Из всего многообразия бесплатных мероприятий прошедшей недели можно смело выделить творческий вечер «Синих носов» 18 февраля в «Студии 109» по адресу ул. Военная, 9/1, кв. 109. Вячеслав Мизин и Константин Скотников наконец-то рассказали всю подноготную группы, как и зачем они сделали то, что сделали, а также об историческом контексте и творческом окружении, который повлиял на художников при создании тех или иных проектов и видеоперформансов.
11 коротких перформансов сняли Дмитрий Булныгин, Максим Зонов, Вячеслав Мизин, Константин Скотников и Евгений Иванов во время добровольного заточения в бункере
Название группы хоть и появилось в 1999 г., после знаменитой акции «Убежище вне времени», но сама она существовала задолго до. С количеством участников, правда, всё было неясно, как и теперь. Например, до 2003 г. «Синими носами» звали прежде всего Дмитрия Булныгина и Вячеслава Мизина, после — Мизина и Александра Шабурова, но во все времена рядом называют множество других имён: Константин Скотников, Максим Зонов, Евгений Иванов, Константин Гурьянов, — все они участвовали хотя бы в одном проекте «Синих носов».
В 1999 году «Синие носы» написали заявку на грант Сороса, получив который, планировали поддерживать малые музеи НСО. Грант им дали, экспозиции в немногочисленных тогда музеях стали меняться, Константин Скотников встал на кураторский путь и раз в неделю в течение минимум полугода открывал новую выставку.
Тогда же и состоялась акция «Убежище вне времени». Несколько художников поселились в бункере, чтобы вывести всеобщую теорию искусства, а в итоге сняли одиннадцать коротких перформансов, посвящённых массовым страхам перед миллениумом и проезжающих по всем направлениям современного искусства. Именно благодаря этому опыту появился фестиваль сверхкороткого кино, который процветает и по сей день.
В 2003 г. Дмитрий Булныгин «выходит» из арт-группы, заявив, что ничего о ней не знает, а его место занимает Александр Шабуров, с приходом которого «Синие носы» занимаются медийной деятельностью и популярным искусством.
Первый фестиваль сверхкороткого кино состоялся 8 июня 2000 года в Новосибирске. Главное условие фестиваля — длительность фильма не более 60 секунд
Здесь собрались и те, кто давно любит «Синие носы», и те, кто категорически их не понимает, и те, кто видит всё впервые. А потому изначальный настрой зрителей был неоднозначен, что не мешало всем вместе веселиться при просмотре очередного видеоперформанса.
— Московские пацаны очень дидактичны, такая же срань, как выборы в девяносто первом. Но мы же не иллюстраторы философских трактатов, у нас и философии-то не было никакой. Для нас было важно, чтобы вот показываешь друзьям, они веселятся, значит, искусство состоялось, — говорит Вячеслав Мизин.
— Мы много говорили о телесности, но начали это не мы. Был же венский акционизм, Кулик.
Мы наоборот решили, что зрителя надо беречь. Он и так не идёт, а если его ещё и пиздить, как Саша Бренер, то он точно не придёт.
Поэтому если издеваться, то над собой, — добавляет Мизин и запускает блок видеоперформансов, где рисует автопортрет собственной кровью и принимает душ под собственной мочой.
— Это ж сколько пива надо было выпить! — то ли восхищённо, то ли удивлённо комментирует кто-то из зрителей.