Шапито-шоу: путь клоуна

 Обращение к тем, кто ещё не смотрел «Шапито-шоу»  2.02.2012, 14:55

Вадим Прусаков
колумнист, нонконформист
были упомянуты
подходящие темы
Шапито-шоу: путь клоуна
Кадр из фильма с kinopoisk.ru

Об этом фильме я узнал от друзей — Илья Жданов, директор клуба «Труба», сказал, что его позвали на премьеру какого-то русского фильма — он идёт три с лишним часа, там играет Мамонов, это какая-то новая сенсация, и что у него есть лишний пригласительный. Мне было странно узнать о «сенсации», о которой я ничего не слышал, и приятно посетить кино на халяву — так 26 января я очутился на премьере фильма, который, на мой вкус, является серьёзным прорывом в российском игровом кинематографе.

Вышедшую в независимый прокат картину посмотреть стоит, как минимум, по трём причинам. Во-первых, духовным людям должен показаться симпатичным тот факт, что она, не привлекшая внимание прокатчиков, развозится авторами по стране фактически вручную, и поддержка такого формата, вне всякого сомнения, дело достойное и правильное. Во-вторых, несмотря на «ручной прокат» и вследствие этого — отсутствие широкой рекламы, на сеансах «Шапито» наблюдается перманентный аншлаг. В связи с чем, например, в новосибирском кинотеатре «Победа» срок демонстрации картины был значительно увеличен, к тому же её стали демонстрировать даже в VIP-зале. В-третьих, фильм не зря был отмечен призом ММКФ — скроено и сшито «Шапито-шоу» с заметным талантом и качеством. Ещё один бонус в том, что фильм сделан с элементами мюзикла, и действие разбавляют весьма привлекательные музыкальные номера.

Так почему же крупные прокатчики не оценили коммерческого потенциала этого фильма, даже на первый взгляд поднявшегося на три головы выше большинства поделок российского кинематографа последних лет?

Вопрос, как говорится, не праздный. Наверное, главная причина в том, что хронометраж ленты достигает 210 минут без учёта антракта. То есть с предусмотренным 10-минутным перерывом зрителю предстоит провести в кресле время, сравнимое с авиаперелётом «Новосибирск — Москва». Существующий формат демонстрации «Шапито-шоу» по частям (четыре киноистории условно разбиваются на два отделения) лично мне, посмотревшему всё это дело уже дважды, представляется не очень удачным — разве только если разнести эти части во времени, на полгода-год, как сделал это со своими «Утомлёнными солнцами» наш славный усач.


«Самый длинный и бессмысленный фильм в мире» снят в 1968 году режиссёром Энтони Скоттом. Фильм необычен тем, что совершенно не имеет сюжета и длится 48 часов

Другая причина, безусловно, в том, что из-за очевидной экспериментальности формата не совсем понятно, какой зритель (и сколько его) будет у этой картины. Корни этой неразберихи со зрителем уходят в художественный язык фильма. Ведь что такое, в итоге, «Шапито-шоу» в глазах досужего зрителя, как ни странная мешанина, лоскутное одеяло из пародий, гэгов, цитат, реминисценций и аллюзий — этакая энциклопедия современного кино в картинках для детей младшего школьного возраста? Для того, чтобы понять и осмыслить стилистику картины хоть сколько-нибудь адекватно, я отослал бы всех интересующихся к знакомству с эстетикой и принципами ОБЭРИУ:

«Их методом изображения действительности и воздействия на неё было искусство абсурда, отмена логики и общепринятого времяисчисления в поэтических произведениях, необычное противопоставление отдельных частей произведений, которые сами по себе реалистичны. В своих пьесах они почти отказываются от последовательности действия и идентичности персонажей; действие калейдоскопично и раздроблено, вплоть до отдельных реплик в диалогах. Персонажи, действующие как марионетки, служат отражением разношёрстности людей и бездуховности их существования».

Сами создатели картины, выступавшие на премьерном показе в «Победе», утверждали, что скорее пытались снять комедию «а-ля Гайдай», чем некий артхаус, и тут я вынужден признать, что с этой задачей творческий коллектив картины не справился. И, в каком-то смысле, слава Б-гу, потому что хороший, правильный Гайдай-то у нас уже есть, и второму, боюсь, не бывать, а вот качественного артхауса, за который и перед корейцами не будет стыдно, у нас крайне мало. Так что, смею вас уверить — перед нами отличный образец нового русского кино, из которого, при соответствующих бюджетах, явно вырастут собственные тарантины, аллены, линчи и даже питеры джексоны. Малодушие прокатчиков в данном случае совершенно понятно в смысле погони за рублём, но непонятно в том смысле, что неужели кроме рубля в нашем кино ничего уже не осталось? Ведь действительно, было бы неплохо, если б кроме коммерческого бесстыдства «Самых лучших фильмов» и неинтересного умничанья Звягинцева ещё и такое — новое и нестандартное русское кино — тоже имело бы шанс на встречу с массовым зрителем.


Сборы «Самого лучшего фильма» за первые четыре дня проката составили 404 миллиона рублей

Тем более, что кино-то — не пустяк, и затрагивает, несмотря на кажущееся веселье, глубокие и сложные вопросы. В картину входят четыре новеллы, условно объединённые местом действия и частично — действующими лицами. Каждая из новелл изучает некую область человеческих отношений и носит соответствующее название: «Любовь», «Дружба», «Уважение», «Сотрудничество». Соответственно, три с лишним часа на экране подробно рассматривается невозможность любви, фальшь дружбы, бессмысленность сотрудничества и отсутствие уважения. Всё действо упаковано в линчевскую оболочку — Крым представлен некой пограничной территорией, на которой бок о бок существуют люди и духи. При этом мужчина — ведущий из уличного караоке и женщина с монтонными речитативами, сдающая отдыхающим жильё, оказываются в параллельном пространстве, чуть ли не демиургами этого места, а комнатки, в которых ютятся отдыхающие, на самом деле — что-то вроде пристанища для заблудившихся душ. И вот наши герои, влекомые разнообразными мотивами, даже комплексами, попадают в Крым в поисках любви, славы, денег, признания, поддержки, самореализации и превращаются в тех, кем они на самом деле являлись всегда — в клоунов из бродячего цирка. Соответственно, здесь, в Крыму, они проходят свой собственный путь становления — Путь клоуна.

В средневековой Японии был описан Путь воина — «буси-до». Для того, чтобы стать доблестным воином, нужно было не только в совершенстве владеть оружием, но и иметь высокие моральные и этические характеристики. Если воин хотел стать на путь «буси-до», ему предстояло развить в себе все необходимые качества, дойти до вершин совершенства.

Можно предположить: для того, чтобы встать на Путь клоуна, нужно последовательно утратить все лучшие человеческие свойства, опуститься на самое дно, что и происходит с главными героями киноновелл.

Каждый из персонажей принимает кризис личности по-своему: один кидается в бездну отчаянья, другой — отправляется навстречу смерти, третий — возвращается к ценностям, от которых уже было отрёкся, четвёртый — бросает вызов всему миру... В итоге каждый клоун попадает в своё шапито, и на этом мы прощаемся с героями, пережившими все бездны человеческого отчаяния.

Что с ними будет дальше — вопрос открытый. Ходят слухи, что на основе «Шапито-шоу» сделают сериал, что-то вроде «нашего русского мистического ответа сериалу Misfits». Также не совсем понятно, какая судьба ждёт команду, снимавшую картину. Лично мне очевидно, что ребята способны на многое, и хорошо бы это было очевидно всяким разным кинопродюсерам. В этой ситуации многое зависит и от нас, зрителей.

Поэтому я обращаюсь к тем, кто ещё не посмотрел «Шапито-Шоу», нужно обязательно это сделать, хотя бы две первые части. Так приятно видеть, в конце концов, что наше кино отлично может обойтись без заезженных, как скаковые лошади, актёров и режиссёров, страдающих манией величия. Режиссёр Сергей Лобан и сценарист Марина Потапова подняли себе планку высоко, и, как мне кажется, свою высоту они взяли успешно. Теперь в наших силах поддержать отличную работу этой команды, просто получив удовольствие от просмотра хорошего, небанального фильма.

ВКонтакте
G+
OK
 
Новости партнёров
Комментарии

Редакция Сиб.фм призывает к конструктивной и взвешенной дискуссии по теме опубликованного материала. Недопустимы и удаляются комментарии, которые нарушают действующее законодательство, содержат призывы к агрессии, оскорбления любого характера, либо не относятся к теме публикации. Редакция не несёт ответственности за содержание комментариев.

самое популярное
присоединяйтесь!