Канский лев

 Зачем смотреть экспериментальное кино  21.11.2011, 08:02

Лида Ратникова
творческая единица
подходящие темы
Канский лев
Фото Сергея Самойленко

Фестиваль кино в городе Канске Красноярского края задумывался как анекдот, а стал реальной альтернативой фестивалю в Каннах: уже 10 лет здесь показывают экспериментальные фильмы. Один из его основателей, режиссёр Павел Лабазов считает, что вкус к хорошему кино можно развить. Он рассказал Сиб.фм, как именно это делать и что мешает большинству людей воспринимать эксперименты.


В мире авторское кино собирает неплохую кассу. Фильмы Педро Альмодовара «Всё о моей матери» и «Возвращение» принесли по $60-70 млн

Экспериментальное кино смотрят какие-то особые зрители?

Большинство людей всё сравнивает с телевизионным продуктом. Это не зрители, а потребители. Для них, например, мазохизм, садо-мазохизм и порнография — это всё синонимы, которые вызывают одинаковые ассоциации и эмоции. И тот же пласт эмоций формирует их отношение к чему-то новому, к любому эксперименту.

У зрителя можно развить вкус к хорошему кино?

Вкус развить можно. И зрителя воспитывать можно и нужно. Всё зависит от зрителя и открытости его восприятия — не важно чего. Самое главное — чистота человека, вне зависимости от опыта, религии, начитанности. Понятно, что некий бэкграунд цивилизации важен, но эмоциональный уровень находится в другой плоскости. И человеку, скорее, надо отказаться от всех тех знаний, которые в нём есть, посмотреть чистым взглядом кино, театральное шоу или уличное шествие.

Главное, чтобы человек научился отказываться от своего бэкграунда и воспринимать всё, как нечто новое.

Что мешает людям делать именно так?

Сильная закомплексованность. Большинство людей задвинуто в рамки, а жизнь на самом деле гораздо шире. Она не такая, как нам демонстрирует телевизор, она другая, просто многие об этом не думают — не хотят, боятся чего-то. Причём все — и европейцы, и мы, — всё человечество погрязло в комплексах, и это мешает не только воспринимать искусство, но и жить, воспитывать детей.


Впервые понятие комплекса ввёл в психологию К. Юнг. Он же и начал его изучение

Вы преподаете молодым режиссёрам. Вам нравится?

Я это очень люблю. На мой взгляд, преподавание — это та человеческая область, которая живет именно сейчас и останется дальше. Она круче, чем искусство.

Гении сегодня существуют?

Конечно. Просто мы их не видим, и, возможно, они умрут, а мы о них не узнаем. Не всякий талант раскроется, не всякий гений проявится. Они могут умереть обычными людьми, мы никогда о них не узнаем, да и сами они не узнают, что они — гении. Надо иметь силу, чтобы оценить свой внутренний мир, сопоставить с внешним и сделать некое высказывание. Талант ты или гений, но эту силу надо иметь. Правда, большинство людей сегодня имеют только ложную силу, а на самом деле ничего не могут.

Гении всегда были и будут скромны, их нельзя заметить за версту, их надо только вытаскивать.

Вы, как педагог, ставите себе задачу «вытащить» гения?

Педагог может заметить и увидеть, он может убить или продвинуть. У меня такой задачи нет, я ее боюсь, это огромная ответственность. Вы, девушки, этого не понимаете. Вам кажется, что вы схватили человека и теперь всё можно. А это не так: вы схватили, а ничего сделать нельзя. И бросить нельзя. Как только вы это узнаете и поймете, вы хватать не будете.

Как вы решаете, будет абитуриент учиться у вас или нет?

Это тайна. К нам идет огромный поток студентов со всей страны, и если я вам сейчас расскажу, как мы это сделаем, прочитавшие проиграют. Потому что они подумают совсем не о том. Люди разучились слышать. И мне составляет большое напряжение услышать вас, а вам меня. Вам важно получить ответ, неважно какой. Люди перестали слышать друг друга.

Почему так случилось?

Это людской эгоизм.


Истинная ценность человека определяется тем, насколько он освободился от эгоизма и какими средствами он этого добился. Альберт Эйнштейн

Когда-то люди были не эгоистичны?

Они всегда были эгоистичны, но не было такой экономической зависимости, оставалось время на беседы с человеком. Сейчас всё заменили денежные отношения.

Сколько денег человеку нужно для счастья?

Что такое деньги? Нарисованные бумажки. Почему именно они вызывают в вас такие эмоции? Деньги как элемент человеческого общения, я считаю, нужно изъять.

Кого вы считаете своим главным учителем?

Мне очень повезло — у всех, у кого я хотел поучиться, я поучился. Мои учителя — это художественная группа «Арт Бля».

Вас обижает критика?

Я её не читаю. Зачем? Критик, он же не зритель. Когда режиссер делает что-то, он делает это для своего зрителя. Критик не является адекватным зрителем.

У нас очень плохой институт критики, критиками рождаются, а не становятся. Это редкое призвание.

Что вы думаете о социальныех сетях?

Я ненавижу социальные сети. Для чего они были сделаны? Для того, чтобы в итоге приносить прибыль своим основателям. Почему мы должны как-то о них думать и рефлексировать там? Это приносит им доход, не нам.

В каком городе вы чувствуете себя дома?

Еще несколько лет назад я бы однозначно назвал Москву, город, где я родился и вырос. Но сейчас она перестала быть для меня комфортным городом. Огромное количество людей, которые приезжают, толкаются локтями и не дают мне войти в московское метро.

Не пойму, почему вдруг все приехали кататься в московском метро? Давайте устроим в каждом городе такой аттракцион «московское метро» — может быть, станет легче.

Какие женщины вам нравятся?

Мне нравится единственная женщина — моя жена. Лучше неё нет.

Вам нравятся только талантливые люди?


Гран-при Канского видео фестиваля в противовес кинофестивалю в Каннах является «Золотой пальмовый секатор»

Талант — это не тот критерий, который определяет, интересен ли человек. Вопрос в другом, в сосуществовании людей похожих взглядов, одних творческих векторов. И тут важно понять, что порой ты ешь медведя, а порой медведь ест тебя. И совсем не обязательно получать удовольствие от этих процессов. Это просто надо понять и принять — это есть жизнь.

Вы называете кино жёстокой сферой. Почему тогда так много людей хотят ею заниматься?

Потому что они глупые. Они не понимают, чего хотят, считают, что это всё изумрудные замки. Кино — очень авторитарная сфера, нет более жёстких отношений, чем отношения между людьми, которые делают кино.

То есть если ваши дети пойдут в эту сферу, вы будете их предостерегать?

Я бы бил их палкой в этом случае. Хотя, если бы они в итоге стали заниматься кино, я бы очень радовался.

ВКонтакте
G+
OK
 
Новости партнёров
Комментарии

Редакция Сиб.фм призывает к конструктивной и взвешенной дискуссии по теме опубликованного материала. Недопустимы и удаляются комментарии, которые нарушают действующее законодательство, содержат призывы к агрессии, оскорбления любого характера, либо не относятся к теме публикации. Редакция не несёт ответственности за содержание комментариев.

самое популярное
присоединяйтесь!