Почти полные тезки — СЦСИ (Сибирский центр современного искусства) и СЦСА (Сибирский центр содействия архитектуре) — затевают проект «Миры Лисицкого» (название рабочее). Проект, как нетрудно догадаться, про выдающегося деятеля русского авангарда Эль Лисицкого — архитектора, художника, дизайнера, теоретика искусства и соратника Малевича по супрематизму.
Гвоздь проекта — международный конкурс на создание памятника Эль Лисицкому в Академгородке и установка этого самого памятника. В программе также — выставка-оммаж, посвящённая Эль Лисицкому и вообще русскому авангарду, конференция и разные сопутствующие меропоприятия. Да, есть ещё предложение назвать именем Эль Лисицкого новую улицу, тоже где-нибудь в Академгородке. Какое отношение, могут спросить, имеет Эль Лисицкий к Новосибирску, в котором он никогда не был?
А какое, хочется ответить, имеет к нашим палестинам Стив Джобс (при всём уважении макюзера)? Не говоря уж об Александре Сергеевиче Пушкине, в Сибирь так и не сосланном?
Эль Лисицкий
А Лисицкий — практически прямое. После смерти художника в 1941 году его семья была репрессирована и сослана в Новосибирск. А в этом году исполняется 45 лет выставке Эль Лисицкого, прошедшей в 1967 году в Доме учёных Академгородка — первой, на минуточку, послевоенной выставке художника, которая была полностью собрана из произведений, хранящихся в семейном архиве. До этого, правда, была небольшая экспозиция в Москве, но она вся состояла из его книжной графики. А в Доме учёных показали проуны (проекты установления нового), супрематическую графику, похожую на архитектурные проекции, — то, чем он и известен. С этой выставки и началось возвращение Эль Лисицкого на родине, хотя всё равно при советской власти авангардистов особенно не жаловали, а монографии и альбомы выходили в Европах.
Эль Лисицкий — один из самых известных русских художников на Западе, где вообще из всего русского искусства лучше всего знают и ценят именно русский авангард. Тем более, что Эль Лисицкий в
В музее Van Abbe в городе Эйндховене самое большое в Европе собрание его работ, 180 единиц хранения, и вот уже третий год там никак не могут закрыть, продлевая и продлевая, выставку Lissitsky+, на которой вместе с работами русских авангардистов выставлены 3D-объекты, выполненные на основе проунов.
Новосибирск и Эль Лисицкий — практически ровесники и почти «близнецы-братья», авангардизм у них в крови.
Лисицкий считал проуны (проекты утверждения нового) станциями на пути сооружения новой формы из живописи в архитектуру
Новосибирск и осуществлялся как совершенно авангардный проект — устремлённый в будущее. Один из главных архитектурных стилей Новосибирска — конструктивизм. Это тогда у Лисицкого и Малевича, которые исповедовали супрематизм, были рамсы с конструктивистами, сегодня невооружённым глазом всё это незаметно. Самое впечатляющее постконструктивистское сооружение — наш Оперный театр, создававшийся изначально как абсолютно авангардный проект, как настоящая «победа над Солнцем». Совершенно авангардным проектом был и Академгородок — крупнейший научный центр, построенный в тайге. Сегодня подобным авангардным проектом является и Технопарк.
Неслучайно корпуса Технопарка отдалённо напоминают проекты знаменитых «горизонтальных небоскрёбов» Эль Лисицкого.
Собственно, это всё к чему? Проект не про то, что мы создаём мемориальный центр наследия Эль Лисицкого и углубленно его изучаем. Всё равно всё наследие семьи давно в Москве, в Третьяковке, и даже недавно вернувшиеся в Россию архивы Харджиева (из Голландии, кстати) с письмами Эль Лисицкого в том числе будут ещё несколько лет закрыты. Эль Лисицкий важен нам как живая фигура, как деятель, нацеленный на новизну, в будущее. Неслучайно же у него категория «нового» одна из самых важных.
«Благодаря „Проунам“ на этом фундаменте будут строить монолитные коммунистические города, где будут жить люди всей планеты». Эль Лисицкий
Для Новосибирска это стремление к новому — самое естественное, оно заложено уже в названии города. Да, город подрастерял эту энергию движения вперёд, и не случайно последнее время идут разговоры об идеологии развития — о столичности, о самоидентификации, брендировании и т. п. Недавние разговоры о том, не стать ли Новосибирску глобальным городом очень показательны. И, как кажется, и сама фигура Эль Лисицкого, и авангардистская идеология нового здесь очень уместны. Художник Мизин вообще заявил: «У Лисицкого — проект утверждения нового, а у нас — проект утверждения новейшего!» То есть важнее всего — вектор, нацеленный в будущее. Направление прорыва. Энергия заблуждения, если на то пошло. Невозможное, короче, возможно. Важно и что ещё — и оптимисты, провидящие для города глобальное будущее, и пессимисты, предлагающие для начала сделать интерфейс Новосибирска более дружелюбным, сходятся на том, что более всего создаёт впечатление провинциализма наша архитектура. Ну так Эль Лисицкий в первую очередь архитектор (и именно архитекторы в первую очередь пеклись о том, что он не чужой Новосибирску). И если к участию в конкурсе на памятник (даже на уровне концепции) подтянутся западные архитекторы, глядишь, потом возникнут масштабные и амбициозные проекты и в реальной архитектуре, способной изменить лицо города.