В конце нынешнего пышного бабьего лета задалась я женским вопросом: чем живут мои современницы накануне выборов в Государственную думу? Для социологического опроса у меня нет ни времени, ни прилежания, так что лучше всего обратиться к важнейшему для нас искусству — кино. Ленин, кстати, если кто не в курсе, писал, что важнейшими для нас являются кино и цирк. Но цирк почему-то из цитаты выпал. Это я попутно сообщаю, а писать буду всё-таки про кино.
Осенью в прокат вышли три российских картины: «Елена» Звягинцева, «Два дня» Авдотьи Смирновой и «Вдребезги» Романа Каримова. Этими киновпечатлениями я и хочу поделиться. Высказываюсь как простодушный зритель, нисколько не претендуя на квалифицированную оценку киноведа.
На мой взгляд, «Елена» — не художественное высказывание, а публицистическое, и в этом смысле я не жалею, что потратила на него время, хотя второй раз смотреть не буду. Диалоги супругов режут ухо своей искусственностью: «Нам надо серьёзно поговорить» и «Давай прекратим этот разговор».
Мой жизненный опыт говорит, что даже когда супруги давно чужие друг другу, они стараются как-то шутить. А здесь у них и секс, и быт, и уют, но общение — как в латиноамериканском сериале.
Про героев не знаем ничего. Она медсестра, а у него много денег. Этого мало, чтобы испытать к ним интерес. У него много денег, ну и что? Это интересно само по себе? Или как он их заработал тоже важно? Если это человек без свойств, тогда он мне безразличен.
Когда Медея бежала с Ясоном, она взяла с собой младшего брата Апсирта; как только корабль отца начал их настигать, Медея убила брата, расчленила на несколько кусков и бросила их в воду
Завёл себе домработницу, которая заодно удовлетворяет твою старческую похоть, так получи в стакан виагру. Семья сына «Елены» показана очень достоверно, вплоть до диалогов, которые как будто записывали на диктофон — абсолютно в стилистике театра-док. Я понимаю, что режиссёр хотел, чтобы сердце моё сжалось при виде этих насекомых в прекрасных интерьерах покойного Володи. И оно сжалось от отвращения.
Одним словом, всё это похоже на социологический эксперимент, не задевающий эмоций. Рецепты те же, что в новой драме: показать особенности национального быдла, по контрасту дать прекрасный быт новой европейской России, которая есть Москва. Обнаружить чудовищное расслоение бедных и богатых, но объединяющее тех и других опустошение в связи с утратой бескорыстных духовных интересов.
Главный женский образ — Елена, это как бы Медея наоборот, которая не детьми жертвует ради любви, а мужа убивает ради потомства. Потому и фильм так назван — по имени главной героини. Медея, Антигона, Анна Каренина, Тереза Ракен, Джейн Эйр, Леди Макбет Мценского уезда. Все эти имена, как формулы, содержат в себе образ мира, характер эпохи и определённый сценарий отношений мужчины и женщины.
В этой логике «Елена» Звягинцева для меня теперь останется эмблемой нулевых
Сцена, когда Бондарчук, идя на разговор с высоким начальником, распахивает двери и входит в чистое сияние — прямая цитата из фильма Фассбиндера «Лили Марлен»
Фильм Авдотьи Андреевны Смирновой «Два дня» — лёгкий, остроумный образец жанра романтической комедии. Люди хотели сделать мейнстрим и сделали. Если бы выходила серия «Лекарство от скуки» на дисках, то данный фильм следовало бы непременно в эту серию включить.
Мария Ильинична слишком красива, чтобы обнять её и плакать, так что решиться на такое может только заместитель министра. В счастливом пьяном сне лысый Петр Сергеевич (Бондарчук) видит себя писателем шатеном Щегловитовым, летящим на коне к своему родовому гнезду с развевающейся шевелюрой и в шёлковой блузе. Мария Ильинична, причёсанная и одетая, ждёт его у окна и в минуту нежности говорит, глядя ему в лицо: «Петя, тебе Путин звонил!» Тут похмельный герой нашего времени просыпается, а зал заливается радостным смехом.
Мария Ильинична соединяет в себе непосредственность Наташи Ростовой, провинциальную нелепость Татьяны Лариной и решительность Анны Карениной.
Одна её косолапая сутулая проходка по мосту в стоптанных туфлях в самом начале фильма сразу располагает к ней все сердца домохозяек.
Всё в фильме зарифмовано, придумано и снято на радость зрителям. Герой Бондарчука, хлопнув водки во время банкета, предлагает запретить русскую литературу в школе, потому что она дезориентирует школьников: «Не бывает таких святых, как князь Мышкин, и таких порядочных женщин, как Татьяна Ларина». Фильм, однако, опровергает этот соблазнительно-циничный тезис, потому что вот ведь она перед нами, Мария Ильинична, с её нездешней красотой и комсомольской прямотой.
В фильме «Вдребезги» Романа Каримова из женщин имеется жена главного героя и две Лолиты, сбежавшие из сиротского дома на краденой машине. Про жену героя сказать нечего, коме того, что она беременна и очень красива. Именно её красота и беременность, вероятно, помогают герою сделать в финале правильный нравственный выбор.
Если кто не видел фильма, то скажу только, что это вариация на темы Тарантино с приделанным к нему душеполезным эпилогом в лучших традициях русской классической литературы.
Нимфетки — подростки женского пола с явными признаками раннего полового созревания, ещё не свершившегося
Фильм очень смешной, блистательно снятый, в нем участвуют молодые актёры, не затасканные по сериалам и звездным шоу. Много стрельбы, погони, битые машины, бензиновые заправки, пустыри, заброшенные здания и трассы федерального значения.
Вернусь, однако, к нашим девчонкам, Чёрненькой и Беленькой. Они по-каскадёрски лихо водят машину, стреляют без промаха, не знают, что такое жалость, и не боятся никого: ни полиции, ни детской комнаты милиции, ни органов опеки. Они — героини-нимфетки, способные украсить садо-мазо-фантазии любого Гумберта.
Не думаю, что авторы фильма находились в творческом диалоге с Набоковым, но фильм невольно попадает в литературный контекст набоковского бестселлера. Разумеется, голыми ногами и задранными юбками нынешних любителей молодого тугого тела уже не проймёшь, поэтому приходится усиливать эротическое воздействие при помощи других мужских игрушек: пушек и тачек. Отличный фильм, классные девчонки, и, кстати, бюджет фильма довольно скромный.