В центре Новосибирска достраивается синагога — дело за облицовкой и косметической отделкой внутренних помещений. Здание обещает быть ослепительным: необычная архитектура, роскошное убранство уже готовых залов и витающая в воздухе меж строительных лесов атмосфера богоизбранности. Кто живет в теремочке, узнавали корреспонденты Сиб.фм.
Вячеслав — один из секретарей раввина — проводит для нас экскурсию по зданию будущего Еврейского общинного центра, включающего в себя молельный зал — синагогу.
Ты религиозный человек?
Нууу, — долгая пауза, — нет, верующий — да, но не религиозный. Здесь у нас из религиозных — только раввин и его семья.
А кипу ты всегда носишь?
Нет, только на работу.
А ешь только кошерную пищу?
Свинину не ем, стараюсь разделять мясное и молочное, а в остальном — нет.
Вячеслав технично лавирует между балками и строительным мусором по закоулкам. Из числа готовых помещений уже сейчас можно увидеть микву — зал для ритуального омовения; столовую, которую в будущем планируют сделать кошерным рестораном для всех желающих; кабинет раввина и ещё несколько комнат. Молельный зал ещё нуждается в отделке, но уже впечатляет своим масштабом — куполообразный потолок, подобие балконов, предназначенных для женщин, просторное помещение снизу — для мужчин.
В здании общины будет спортзал, магазин кошерной пищи, тематические клубы для молодёжи, библиотека и всё необходимое для того, чтобы евреи Новосибирска могли, не переезжая в Израиль, жить традиционной жизнью, согласно всем законам Торы.
Раввин Заклос Шнеур Залмен принимает нас в своём кабинете. Первое, на что обращаешь внимание, — полки шкафов, заставленные религиозной литературой, почти всё на иврите. В остальном, помещение напоминает обычный кабинет российского чиновника.
Молельный зал занимает 20% всего здания, мы понимаем, что евреи в Новосибирске почти все люди светские, религиозных евреев здесь можно по пальцам пересчитать. Обидно, что многие евреи не знают, что такое еврейские традиции. Если мы хотим, чтобы люди оставались там, где живут, мы должны предоставлять им все условия для комфортного проживания.
Раввинат поощряет становление еврейских диаспор там, где они живут, в данном случае, в Новосибирске, а не отъезд в Израиль?
Совершенно верно. У нас ни в коем случае нет цели способствовать отъезду, этим занимаются другие организации. Наша задача создавать для евреев комфортные условия, и не важно, где они живут. И мы начинаем всё с нуля. Для еврейской диаспоры в Новосибирске практически ничего не было, в том числе нормальной синагоги. Первое, что мы сделали, — открыли еврейский лицей «Ор Авнер», затем детский сад и также мы начали строить впервые в Новосибирске синагогу и Еврейский общинный центр.
7 дней после рождения еврейский мальчик готовится к обрезанию
В Иерусалиме, где я жил раньше, живут примерно 700 тысяч человек — это приблизительно половина Новосибирска, и там есть много церквей, мечетей, синагог. А в Новосибирске, как ни странно, ни одной синагоги не было. Мы все рады, что это исправляем.
На какие деньги строится синагога?
Пожертвования. Первую часть денег нам дала одна еврейская семья с фамилией Роор из США, другая часть от ФЕОР (Федерация еврейских общин России), ещё часть — пожертвования от евреев Новосибирска. Все синагоги в России живут только на пожертвования, государство ничего не выделяет. Конечно, мы очень ценим и благодарим мэрию Новосибирска, которая выделила нам тот участок земли, на котором мы строим синагогу и общинный центр.
По официальным данным, в Новосибирске сейчас проживает 10 тысяч евреев, а сколько на самом деле?
Мы считаем, что 20 тысяч, то есть примерно 1% от общего числа жителей. Мы занимаемся регистрацией еврейского населения, но сейчас ещё не особо активно работаем в этом направлении, потому что здание синагоги и общинного центра не готово, пока некуда приглашать людей. При этом, сейчас у нас примерно 7 000 человек в базе данных, но это, конечно, далеко не все. В Новосибирске больше евреев, чем во многих других российских городах, потому что здесь находятся научные центры, к тому же мы знаем, что очень много евреев было в Академгородке. Конечно, сейчас речь идёт не о только чистокровных евреях, а о тех, кто считает себя таковыми.
Кто считается чистокровным евреем?
С галахической точки зрения — по закону Торы, тот, у кого мать еврейка. Почему определяется по матери? Потому что мы никогда не знаем точно, кто отец. К тому же, всё-таки душа и воспитание передаётся через маму, она больше общается с ребёнком. Папа постоянно на работе, если он вообще живёт с семьей, и потом с мамой ребёнок, как правило, всегда живёт вместе. Но, с другой стороны, если у человека дедушка или отец — еврей, и галахически он не считается евреем, но кровь-то в нём течёт еврейская, человек чувствует принадлежность к нашей нации, тогда имеет смысл быть в еврейской общине, мы не будем считать его не евреем.
Галаха — совокупность законов, регулирующих жизнь религиозных евреев
Вообще цель создания Еврейского общинного центра — не только познакомить евреев с собственными традициями, но и рассказать людям других национальностей, кто такие евреи. Некоторые до сих пор считают, что у евреев растут хвосты, и что мы вообще не люди. А всё от того, что люди от незнания руководствуются глупыми слухами. Так пусть они приходят к нам, смотрят, слушают, общаются с нами. Ведь у нас всё прозрачно и открыто. Мы друзья и соседи, Новосибирск — наш общий дом. А если русский человек очень сильно захочет молиться с евреями в синагоге — пожалуйста, мы не против этого.
В чём основное отличие иудаизма от других религий?
Еврейская религия — первая монотеистическая религия, у евреев самое большое количество заповедей (613) и евреи — самый малочисленный народ, и также иудеи не занимаются миссионерством, мы не считаем, что должны кого-то обращать в свою веру, в этом существенное отличие. Даже наоборот, если человек хочет стать евреем, я ему говорю: «Ты что, с ума что ли сошёл, зачем тебе нужно 613 заповедей?!»
Если ты родился христианином — будь христианином. Но то же самое я говорю и евреям, если ты родился евреем — будь им, знай, кто ты. Еврей — это не тот, кого бьют, не тот, над кем шутят, не тот, кого называют «жид».
У нас вот недавно на здании школы появилась надпись: «смерть жидам». Поэтому знай, что на самом деле значит быть евреем. Вообще, мне чуть ли не каждый второй здесь говорит, что у него прадедушка или дедушка — еврей. Понятно, если всё-таки человек сильно хочет быть евреем, у него есть возможность стать им — пройти процесс гиюр.
Почему у евреев не приветствуются смешанные браки?
Потому что это очень плохо для нашей диаспоры. Еврейский народ маленький, во всём мире проживает примерно 12 миллионов евреев (до Холокоста было 18 миллионов). С ходом ассимиляции нас становится меньше. Если еврей женится на не еврейке, их дети уже не считаются евреями. Если это будет продолжаться, то по статистике через примерно 100 лет еврейского народа совсем не останется. Сегодня в мире существует много организаций, которые борются за сохранение редких животных. И это правильно. И так же, понятно с огромным отличием, нам нужно бороться, чтобы не исчез еврейский народ.
Удивительная вещь: несколько тысяч лет тому назад было множество народов: греки, римляне, египтяне, которые боролись против еврейского народа. И всё-таки сегодня эти империи исчезли, а евреи существуют, благодаря тому, что всегда хранили свои традиции. Но последние сто лет много евреев перестали сохранять еврейские традиции и начали исчезать. В данный момент в Новосибирске из 100% евреев примерно 95% ассимилированных. Дети, рождённые в смешанных семьях, не могут определить — кто я есть? Мой папа ходит в церковь, мама — в синагогу, кто я? Поэтому еврей должен быть евреем, христианин — оставаться христианином.
Почему для своей работы вы выбрали именно Новосибирск?
Это анекдотичная история, я могу вам её рассказать целиком. В 1999 году я с семьёй жил в Израиле. Переехать сюда мне предложил главный раввин России Берл Лазар, который сказал, что Новосибирск большой и перспективный город и там нужен раввин, так как его там нет. Я сразу же категорически отказался, зная о суровом климате Сибири (моя мама жила в России). Раввин Берл Лазар сказал: «Поезжайте в Новосибирск на две недели, осмотритесь, насильно вас там держать никто не будет, не понравится — уедете». Я посоветовался с женой, она сказала: «Нет, ни в коем случае». Но всё-таки я её уговорил. Мы с женой купили билеты на самолет, тогда был прямой рейс раз в 2 недели, и мы полетели.
В Новосибирске нам сразу же не понравилось всё: от гостиницы до холодов. Я приехал в летней шляпе, потому что на тот момент, после жизни в Израиле, в моём представлении холод был — это максимум +10 градусов.
К тому же, я планировал быть раввином в общине, но, когда приехал, я понял, что нет условий для общины. В каком-то разрушенном здании по адресу Коммунистическая, 14 было малюсенькое помещение
И мне начали задавать вопросы: «Вы кто? Вы главный раввин Новосибирска?». Что я должен был ответить: «Я никто, случайный человек, не хочу вас больше видеть, послезавтра улетаю в Израиль»? Мне пришлось ответить: «Да, я главный раввин Новосибирска на данный момент». Приезжаю в гостиницу, включаю телевизор, по всем каналам — я. И везде подпись: «раввин Заклос, город Новосибирск».
Эта новость выходит где-то в СМИ Канады, оттуда друг семьи звонит моему папе: «Что ваш сын делает в Новосибирске?!» Мне начинают звонить из Израиля все родственники и знакомые.
Итак, я раввин Новосибирска, а через 2 дня у меня самолёт домой в Израиль. Прилетев, я говорю: «Мы с женой не хотим, но весь мир уже считает меня раввином Новосибирска, нужно соответствовать».
В этой ситуации получилась странная вещь: всегда погромы изгоняли евреев. А в этом случае погром привлёк евреев. Сейчас я, конечно, понимаю, что всё было так, как нужно. Да и на данный момент в Новосибирске стало значительно лучше. Первые пять лет нас вообще никто не хотел слушать, никто не хотел помогать. Но сейчас многие уважают, помогают и понимают, что наша работа очень важна.
Почему в иудаизме такое большое значение уделяется мелочам?
Расскажу один случай. Через интернет раввину задали такой же вопрос. Более того, этот человек написал, что уже 10 раз спрашивает и не получает ответа. Раввин пишет ему: «Я вам тоже уже 10 раз ответил», — «Но как? Я же не получил никакого ответа!». Раввин объясняет: «Очень просто, я вам ответ отправил по e-mail, но одну точку в адресе не поставил». Одной точки нет, и ответа нет. Оказывается, что в жизни важны такие тонкие моменты.
Маца — единственный вид хлеба, разрешённый к употреблению в течение еврейского праздника Песах (Исход)
А теперь серьёзно. Если говорить о пище — то это совсем не мелочь, человек живёт благодаря пище. Сегодня мы гораздо лучше понимаем, как еда влияет на наш организм. Например, мы не едим хищников, потому что думаем, что можем перенять эту хищническую черту. Мы едим только полезную пищу. Бог всё уже продумал за нас, и так, как нам будет лучше. То же самое про обрезание, оказывается древняя традиция ещё и полезна для здоровья. То есть всё, что говорит нам Тора, — полезно. И для тела и для души. Бог зря ничего не говорит, он выбирает для нас лучшее. Это абсолютно похоже на то, когда человек покупает технику и там есть к ней инструкция. Мы верим, что Бог также дал инструкцию для человека, как вести правильный образ жизни.
Что касается субботы или Шаббата. Бог говорит, что один день в неделю мы должны отдыхать, это значит, не просто не работать, но и отдыхать духовно. Один день посвящать своей душе. Тогда появляется возможность общаться с семьёй, думать о жизни, больше молиться, больше учиться. Чтобы мы всё это могли делать, Бог запрещает нам работать. Вот почему, например, нельзя говорить по телефону. Потому что, если бы была возможность в субботу говорить по телефону, я бы говорил, и на машине бы ездил. И опять я бы не смог спокойно общаться с семьёй, а у меня дома 6 детей. Готовить пищу в субботу тоже нельзя, получается, мы и с женой можем общаться, иначе она была бы на кухне, и опять никакого общения. Я жду субботу, и мои дети ждут субботу.
Суббота — это счастье. В современной жизни есть огромная проблема общения — люди перестали общаться. И суббота особенно важна сейчас, а не только 3 тысячи лет назад.
Зачем евреи стремятся переехать в Израиль?
В
Сейчас, конечно, много стереотипов исчезло, но не все. Почему евреев могут не уважать только за то, что они евреи? Почему? Евреи живут в России сотни лет: воюют, работают, учатся. Один человек как-то сказал мне: «Я узнал, что я еврей только из-за антисемитизма, до этого, я даже не задумывался о своей национальности». То есть гонения помогли вспомнить евреям, кто они есть на самом деле, значит, и в этом был свой плюс.
1948 год — провозглашение Израиля суверенным государством
Угроза войны Израиля с Ираном влияет на желание людей туда переехать?
Нет, не думаю, что это может повлиять. Государство существует примерно 65 лет и, мне кажется, там не было ни одного спокойного дня, постоянно какие-то волнения. Израиль такая молодая страна, и уже прошла за это время через 7 войн. Когда мы отсюда об этом слушаем, кажется, что там очень страшно. Но изнутри всё совсем по-другому видится. Израиль процветает. Все удивляются, как так? Без газа, без нефти, а экономика очень сильная. Вообще Израиль интересная страна, стоит туда съездить по туристическим программам и посмотреть своими глазами, ведь Иерусалим святой для всех религий.
Вся история еврейского народа такова, что мы постоянно подвергаемся гонениям. Но от этого становимся только сильнее.
Расскажу маленький эпизод. Четыре года назад ко мне пришли из прокуратуры Алтая и рассказывали, что в Алтае стали издавать антисемитскую газету и милиция попросила, чтобы наша еврейская община выступила со стороны тех, кто от этого страдает, потому что на Алтае евреев нет. Я был в шоке. Чего тогда эти люди, которые печатают газету, хотят от евреев? Их же там нет?
В 2002 году я был с моими коллегами в Кремле, на встрече с представителями правительства, и мне понравилась фраза, которую я бы хотел процитировать: «Наше стремление, чтобы каждый россиянин чувствовал себя комфортно и безопасно, независимо от своей национальной принадлежности. В этом и есть будущее нашей страны, а ваша задача сделать всё так, чтобы евреям было комфортно в нашей стране».
Сегодня я горжусь и рад, что уже 12 лет я в Новосибирске. Я могу уверенно говорить, что в Новосибирске стало более комфортно жить, а с открытием синагоги и общинного центра будет ещё лучше.