Народная примета гласит: если на двери повесить табличку «современное искусство», то в тот же миг возле неё встанут ряженые казаки. Опыт организаторов гастролей сообщает, что любой концерт может быть сорван «по техническим причинам». Мэрилин Мэнсон, Андрей Макаревич, Диана Арбенина и «Ночные снайперы», метал-группы Cradle Of Filth и Behemoth — одни из самых ярких за последний год примеров запрещённых в Сибири гастролёров. Министр культуры, музыковед, политолог, православный активист и многие другие рассказали корреспонденту Сиб.фм о том, что считать цензурой и какая музыка нужна обществу.
Пять лет герои спектакля «Mutter» слушали Rammstein и «молились» на портрет Мэрилина Мэнсона на сцене театра «Глобус», пока постановку не сняли по истечении срока давности. Когда сам Мэнсон решил дать концерт в Новосибирске, Красноярске и Омске, православные активисты устроили митинг в защиту нравственности, где почти тысяча человек протестовала против «сатанистов и извращенцев».
Статья КоАП 5.26 146 УК РФ запрещает «оскорбление религиозных чувств граждан»
Через две недели члены общественного совета при министерстве культуры Новосибирской области написали письмо мэру и министру культуры региона с целью отменить концерт того, кто «съел собственный глаз и удалил себе ребро», «пьёт кровь младенцев и топит камин в своём голливудском доме Священным Писанием». Концерт отменили. Официальная причина — празднование Дня города.
20 октября. Британская метал-группа Cradle Of Filth приехала в Новосибирск, но в назначенное время концерт не начался.
«По техническим причинам» вместо выступления провели встречу с фанатами.
За несколько дней до концерта общественники, известные как «православные активисты», направили письма в полицию, прокуратуру, мэру, губернатору, полпреду с требованием запретить выступление, ссылаясь на пункт 1 статьи 148 УК РФ (публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершённые в целях оскорбления религиозных чувств верующих).
На польскую дэт-метал-формацию Behemoth православные активисты обратили внимание ещё до выступления в Хабаровске и запретили «сатанинский» концерт. Крест на перевёрнутых крестах и прочей атрибутике группы активисты поставили в Томске, Иркутске, Новосибирске, где концерт был сорван дракой группы людей в спортивных костюмах, представившихся православными активистами.
Алексей Лобов, православный активист
1 июля 2014 года вступил запрет на мат в музыке
— Мы живём в условиях, когда мы должны быть ограждены и подавлены. Цензура — это не чья-то прихоть, а условия, в которых жили поколениями. Чем мы заслужили несчастье, когда ограничения вдруг снимаются? Страшна попытка наступать на эти механизмы. Недавно я прочитал историю крестьянства в Сибири, где описан процесс реализации свободы нашими предками. И любого, кто ратует за свободу в том виде, в котором она не соответствует пониманию, я бы посадил в машину, вывез за город, дал в руки топор, горсть гвоздей, мешок крупы и показал направление, в котором двигаться. Это абсолютная свобода от любых запретов! Некоторые группы остались без внимания активистов из-за огромного количества таких событий. Сплошь и рядом богохульство: «Красный факел», Театр оперы и балета — ярчайшие примеры. Почему государство должно финансировать такое искусство? Больной режиссёр ставит эксперимент по Евгению Онегину — я должен быть уверен, что это происходит без поддержки госбюджета. Что касается Галича, я не особо знаком с его творчеством, но предполагаю, что есть разница в материях, к которым обращаются Галич и Мэнсон.
Те, кто запрещали Галича, запрещали не достаточно хорошо, если государство всё-таки рухнуло.
Не только Галича нужно было запрещать с точки зрения той идеологии, которая тогда главенствовала.
Василий Кузин, министр культуры Новосибирской области
— Поступающие в министерство культуры Новосибирской области требования отменить те или иные концерты и спектакли, а также противоположные им требования не отменять концерты и спектакли являются примером и свидетельством того, что в нашем обществе существуют и сталкиваются социальные группы с различными интересами. Поскольку различие интересов сохраняется, то, вероятно, в ближайшем будущем подобные конфликты не исчезнут.
Министерство культуры, безусловно, признаёт, что все граждане России имеют право выражать и отстаивать свои взгляды исключительно в соответствии с действующим законодательством.
Любые противоправные действия или призывы к ним, направляемые в адрес губернатора, мэра, министра, всегда способствуют распространению правового нигилизма и нарушению социальной устойчивости.
Наталья Ярославцева, экс-министр культуры Новосибирской области
— Сейчас церковь не скрывает свою позицию — патриарх Кирилл совершенно спокойно говорит, что нужно сражаться за духовность и нравственность, делать это наступательно. Так как большинство считает, что артисты поют что ни попадя, и нечего слушать всякую ересь. Джо Дассена и Тото Кутуньо слушали поколениями, и людей, увлечённых этим (сатанизмом, — прим. Сиб.фм) не так много, то поддержки у групп быть не может. Основная масса людей узнаёт про концерты после митингов. Людям не нравится, что артисты вычурно одеты и, к примеру, носят кровавые клыки — чисто эстетически многим неприятно. Если говорить про проект «Родина», то он сделан при поддержке Сибирского центра современного искусства, Минкульта и частного бизнеса — сложились все заинтересованные силы. Мы даже губернатору доложили, что это за проект и показали каталог с работами, которые будут привезены, чтобы никто не распространял информацию, что это было сделано вне всего, а потом вдруг власть спохватилась и решила закрыть. Если раньше в городе была реальная оппозиция, то сейчас она во власти. Они же сами не будут против себя выступать? Нет силы, которая могла бы объединить людей в том, о чём сказал Вольтер: «Я не разделяю ваших убеждений, но готов жизнь отдать за возможность это говорить».
Дмитрий Березняков, кандидат политических наук
— Никакой власти православные активисты не имели и иметь не будут. Несмотря на то, что мы переживаем консервативный поворот в наполнении российской политики, они всегда были и будут маргиналами. История 19-20 веков — яркий тому пример. Просто сейчас на фоне резкого изменения российско-европейских, российско-американских отношений происходит выработка новых смыслов в легитимации действующей власти. В ситуации перелома всегда повышаются шансы групп и справа, и слева. В данном случае консервативных групп.
В трезвом уме и здравой памяти никто и никогда на православно-национальных активистов ставку не сделает — это будет самоубийство.
Они это прекрасно понимают, но «выпендриваются» потому, что сейчас у них есть такая возможность. Они бьют по медиаперсонам, чтобы быть самим известными.
А отмена концертов была связана во многом с непониманием региональных политических групп и бюрократии того курса, который сейчас выстраивается в Москве. Это не цензура, в которой предполагается появление контента с идеологическими установками. Это запрет. Потому что отредактировать не в состоянии — такого воздействия у них нет. Новосибирск — третий город по величине в стране, где всегда были рыночно ориентированные ценности, и это не значит, что все тут либералы, куда ни плюнь. Здесь большая студенческая среда с развитыми культурами и субкультурами, где рок всегда был популярен.
И от того, что происходит в геополитике, любовь к музыке Макаревича или Арбениной никуда не уйдёт и не изменится.
Нужно уметь отделять политическую позицию человека от его музыкального таланта.
Концертный тур и другие проекты Андрея Макаревича были отменены по всей Сибири, а также в Казани, Самаре, Саратове, Петербурге. Музыкант объясняет массовый срыв своих выступлений «мягкими рекомендациями», которые получают организаторы концертов, и «нежеланием связываться с сотрудниками в штатском». Концерты Макаревича начали срываться после его визита на юго-восток Украины в августе этого года. Музыкант привёз беженцам гуманитарную помощь, посетил Славянск и Семёновку, а также дал концерт перед детьми беженцев в Святогорске, после чего депутат Госдумы от «Единой России» Евгений Фёдоров предложил лишить лидера «Машины времени» всех государственных наград, в том числе ордена «За заслуги перед Отечеством», и депутат законодательного собрания Петербурга Виталий Милонов предложил запретить концерты Макаревича.
В 1968 году в Академгородке состоялся единственный публичный концерт Александра Галича в СССР
Концерт «Ночных снайперов» в конце ноября тоже отменили в Новосибирске по «техническим причинам». В обращении для слушателей Диана Арбенина сказала, что в ряде других городов «причины были очень разные: протекала крыша, был ремонт в клубе, площадку внезапно забирали под другие городские нужды — и всё это, конечно же, враньё». Концерты рок-группы стали отменяться после концерта в Киеве. Солистка попала в список врагов России, заняв 46 строчку между Ильёй Пономарёвым и группой Scorpions.
Анатолий Локоть, мэр Новосибирска
— Я не могу комментировать действия организаторов концертов, которые сначала заявляют о мероприятиях, а затем отменяют их по каким-либо причинам. По поводу активных выступлений разных общественных групп накануне приезда тех или иных артистов могу сказать одно: каждый имеет право на свою точку зрения, и каждый имеет право высказывать её в рамках закона. Важно, чтобы эти группы не переходили границы закона.
Устраивать общественные волнения, стычки с теми, кто думает по-другому, кто не разделяет ту или иную точку зрения, пытаться силой препятствовать проведению тех или иных мероприятий — это противоправные действия.
Вот такого поведения городская власть допустить не может. И здесь я как мэр буду спрашивать с правоохранительных органов.
Алтайский спектакль «Про того, который ходил страху учиться» снят за пропаганду сатанизма
Запрет музыкальных групп и композиторов, срывы концертов в мировой музыкальной индустрии не редкость. Американский певец Поль Робсон был внесён в чёрные списки Голливуда и не смог выезжать из США после вступления в коммунистическую партию. Композитор Микис Теодоракис после военного переворота 1967 года в Греции был арестован на пять месяцев и подвергся пыткам, затем был отправлен в ссылку и помещён в концлагерь под Афинами из-за того, что писал песни, подорвавшие режим диктатуры, и сидел в заточении до тех пор, пока компания музыкантов, среди которых был Дмитрий Шостакович, не вступилась за него.
В дни фашистского путча в Чили барду Виктору Хаара переломали пальцы рук, чтобы он не смог играть на гитаре, и во время пения убили на стадионе в Сантьяго. В эпоху 30-х годов германским оркестрам было запрещено исполнять музыку Мейербера, Мендельсона, Хиндемита, и джаз в Веймарской республике называли «дегенеративной музыкой с негритянскими мотивами». В разные периоды Советского Союза запрет был не только на коллективы, «пропагандирующие неприемлемые настроения и идеалы советского общества», среди которых Pink Floyd, Тина Тёрнер, Kiss, AC/DC, но и на концерты классических музыкальных композиторов и скрипачей.
Михаил Казиник, скрипач, искусствовед, лектор-музыковед, ведущий программы «Ноты, которые изменили мир» на «Дожде»
— Я учился у Эммануила Марковича Гольдштейна. Он мне однажды сказал: «Если хочешь сказать что-то против советской власти — сыграй на скрипке. Это уже против советской власти». Однажды он позвонил мне и говорит: «Миша, бросай всё. Я тебе дам телефон, позвони, ты будешь помнить это всю жизнь». Оказалось, что легендарный Борис Эммануилович Гольдштейн в Минске! Это был великий вундеркинд всех времён и народов, который в детстве играл Яше Хейфецу, на что он сказал: «Дайте мне его в Америку. Через несколько лет он станет самым великим скрипачом на планете после меня».
«Ляпис Трубецкой» и Змитер Войтюшкевич входят в чёрный список музыкантов в Беларуси
На следующий день вышла статья в газете «Правда», где было придумано, что Яша Хейфец, американский заезжий гастролёр, пригласил Бусю Гольдштейна учиться у него. Буся Гольдштейн отступил несколько шагов, сделал пионерский салют и звонким пионерским голосом сказал: «Буся Гольдштейн в Америку не поедет!» Концерт Гольдштейна был не в Минске, не в филармонии, без афиш. Его не пускали в большие залы — он ехал выступать в музыкальную школу в Борисов для 1-3 классов. Когда Борис Эммануилович играл в зале, полном восьмилетних детей, мы (консерваторцы, — прим. Сиб.фм) все плакали. Это был самый прекрасный скрипичный звук, который может быть сравнён только со звуком Менухина и Хейфеца, если не выше.
Евгений Вишневский, специалист в области математического моделирования, писатель, один из старожилов новосибирского Академгородка
— Я всегда говорил, что цензура — это геноцид рынка. В современном мире она часто связана с деньгами. Цензура была всегда, как бы не говорили, что её сейчас нет. Я сам был директором православного лагеря на протяжении 10 лет, но я человек толерантный.
Да, не сторонник «таких» концертов и не хожу на них, но и не иду выступать за их отмену. Личное дело каждого — ходить или не ходить.
Не поддерживаю православных активистов, которые устраивают митинги — ортодоксов всегда хватало. Если общество считает, что ему это не нужно, оно и не пойдёт. Я очень люблю классическую музыку и джаз. Вы же понимаете, что я жил в то время, когда говорили: «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст»?