Журналист — как канатоходец: более неоднозначную по положению в обществе и количеству дилемм профессию найти трудно. Корреспондент Сиб.фм выяснил, как решает для себя важнейшие задачи своего дела один из самых блестящих российских журналистов — мастер репортажей, колумнист и заместитель главного редактора журнала «Русский репортёр» Дмитрий Соколов-Митрич.
Задачка № 1. Быть или не быть журналисту в эпоху интернета?
Сегодня люди многое быстрее узнают из твиттера от очевидцев событий, чем от профессиональных журналистов. Скоро станут не нужны корреспонденты, которые могут работать только передатчиками информации и, скорее всего, закроются «шершавые» издания — газеты. Потому что новости печатать на бумаге сегодня уже нет никакого смысла.
Тем не менее, сейчас появляется колоссальная потребность в аналитической информации, в крупных, серьёзных статьях. Профессия становится более трудной, но и более интересной. Людям нужна повестка — дня, года, эпохи, им важно, чтобы кто-то её сформировал и показал.
И когда читатель говорит: «Дайте мне только сухие факты, дайте мне всю полноту информации, я с ней сам разберусь», — он не ведает, что творит.
Если ему действительно эту полноту дать и каким-то чудом заставить принять её во внимание, он моментально сойдёт с ума от информационной интоксикации.
Дмитрий Соколов-Митрич — автор пяти книг и лауреат премий «Искра», «Гонг», «Правый взгляд»
Во-первых, невозможно быть специалистом во всех областях и разбираться во всём, во-вторых — информации сегодня слишком много. Если перед любым человеком выложить подробный репортаж всего, что с ним произошло за день — в деталях— он не станет читать, потому что это бред. Сегодня сформировалась, я считаю, очень интересная ситуация: ещё лет десять назад я себе представить не мог, что молодёжи будут интересны огромные, по
Люди ощущают потребность в интерпретации того, что произошло. Им нужна информация иного порядка, не новостная. Поэтому журналистика никуда не денется, и хорошие журналисты — способные не только бегать, но и мыслить, не только мыслить, но и бегать — будут всегда нужны.
Задачка № 2. Писать о хороших людях или о плохих?
О хороших людях писать интереснее, но сложнее. Здесь есть две проблемы — психологическая и методологическая.
Во-первых, надо смириться с мыслью, что ты не самый хороший человек на свете.
И посмотреть на своего героя, как на равного, или даже снизу вверх. Во-вторых, надо понять, как именно написать о нём, чтобы читатель поверил. Ведь если просто наградить его положительными эпитетами, никто это читать не станет. Легко, если есть какой-то конфликт — хороший герой и антагонист, который его притесняет, или обстоятельства сложились драматически — и можно показать, как хорош в этих плохих обстоятельствах этот человек.
32% россиян доверяют журналистам. Ровно столько же — не доверяют (данные ВЦИОМ)
Но если видимого конфликта нет, писать сложнее, надо этот конфликт, хоть бы и внутренний, искать. И в этом смысле журналистика близка к документальному и даже игровому кино. Любой сюжет можно построить по следующему принципу, советовал один голливудский сценарист: в первой части надо загнать героя на дерево, потом — бросать в него камни и в последней — дать ему слезть. По тому, как герой себя проявит, зритель и поймёт — хороший он или нет.
Задачка № 3. Публиковать ли статью, которая не нравится её герою?
Я публикую. Часто статьями остаются недовольны не только те, про кого ты написал плохое, но и те, про кого ты пишешь хорошо. Отчасти это эффект фотографии: ты можешь сфотографировать человека, а он станет говорить: «Нет, это не я, я не такой ужасный!» При этом всем окружающим фотография нравится.
Я взял за правило: в первый день после выхода в свет журнала я не беру трубку, если герой текста мне звонит, — потому что всё равно продуктивного разговора не получится, а ругаться я не люблю.
33% россиян больше верят «сарафанному радио», чем информации в СМИ (данные ВЦИОМ)
На второй-третий день уже можно разговаривать — ему уже позвонили друзья, коллеги, сказали, какой хороший текст, как им всё нравится — и он начинает понимать, что текст действительно хорош. Бывает другая ситуация — бывает, что текст действительно может задеть чьи-то интересы. Это всегда решается индивидуально. Но в любом случае — не надо бояться обидеть даже самых хороших людей. Тогда действительно получается журналистика.
Задачка № 4. Журналистика — это бизнес или призвание?
Это бизнес и это, конечно, призвание. Есть простые бизнес-задачи, а есть сложные. Сделать успешный журналистский продукт, который будет приносить доход — это сложная бизнес-задача, но интересная. Здесь часто для того, чтобы быть рациональным, нужно не быть им: мы можем тратить большие деньги на дальние командировки ради одного текста, но это оправдывает себя.
Фаддей Булгарин
Выясняется, что люди готовы платить тем, кто хорошо делает свою работу — пишет интересные тексты, в частности. Когда я помещал под своими колонками кнопки интернет-платежей, выяснилось, что читатели иногда готовы поощрять журналиста, текст которого им нравится. На этом нельзя заработать нормальные деньги, но это неплохая оценка твоей работы. Это как аплодисменты для артиста.
Задачка № 5. Сколько «я» должно быть в тексте?
Когда талантливым субъективизмом пытаются заменить честную журналистскую работу, это раздражает. Некоторые журналисты могут долго описывать, как они ехали куда-то, непременно начнут с описания таксиста, который их вёз от аэропорта, или расскажут, как смеялись или плакали над чем-то. Я это называю «воровать эмоции у читателя». Нужно писать так, чтобы читатель сам плакал или смеялся.
Задачка № 6. Нужно ли специальное образование журналисту?
Чтобы быть хорошим журналистом, специальное образование совершенно не обязательно. Во многих странах вообще нет факультетов журналистики. В нашей редакции только два человека имеют диплом журналиста, я в том числе.
Факультет журналистики — это такой филфак-лайт, вещь в биографии абсолютно безвредная, но и не особо полезная с профессиональной точки зрения.
Не стоит обольщаться, такое образование само по себе ещё не пропуск в профессию, журналистика — это сфера абсолютной практики. Чтобы не быть совсем дураком, факультета журналистики вполне достаточно. Но важно понимать, что это — только база, от которой ещё плясать и плясать. Нет ничего смешнее юного дарования, которое приходит в редакцию и говорит: «Вот мой диплом журфака, ну-ка быстро берите меня на работу!»
Первая печатная газета «Ведомости» стала выходить в России с января 1703 года по указу Петра I
Как научиться писать? Универсальных рецептов тут не существует, но есть закономерности. Давно известно: чтобы хорошо писать, нужно хорошо читать. В результате у тебя в голове сварится свой собственный компот, родится индивидуальный творческий метод.
Задачка № 7. Нужно ли всегда быть объективным? Возможно ли это?
Конечно, я покривлю душой, если скажу, что я весь такой объективный-преобъективный и что вообще это состояние в журналистике достижимо.
В природе не бывает дистиллированной воды, а в жизни нет и быть не может объективности.
Но значит ли это, что можно пить грязную воду и не стремиться к объективности? Конечно, нет. Во всяком случае, в репортаже. Да, репортажный текст зависит от многих факторов — формата издания, твоего собственного опыта, времени, которым ты располагаешь и т. д. Но если автор принимает в расчёт фактор объективности и старается ему следовать, читатель это неизбежно почувствует и будет тебе доверять — а это главное.