть эти маски. Наверное, очень страшно, — признаётся архивист.

Украшать ёлку тоже полагалось идеологически правильными игрушками: например, фигурками красноармейцев, парашютистов, лётчиков, представителей различных народностей и профессий, танками, пушками, атрибутикой всех родов войск, пятиконечными звёздами и снежинками. Единственными, кого из символов прошлого советская власть «оставила в живых», были Дед Мороз со Снегурочкой. Правда, и здесь всё было не так просто.

─ В нашем архиве хранится сценарий новогоднего утренника в детском саду, по которому во время праздника появлялись Волк и Лиса.

Злодеи заперли Снегурочку, а Дед Мороз пришёл её вызволять с ружьём.

Милитаризация праздника Нового года была очевидной, и особенно ярко это проявилось в годы войны. Впрочем, это отрадно хотя бы тем, что Дед Мороз-партизан вытеснил политическую ёлку: до 1941 года её преимущественно украшали лозунгами о товарище Сталине.

─ Во время войны Дед Мороз был в роли партизана или солдата. Он приходил к детям с фронта и произносил такие, например, тексты.

Татьяна Гутыра начинает читать стихи, слышать которые на новогоднем утреннике в наше время было бы жутко:

В суровую зимнюю пору,
По снегу, по хрупкому льду,
Навстречу проклятому вору
Я лесом дремучим иду.
Иду сквозь густые сугробы,
Смотрю на великий разор,
И в сердце от яростной злобы
Вскипает могучий задор.

Наступят крещенские сроки,
Постойте, поганые псы!
Уж я вам повыбелю щеки,
Уж я отморожу носы,
Уж мы тут покажем злодеям,
Как варят супы из ворон,
Такие затеи затеем,
Что дух из них вышибем вон!

324 рубля составляет ежемесячное пособие «детям Великой Отечественной войны» в НСО

Загадки Дедушка Мороз загадывал детям войны соответствующие: «Каждый сугроб — Гитлеру гроб, фриц замерзает — когда это бывает?» или «Солнце, жара, от пуль немчура в бою издыхает — когда это бывает?».

То, что, несмотря на войну, для детей всегда проводились новогодние ёлки, вызывает у архивистов искреннее восхищение.

─ Вся промышленность работала на оборону, тем не менее, местные власти находили возможность устроить детям праздник, чтобы у детей была ёлка, были сладости, пусть и немного.

Вообще о детях наши местные власти заботились во время войны — последнее отдавали.

Учителя, комсорги, работники предприятий все праздники организовывали своими силами, вручную делалось большинство ёлочных украшений. Новогодние бумажные цепи, например, делали из газет, а раскрашивали бумажные колечки зелёнкой и свёклой.


В 1942 году, перед Новым годом, Новосибирская шоколадная фабрика выпустила свою первую продукцию

В советское время цензура требовала утверждать абсолютно всё, вплоть до мельчайших, подробностей сценария новогодней ёлки, музыки, песен и даже загадок, которые будут звучать на ней. Сегодня архивисты и историки благодарны этой скрупулёзности властей тех лет.

─ Мы знаем теперь даже, как был оформлен к Новому году парк Сталина (сегодня это Центральный парк). Там был построен огромный дом изо льда, в котором дети представляли на конкурс свои поделки из льда и снега. Возможно, именно тогда зародилась в Новосибирске традиция проводить фестивали снежных и ледяных скульптур, ─ предполагает Татьяна Гутыра.

В парке были устроены саночная катапульта, зимний тир, катание малышей на собаках, две горки в виде мамонта и крокодила, а также такое непонятное сегодня развлечение, как дорожка для катания на креслах.

Центральная ёлка размещалась в Первомайском сквере. Летом там всегда была большая высокая клумба, а зимой она превращалась в горку. Дети скатывались с неё на санках к большой фигуре Деда Мороза.

Дедушка Мороз стоял с поднятой рукой и как бы призывал детей встать в хоровод и петь песни о своём счастливом детстве, о товарище Сталине, любимом и родном.


В августе 1938 года советские войска разгромили японские боевые части рядом с озером Хасан

В Госархиве хранится ещё один любопытный документ, который помогает нам представить, как выглядел утренник под названием «Новогодняя вечер-встреча с героями озера Хасан». Праздник проводился в Новосибирске в преддверии 1939 года. На это торжество были приглашены исключительно пионеры-отличники: этим подчёркивалась важность события.

В центре зала была установлена ёлка — не в «поповской» крестовине, а в советской пятиконечной звезде, которая особым образом подсвечивалась снизу — создавалось ощущение того, что ель горит.

Ёлка была украшена плакатом «Да здравствует товарищ Сталин, вождь, учитель и друг советской молодёжи!»

─ Я так думаю, что игрушек на ней не было: мелкими буквами такой лозунг написать нельзя, поэтому ёлку, скорее всего, просто обернули плакатом, ─ предполагает Татьяна Гутыра.

Герои сражения на озере Хасан и депутаты Верховного совета приходили и садились на почётных местах, затем входили пионеры-отличники. Приглашённые гости рассказывали о себе по очереди.

И после каждого выступления пионеры должны были вставать и кричать: «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!»

─ Представляете, как это: не ошибиться, вовремя вскочить, прокричать? — улыбается архивист.

Во второй части праздника был карнавал: дети переодевались в костюмы одиннадцати (тогда их было именно столько) советских национальных республик.

─ Самое интересное — окончание: после плясок все участники вставали и под песню «Пойду ли я, выйду ли я» кружились в весёлом хороводе. Как там кружиться в хороводе, да ещё весёлом, под такую-то песню?

Артелям запрещалось изготавливать новогодние игрушки по собственным эскизам — только по утверждённым. Известно, что под новый 1937 год новосибирская артель «Детский мир» производила 17 наименований ёлочных игрушек: Дедов Морозов, балерин и снежинок — их делали преимущественно из бумаги и ваты.

Ёлки в город привозили из Ояшинского и Мошковского районов Новосибирской области. В декабре 1936 года для школьных и детсадовских праздников власти закупили 1 700 ёлок, а через 2 года уже 6 500.

В широкую продажу ёлок поступало очень мало, их раскупали мгновенно, несмотря на достаточно высокие цены (2,5 рубля за полутораметровую ёлочку при средней зарплате 136 рублей). Ёлок катастрофически не хватало: их продолжали привозить в город даже в январе.

Газета «Советская Сибирь» от 4 января 1937 года публикует заметку, в которой сказано, что в Новосибирске распродано около 4 000 ёлок, но этого мало: «Спрос, однако, и до сих пор не удовлетворён, в Трест зелёных насаждений продолжают поступать требования на ёлки, директор треста товарищ Пахомов сообщает, что сегодня поступит в продажу еще 1 500 ёлок».

─ Казалось бы, Новый год уже встретили, но люди всё равно ещё стремились купить и нарядить ёлку, такой был ажиотаж, ─ удивляется Татьяна Гутыра.


В 1937 году в СССР начался период сталинского «большого террора». За год было расстреляно свыше 400 тыс. человек, в том числе маршал Тухачевский

Кроме проведения правильных советских ёлок, как свидетельствуют документы того времени, в городе активно велась антирелигиозная работа. Приказ всем комсомольским и партийным организациям, выпущенный в декабре 1936 года, требовал обратить внимание на Рождество, Крещение и «другие церковные сектантские праздники».

Пропаганду необходимо было развернуть среди всех верующих, в особенности среди домохозяек, а ходившие по домам комсомольцы должны были опираться в своих выступлениях на газеты «Антирелигиозник», «Безбожник», «Спутник агитатора» и т. д.

В это время в детских садах проходили утренники, на которых пелись песенки «Кавалерийская», «Школьная ворошиловская», «Маленький парашютист» и прочие соответствующие духу времени.

Вот так, по свидетельству газеты «Правда», «тысячи трудящихся, славно поработав в 1936 году, готовятся к встрече нового, ещё более счастливого 1937 года».

ВКонтакте
G+
OK
 
Новости партнёров
Комментарии

Редакция Сиб.фм призывает к конструктивной и взвешенной дискуссии по теме опубликованного материала. Недопустимы и удаляются комментарии, которые нарушают действующее законодательство, содержат призывы к агрессии, оскорбления любого характера, либо не относятся к теме публикации. Редакция не несёт ответственности за содержание комментариев.

самое популярное
присоединяйтесь!