Корабли без капитанов

 Как сибирские мужчины создают свой собственный образ  29 июня, 07:00
подходящие темы
Корабли без капитанов
Фотография Валентина Копалова из архива Сиб.фм

Фонд святителя Василия Великого, известный финансированием французской партии «Национальный фронт», намерен распространить в загсах, военкоматах и школах всеобъемлющий свод правил под названием «Кодекс отца и мужчины». По замыслу авторов, он должен пробудить чувство ответственности в мужчинах и избавить их от ложных представлениях о мужественности. Семья и страна сравниваются в кодексе с кораблём, который без капитана «рискует разбиться о скалы или сгинуть в океане». Вина за неустойчивость семей и аборты возлагается разработчиками кодекса на мужчин. Корреспондент Сиб.фм поговорил с разными мужчинами Новосибирска и выяснили, насколько отличаются их представления о мужественности и долге.

Олег Сидоров, предприниматель:

Я считаю, что мужественность — это когда ты держишь слово, несмотря ни на что, защищаешь Родину, женщину, или более слабого, или то, что ты должен защищать. Я воспитывался давно, и тогда не принято было впрягать женщин в какие-то разборки. Это удел мужчин — защищать.

У меня отец воевал лётчиком в Великую Отечественную, с 5 февраля 1942 по 3 сентября 1945. Он из того поколения, в котором остались в живых три человека из ста. Как он мне говорил: «Я наград не имею, но от приказа не бегал, то, что положено — делал. Мы же не за награды воевали». На таких вещах я воспитан. В детстве я видел его собратьев, таких же старшин, сержантов.

Дядя мой служил матросом на торпедных катерах Северного флота. Он расстрелял своего лучшего друга из крупнокалиберного пулемёта.


«Орденом Мужества награждаются граждане за самоотверженность, мужество и отвагу... а также за смелые и решительные действия, совершённые... в условиях, сопряжённых с риском для жизни»

Когда в торпедный катер попадают во время атаки, он разлетается в щепки. Подобрать тонущих нельзя: когда тормозишь, заходя на атаку, в тебя тоже попадают. Оставлять в холодной морской воде раненых значит обрекать их на мучения, а если бы они попали в плен к немцам — то на издевательства в плену. Они заранее договорились с другом, что лучше уж от своих. И вот когда дядя Вася напивался, всегда вспоминал этот случай. При женщинах такого не говорили, только между собой — а я в это время под столом сидел. Здоровый сильный мужик, работал слесарем на заводе имени Чкалова, вспоминал это и начинал плакать. Мужики его успокаивают: «Вася, Вася, ты не плачь». А он отвечал: «Я вот этими руками своего лучшего друга, а если я бы был в воде, то он бы и меня». Мужественно поступил, договорились — слово сдержал.

В наше время такие же ребята и в Афганистане, и в Чечне, и в Сирии, да и в мирное время могут встать и защитить. Это характер внутри: если человек слабоват в коленках, то отступит и убежит. Задача — сдохнуть, но не дать, чтобы над девчонками, к примеру, поизмывались. Так же и на фронте, и в любом месте, где ты один против пяти, десяти, но деваться некуда.

Многие ребята, которые воспитаны не так, отступят. Ответственность за воспитание должен нести отец, мать так не воспитает, как правило. Ещё, как ни странно, фильмы могут эту функцию выполнять. Говорить об этом, конечно, надо. Я считаю, что лучше лишний раз сказать, чем недоговорить. Может быть, кому-то вот этой одной капли и не хватит.

Евгений Флягин, электромонтёр Института ядерной физики:


В 1789 году экипаж корабля «Баунти» высадил своего капитана на шлюпку посреди океана. Чтобы избежать суда, мятежники вместе с захваченными полинезийскими женщинами высадились на Питкэрне. Их потомки до сих пор живут на этом острове

Конечно, определённое отличие между женщиной и мужчиной есть. Дело не столько в физической силе. Мужчина лучше переносит стресс, может более оперативно принимать решения. Это всё не значит, что мужчина и женщина неравны. В семье, отношениях должен быть баланс интересов. Это соответствует современности, и ничего плохого в этом нет. Попытаться вернуть какие-то традиции значит обратиться в варварство, где женщина окажется беззащитной перед произволом.

Мужественность — это умение отвечать за свои поступки, и не более того. Во всём остальном каждый решает сам для себя. Никаких кодексов и чётких правил не нужно. Для того чтобы вести себя правильно, нужно ориентироваться только на собственный опыт, примеры других людей. И каждый будет, смотря на них, выбирать для себя то, что ему больше всего подходит.

Андрей Шаповалов, директор Краеведческого музея:

В современном мире, как и в любое другое время, быть мужественным значит совершать поступки, которые общество ждёт от мужчины. При этом он должен превозмочь некие трудности. Чаще всего это стыд или страх.

Пожалуй, в разнице между стыдом и страхом лежит граница современности и несовременности.

Всё советское время мужественность трактовалась как синоним военного или гражданского героизма, когда совершался подвиг, подразумевавший преодоление страха. За это мужественного героя ждала награда, например, «Орден Мужества». Сейчас мужество — понятие более мирное и мягкое, для совершения мужественного поступка достаточно преодолеть хотя бы стыд. Но главное осталось: мужественным называется тот, кто совершил правильный поступок, считающийся в обществе мужским.

17 женщин получили звание Героя России, 95 женщин получили звание Героя Советского Союза

Руководства и кодексы не нужны, поскольку мужество — понятие моральное и гражданское. Мораль воспитывается долго, личными примерами родителей или моральных авторитетов. Кодексы можно выучить и даже им следовать, но это будет не самостоятельное решение, а руководимое действие. А мужественный поступок требует самостоятельного (мужского) решения.

Сохранить главенствующую позицию в отношении женщины не получится. Во-первых, это не политкорректно, во-вторых, у нас по Конституции равноправие, и наконец, женщины не меньше мужчин совершали и совершают мужественные поступки, то есть берут на себя роль мужчин и неплохо с этим справляются.

Булат Барантаев, предприниматель, ЛГБТ-активист:

Я думаю, что общее понимание мужественности у нас у всех на 80 % едино: это решительность, ответственность. Но есть понятия «мужественности» и «женственности», которые существуют в нашей культуре, а есть мужчины и женщины, которые могут быть «мужественными», а могут быть «женственными». Свойство патриархального и традиционалистского общества — это насилие над личностью. Создаётся система, в которой кто-то кому-то что-то должен. Допустим, если ты родился с мужскими половыми органами, то ты должен вести себя так, а не иначе. Слишком большое значение придаётся поверхностной биологии.

Однако с научной биологической точки зрения у каждого есть набор и мужских гормонов, и женских. Каждый — на сколько-то процентов мужчина и на сколько-то процентов женщина. И нет человека, который на 100 % мужчина и на 0 % женщина. Природа создаёт разнообразие, с которым борются носители патриархального мышления.

В чём ключевая разница между обществом свободы и фашистским мышлением? При тоталитаризме твоё тело определяет, что ты должен обществу: воевать или рожать, носить короткую стрижку или варить борщ. В отличие от этого, общество свободы позволяет каждому быть таким, каким он/она себя чувствует, как он/она хочет выглядеть и вести себя.


Омар Мартин, убивший 49 человек в гей-клубе в Орландо, был геем, скрывавшим свою ориентацию

Проблема ещё и в том, что тоталитарное мышление вредит самим его носителям, является источником комплексов и причиной самоубийств. Вследствие этих комплексов российские мужчины часто зажаты, закомплексованы. Мальчика с детства воспитывают тем, что говорят, будто он недостаточно мужественный. Схожее происходит и с девочками. Из-за того, что люди с консервативным мышлением пытаются залезть в головы и установить патриархальные устаревшие модели, наше общество — это общество людей с заниженной самооценкой. В итоге мужчина, стремясь соответствовать представлениям о мужественности, создаёт только образ для внешнего мира, не принимая истинного себя.

В отличие от этого, в обществе свободы говорят: ты — такой, какой ты есть, и это нормально. Единственное, кому человек что-то и должен — то должен себе. Быть счастливым. Жить в мире с собой.

Люди, которые стремятся установить нормативы для мужчин, возможно, переносят на них свои травмы и связанные с этим комплексы неполноценности в области мужественности. В этом случае я могу им только посоветовать обратиться к психотерапевту.

Вячеслав Мизин, художник:

Быть мужчиной — это ощущать себя функциональной единицей, когда ты всё время участвуешь в постоянных делах, работах и действиях. Быть как очень удачный и безотказный инструмент.

Мужчину можно сравнить с дрелью, а женщину — с депиляционным аппаратом.

Ты когда дрель или циркулярную пилу покупаешь, ты вот что от неё требуешь? Безотказности, мощности, готовности функционировать в любой момент, меньшего износа, меньшего периода всяких профилактических просмотров. У мужчины, так же, как у любой бытовой техники, есть гарантийный срок. Желательно, чтобы у мужчины гарантийный срок был побольше — не сорок лет, а где-нибудь шестьдесят. Не у многих это получается, потому что есть сопутствующие факторы. Бензопилу и другие инструменты надо заполнять качественным топливом, а многие, зачастую и я, заправляют себя водкой. Это гарантийный срок снижает.

Кодекс — это инструкция по использованию: пьяным на работу не ходить, функционировать, как железный паровоз. В семье мужчина должен не главенствовать, но ответственность нести. Процессами нужно управлять, но ты не должен быть главенствующим, довлеющим. Никто не знает, что такое идеальный мужчина, каждый раз этот образ идеального состояния кем-то выдумывается. На образе идеального мужчины строится и антигерой. Но всякий раз можно подвергать сомнению, что такое мужество.

В английском языке мужество — это courage, кураж. Но для нас это неприемлемо, для нас мужественность — это другое. Придумали люди себе образ идеального мужчины, кто-то может придумать себе другой. Я вот свой взгляд транслирую, но никому не навязываю. Противопоставление ложных качеств мужчины истинным напоминает категории марксистской эстетики: красивое — безобразное. Православные как будто пользуются инструментами диалектического материализма, это очень интересно.

Михаил Пискунов, историк:

Есть определённые мужские качества, которые культивируются с детства, в школе, они связаны с авторитетностью, решительностью, готовностью применить насилие. Они нужны для того, чтобы поддерживать женщину в подчинённом состоянии и чтобы рубиться в этом мужском мире за больший кусок для себя. Наша проблема даже не в том, что у нас недостаток решительных мужчин, а в том, что традиционно женщины сами согласны принимать на себя вторую роль. Вместе с исчезновением общественных противоречий необходимость в этих качествах исчезнет, и способность принимать решения, готовность взять ответственность будут культивироваться среди представителей всех полов.

Я считаю, что «мужчины» никогда в абстрактном виде не существовало. Вся мужественность, которую мы знаем из исторических текстов — это дворянская мужественность. Она подчёркивает не столько мужские качества, сколько сословные: быть храбрым, отважным, верным. Не просто крестьянин или илот, а молодой зрелый представитель аристократического класса. Короче говоря, эти качества очень социальны. А сейчас это профанация, и никакими сборниками этому не помочь. Наоборот, всякое руководство о том, как быть мужчиной, показывает, что мужественность из классической литературы отмирает, она просто неадекватна современному обществу, которое состоит уже из других классов.

Рыцарские романы в средневековом обществе появились, когда рыцарство как класс стало вырождаться. Дон Кихот — это не рыцарь, а человек, который обчитался и теперь воображает себя им.

Любой кодекс — это символ того, что воображаемых мужчин-аристократов больше нет, а есть идеология.

Короче говоря, все эти домостроевские, военно-патриотические ценности архаичны и воссоздаются заново.

По большому счёту, в советское время семья не играла такой важной роли. Фраза «Семья — ячейка общества» пришла откуда-то из XIX века и не присутствует в советском законодательстве или идеологических документах. Но есть фраза «Трудовой коллектив — основная ячейка советского общества». В силу системы социальных гарантий советский человек не нуждался в семье в экономическом смысле так сильно, как сейчас.


«Трудовой коллектив предприятия, учреждения, организации является основной ячейкой социалистического общества» — из преамбулы Закона СССР «О трудовых коллективах» 1983 года

Современная семья архаизируется, ценность женщины принижается, ценность мужчины превышается. Это связано с тем, что исчезла старая экономическая модель, и теперь, чтобы выжить, остаётся надеяться только на семью и родственников. Это чисто экономический процесс. При таких условиях изначальное неравенство между мужчиной и женщиной автоматически делает мужчину главным в семье, поскольку на женщину падает гнёт материнства и прочих обязанностей. Отсюда весь этот современный неопатриархат.

Отношение между полами я вижу в гуманистическом духе как равноправие и взаимоуважение, основанное на понимании взаимных интересов. Где-то за этим будущее, потому что очевидно, что больше никогда уже никто половину человечества не загонит на женскую половину дома. Очевидно, что больше нет ценности в грубой силе и тяжёлой физической работе. Недалёк тот час, когда все ограничения в занятиях для женщин исчезнут окончательно и в России, и тогда все аргументы записных патриархалов рассыпятся. Нам нужны не настоящие мужчины, а настоящие граждане.

ВКонтакте
G+
OK
 
Новости партнёров
Комментарии

Редакция Сиб.фм призывает к конструктивной и взвешенной дискуссии по теме опубликованного материала. Недопустимы и удаляются комментарии, которые нарушают действующее законодательство, содержат призывы к агрессии, оскорбления любого характера, либо не относятся к теме публикации. Редакция не несёт ответственности за содержание комментариев.

публикации по теме
самое популярное
присоединяйтесь!