Сиб.фм продолжает рассказывать о затерявшихся и подзабытых архитектурных достопримечательностях Новосибирска. В этот раз — о сети школ, построенных по проектам самого незаурядного инженера-архитектора Сибири Андрея Крячкова, и её значении в формировании столичного облика города. Уникальный архитектурный комплекс помогал пожарным и градостроителям, позволил Новониколаевску обогнать Москву и Санкт-Петербург в доступности начального образования, имел автономную систему жизнеобеспечения, взлелеял театральные подмостки и пал жертвой дешёвого сайдинга.
Так совпало, что на
Для финансирования строительства новых школ городская управа запросила пособие от Кабинета Его Императорского Величества ещё в 1907 году, но безуспешно. Кардинальным образом ситуация изменилась буквально два года спустя. Самый известный и разрушительный пожар за всю историю города, длившийся четыре дня и три ночи, имел катастрофические последствия, но, по иронии судьбы, стал спасением для всей системы здешнего начального образования.
794 усадьбы выгорели в пожаре 1909 года в Новониколаевске
В спешном порядке Новониколаевск получил внушительную правительственную ссуду (по разным данным, от 240 до 387 тысяч рублей), в том числе и на возведение 12 начальных школ. Предполагалось, что эти деньги город должен будет вернуть, но революция 1917 года избавила его от этой деликатной необходимости.
Как бы то ни было, неделя огня и пепла выжгла дотла двухлетние сомнения столичных чиновников и, лишив город доброй половины деревянных строений, подарила ему дюжину каменных зданий.
Ответственность за «техническую правильность» построек и «качество материала» была возложена на архитектора Западно-Сибирского учебного округа Андрея Крячкова. К тому времени выпускник Петербургского института гражданских инженеров Крячков успел прославиться проектом здания Народного дома в Новониколаевске и даже получить за него премию. Тем не менее здание так и не было построено, и воплощения своего замысла архитектор не увидел.
Мало известен тот факт, что соавтором Крячкова в проектировании начальных школ выступил архитектор Казимир Лукашевский. Сведений о нём практически не сохранилось: кроме авторства «чешуек» на куполе Театра оперы и балета и таинственного исчезновения в конце
Так как все здания строились в одно время и были предназначены для одной цели, архитекторы разработали для проектирования типовые модули, детали которых комбинировали в зависимости от местоположения школ.
Строительство велось из фирменного новониколаевского красного кирпича — продукции местного механизированного кирпичного завода с передовыми «гофманскими печами» для сушки.
Проект был реализован в рекордные сроки. Всего за два строительных сезона —
50 школьников и один учитель составляли «комплект», по нормам Министерства народного просвещения
Расположение школьной сети было тщательно продумано: расстояние от любой точки жилых районов до одной из школ не превышало
Кроме того, особенная расстановка школ — на пересечении улиц — закрепляла квартальную сеть исторического центра города и вместе с церковными зданиями и пожарными вышками формировала его высотный силуэт. Кстати, в башне одной из школ располагался полноценный наблюдательный пункт пожарных.
Если где-то обнаруживался пожар, над куполом башни поднимался шар определённого цвета, обозначающий тот или иной район возгорания.
Все школы были оборудованы автономной системой освещения и отопления, водопроводом и канализацией. Отопительная арматура была выписана из Варшавы, к запасным лестничным клеткам примыкали санитарные узлы и гардеробные. Подобный коммунальный рай в те дни мог предложить только первый шикарный отель Новосибирска «Метрополитен», и то в основном для заезжих купцов, тогда как в школах Крячкова учились дети разнорабочих.
Большинство школ было спроектировано в стиле модерн с элементами классицизма или готики: характерная асимметричность, скруглённые углы дверных и оконных проёмов, сложные карнизы. Фасады части школ были полностью выполнены из красного кирпича, другие декорированы белыми оштукатуренными деталями: арками, наличниками и рустом нижнего этажа, имитирующим каменную кладку.
Школы Крячкова придавали архитектуре Новониколаевска зримое стилевое единство, причём задолго до того, как в ней появились свои устойчивые традиции.
4,5 метра составляла высота классных комнат в большинстве школ Крячкова
В каждой школе был просторный освещённый коридор, на который выходили три или четыре классные комнаты площадью
В Новосибирске Крячков спроектировал здание областного правительства и ещё 28 объектов
Примечательно, что половина зданий школьной сети сохранилась в виде, близком к первозданному. В пяти из них по-прежнему располагаются школы, в остальных — детские образовательные учреждения. Исключениями стали лишь школы на улицах Большевистской (здание занял областной драматический театр «Старый Дом»), Ленина и Революции (здание отдано Театру кукол), 1905 года (здание получил Сибирский русский народный хор).
Ряд зданий до неузнаваемости искажён пристройками и надстроенным третьим этажом. Полностью исчезнувшей оказалась историческая часть школы на углу улиц Фрунзе и Мичурина, в
Фасад здания на улице Бориса Богаткова полностью обшит сайдингом и восстановлению не подлежит.
Одна школа впала в немилость ещё советских управленцев и была снесена при строительстве Железнодорожного райкома. По не совсем ясным соображениям специалистов, статус памятника архитектуры получили лишь семь из десяти уцелевших школ Крячкова. Это значит, что оставшиеся без внимания профильных надзорных служб здания могут быть перестроены и разобраны до основания по первому требованию владельца.
В 1937 году Крячков получил диплом Гран При на Всемирной выставке достижений искусства и техники в Париже
Увы, столетние школы первого профессионального архитектора Новосибирска Андрея Крячкова больше не воспринимаются горожанами как единый комплекс зданий и уникальный архитектурный ансамбль. Некогда красочные здания-маяки, значительно возвышающиеся над одноэтажными деревянными домами, перестали нести стилеобразующую функцию и оказались в совершенно разных средовых условиях. Главное — они продолжают утрачивать первоначальный вид и обрастать пристройками.
Чтобы избежать необратимости этих процессов, муниципалитету стоит снова обратить внимание на едва ли не главное творение Крячкова как на важный и самобытный элемент городского ландшафта. Иначе историческая подлинность зданий снизится настолько, что станет совсем призрачной: примерно такой же, как возможность появления в деревянном Новониколаевске дюжины первоклассных каменных школ.