В феврале 2012 исполняется 25 лет группе «Коридор». К её творчеству можно относиться по-разному, нельзя отрицать одного: это едва ли не единственная новосибирская группа, которая не просто просуществовала больше четверти века, но крепко держит интерес своей аудитории. И, что ещё удивительней, лидер «Коридора» Алексей Костюшкин спустя 25 лет не жалуется на отсутствие вдохновения, качество аудитории или творческую тесноту города. О том, когда открывается второе дыхание и как преодолеть кризис среднего возраста, Алексей рассказал Сиб.фм.
Что позволило нестоличной группе «Коридор» успешно просуществовать столько лет?
Думаю, отчасти это случайность, отчасти — моя заслуга. Но не в силу того, что я такой целеустремлённый, наоборот, потому что достаточно ленивый. Мне никогда не хотелось заниматься ничем другим, хотелось, чтобы группа была. Наверное, поэтому группа существует, несмотря ни на что. И будет существовать ещё долго, планов — громадьё. Сейчас их так много, что я даже не помню, когда ещё их столько было.
Это второе дыхание открылось? Был период, когда не пишется и от этого страшно?
Пожалуй, пятое дыхание уже. А периоды молчания — это всегда страшно, и я много раз их переживал. Но потом всё возвращалось. Сейчас, когда думаю, что вот, дескать, не пишется, вспоминаю, что это уже было, это проходит и скоро пройдёт. У группы состав много раз менялся, и сейчас опять подобрался очень хороший, единомышленный такой. Всем друг с другом интересно, в музыкальном плане и в человеческом.
Для вас важно, чтобы ваши музыканты были близки вам по-человечески, а не только профессионально?
А по-другому нельзя. Коллектив не раскручен через СМИ, не имеет какой-то громадной популярности. Поэтому, приглашая музыканта, я не могу гарантировать ему безбедное существование только за счёт музыки, концертов, альбомов. И человек либо окунается в этот мир под названием «Коридор» и ему это интересно, захватывает, или ничего не получается.
За годы работы «Коридор» сменил около
Нет, это всегда очень тяжело. Это процесс уровня расставания с любимым человеком, развода с женой. Люди уходят по-разному: кто-то по-человечески, и тогда это легче пережить. А иногда человек уже сам понимает, что уже не хочет оставаться здесь, но что-то мешает ему уйти, это состояние может длиться год-два, и тогда сложно расстаться красиво.
Это научило вас прощать?
Я всегда умел прощать. Сколько себя помню — для меня это естественный процесс, я не воспитывал в себе этого умения. Один мой товарищ сказал: «Я не знаю, что нужно тебе сделать, чтобы ты сказал о человеке плохо». Людей, на которых я бы держал обиду, ненавидел — нет практически.
Вы согласны с тем, что талантливым людям нужно прощать больше?
До определённого момента. Иначе можно погубить человека. Я знаю людей, которых отчасти погубило именно то, что им всё прощалось. Себя я стараюсь за многое прощать, но я достаточно самокритичный, научился смотреть на себя со стороны достаточно трезво.
Вас задевает критика в интернете?
Это зависит от душевного состояния. Иногда переживаешь тяжело, иногда легко. Но меня гораздо больше трогает и злит, когда я читаю плохие рецензии про чужое творчество, которое мне нравится. Это может разозлить меня всерьёз. Когда человек, претендующий на знание чего-то в искусстве, пишет, что Безруков — бездарь, я понимаю, что говорить с ним не о чем и тему нужно закрывать.
На какие темы с вами сложней спорить — личные или творческие?
Это от многого зависит. Последнее время сильно ругался с людьми из-за фильма «Высоцкий», до такой степени, что со мной просто переставали спорить. Я целый год этот фильм ждал, а когда ждёшь чего-то очень долго, потом тяжело получить удовлетворение. А тут, несмотря на то, что я себя ожиданием сильно накрутил, получил колоссальное удовольствие.
С чем это связано?
С личностью Высоцкого, в первую очередь. Я начал слушать его лет в 8, он очень сильно на меня повлиял. Тогда я не думал об этом, не понимал, но со временем влияние стало очевидно. В поэтике проявилось достаточно.
Вы в быту отключаетесь от музыки?
Я самый обыкновенный в быту, люблю вкусно поесть, готовить люблю. И бывают моменты, когда я вообще не хочу никакой музыки. Например, на первую пластинку «Молодой рок Сибири» я прослушал
А сами, просто так, слушаете местную музыку?
Местную даже больше, чем какую-то другую. Интересные музыканты в Новосибирске были, есть и будут. Просто у нас нет своей телевышки, которая вещала бы на всю Россию или хотя бы на регион. Вот и получается у музыканта выход один — ехать в Москву и там пробиваться или умирать творчески.
Молодые музыканты часто к вам обращаются за советом?
Советов, как пробиться, я дать не могу — я этого не знаю. Стихи очень часто дают читать. Я обязательно смотрю, но не всегда сразу. Должно быть настроение определённое. И я почти никогда не пишу рецензии.
Кем бы вы стали, если не музыкантом?
Я мог бы стать профессиональным спортсменом, много лет занимался фехтованием, и это мне нравилось очень, были серьёзные успехи, но что-то не сложилось. Сейчас я доволен тем, что сделал правильный выбор и делаю свою работу хорошо. И вообще считаю, чем больше людей найдёт своё место и будет заниматься своим делом, выполнять его хорошо, тем лучше все мы будем жить.
Как вы считаете, будучи уже взрослым можно встретить настоящего друга?
Это сложней, но возможно. У меня есть друзья, с кем мы познакомились в последние пять лет. Иногда встречаешь человека и понимаешь, что вы едины в каких-то очень важных вещах. Чувствуешь и всё. При этом, конечно, должно быть достаточно много пересечений во взглядах на жизнь или, наоборот, достаточно много расхождений.
Поделитесь секретом выхода из кризиса среднего возраста?
Мне в своё время спорт помог. Если же отталкиваться от опыта моих друзей и знакомых, то проблемы возникают зачастую оттого, что люди перестают получать от жизни удовольствие: кайфовать хорошо, когда у тебя ничего нет, а когда человек может всё себе позволить — уже не получается. Поэтому нужно найти себе другое «задурялово». Путешествия, горные лыжи, прыжки с парашютом — что угодно. Главное, чтобы тебя забрало.