Когда-то членство в «Конторе братьев Дивановых» приносило почёта и уважения почти столько же, сколько звание академика, а удовольствия — наверняка больше. Звёздный состав КБрД блистал на сценах и экранах телевизоров, студентов мехмата Новосибирского государственного университета знала в лицо вся страна. Многие из них теперь работают в областях, далёких от математики, но так или иначе связанных с творчеством: пишут сценарии, режиссируют, продюссируют и рекламируют. О том, что сегодняшним студентам даёт сцена, кроме славы, денег и женщин, корреспонденту Сиб.фм рассказали нынешние «Братья Дивановы» — Николай Спирин и Максим Черепанов.
Вы окончили механико-математический факультет НГУ десять лет назад, в КБрД до сих пор. Работу вам дало университетское образование или всё-таки контора?
Контора нам дала хобби, но без него сложно получить профессию.
Студенческий юмористический клуб «Контора братьев Дивановых» (КБрД) организован в 1975 году на базе механико-математического факультета
Как это связано?
Человек, просто окончивший университет, будет долго искать хорошую работу. Сегодня от всех требуют ещё и дополнительных навыков. Мало уметь вовремя собраться с силами и сдать экзамены.
А какие дополнительные навыки, по-вашему, нужны работодателю?
Владеть технологией создания новой идеи. Люди, которые выходят из «Конторы», это умеют. Поэтому, когда они начинают работать, например, в IT-компании или логистической фирме, как мы с Колей, то могут применить алгоритм того, как придумывается шутка, и выдать новую бизнес-технологию — это первый навык.
Второй?
Когда работаешь в КБрД, ты постоянно на людях, перед аудиторией, ты умеешь с ней общаться.
Ты выступал перед сотнями зрителей, знаешь, как держать зал, даже если миниатюра недостаточно смешная. Твой второй навык — коммуникативность.
Можно быть общительным от природы, нужно что-то ещё, чтобы найти хорошую работу.
Да, именно поэтому есть ещё третий плюс — связи. В КБрД за 36 лет сменилось три поколения. Пока молодые Братья ещё учатся, предыдущие уже реализовались в профессии и могут им помочь. Если ты хорошо показываешь себя здесь как автор или актёр — даже искать работу не нужно, тебя сами привлекут.
Корова убила человека. Милиция сумела найти преступника по горячим следам
И всё-таки «Братья» чаще работают по профессии или уходят в творческую среду?
Нельзя сказать однозначно. 30% — математики, айтишники, программисты, в основном руководители, 30% — творческие профессии, ещё 30% уходят в какие-то другие отрасли.
Значит, можно сделать из хобби профессию?
Конечно. Множество «Братьев» — действующие авторы и продюссеры юмористических передач — «Большая разница», «Южное Бутово», Comedy Club. А ещё сериалы на СТС, мультики. В общем, всё, что вы смотрите по телевизору.
Академгородковский юмор считают локальным. Говорят, даже в Новосибирске его не понимают. Сталкивались с таким?
Плотность юмора в сценке или миниатюре — 1 шутка на каждые 20 секунд
А чем плох локальный юмор? Любой уважающий себя артист юмористического жанра должен затрагивать локальные темы. Это уважение к зрителю. Местечковые темы есть везде. В Академе шутят про белок, а в городе про голубей. Животных легко заменить.
Что сегодня происходит с юмором, чем можно рассмешить?
Шутить вообще стало тяжело. Один из наших проектов — «Кубок КВН НГУ» — мы пока приостановили, потому что популярность КВН по стране падает. Последний яркий пример: восемь команд высшей лиги приезжают в Дом учёных и еле-еле собирают зал. Вся молодёжь сидит на YouTube.
Сегодня нужен двухминутный ролик в соцсети. Юмор стал таким: смотришь видео, ржёшь, обмениваешься.
Соответственно, перед клубами встаёт острая проблема: как заполучить зрителя обратно — ведь были времена, когда к нам нельзя было билеты достать. Мы решили все силы бросить на создание хорошего капустника.
В этом году мы начали готовиться уже с января, заморочились на тему оформления сцены, звука, света — те, кто ходит на наши первоапрельские капустники, будет очень удивлён.
Средство для повышения потенции — «Красный проспект». Красный проспект — всегда стоит!
И отбор вещей будет жёсткий. Если в прошлые года действовала система «ну, они же молодые, пусть что-нибудь покажут», то в этом году, если от новичков не будет результата, на сцене они не окажутся.
Капустник всегда был ещё и встречей выпускников всех поколений. Мы постараемся вернуть эту традицию. Пользуясь случаем, хотим передать привет мамам и позвать всех выпускников на наше мероприятие.
А про что шутить будете?
Про конец света, конечно же. Никто же наверняка не знает, будет он или нет, на всякий случай устроим проводы всего, погуляем, как в последний раз. Поставим точку. А если не наступит — мы не расстроимся.
На самом деле, мы будем говорить правду обо всём, уже ничего не страшно: во-первых, выборы прошли, во-вторых, календарь Майя заканчивается.
Шутка из выступления трёхкратного чемпиона высшей лиги КВН сборной НГУ в 1988 году: «„Ну что, молодёжь, о чём мечтаешь?“ — „Партия, дай порулить!“» стала визитной карточкой команды
Ну а вообще капустники всегда отражают нашу собственную жизнь. Сначала мы учимся — у нас сценки про общагу, потом ездим на работу в город — номера про спящих в маршрутках, метро. Начали зарабатывать хорошо, поехали дружно отдыхать в Таиланд — шутки про трансвеститов. Это эволюционирование идей. Мы растём, и шутки видоизменяются в зависимости от приобретённого опыта.
И всё-таки, возвращаясь к тому, с чего начали, используя вашу терминологию, «закольцуем» и напишем «выход». Получается, как бы ни были притягательны «три навыка „конторщика“», молодым незачем идти в «Контору» сегодня: КВН НГУ «в резервации», до капустника ещё не доросли?
В «Конторе» ты постоянно находишься в профессиональной среде авторов, актёров, режиссёров, которые научат, как держаться на сцене, отредактируют шутки, помогут развить собственный творческий проект.
«Контора» — место, где человек творчески реализуется, а КВН — только один из путей. У нас создаётся куча проектов: сторонних, но не менее смешных.
Цыгане ограбили конюшню «Феррари». На пресс-конференции Михаэль Шумахер грустно ржал
Вы давно не студенты, у вас семьи, дети. Не надоело шутки писать? Может, пора уступить сцену молодым?
Мы пока не так далеки от молодого поколения — понимаем, над чем они смеются и можем показывать пример, как надо шутить. Пока они не подросли, мы несём ответственность за продукт, который создаёт «Контора». А что касается жён, они нас всегда отпускают, потому что мы же не в бар идём, а творчеством заниматься.
Вот вы придумали, какие дела хотели бы совершить, если конец света всё-таки наступит? А мы каждый вечер «штурмим» и придумываем, как свои шутки на сцене 1 апреля показать. К тому же, ещё надо пригласить ребят из Red Hot Chili Peppers и Пола Маккартни. Решить вопрос с гонорарами.