Ловец впечатлений

 Фотограф против технократии: без зума и с шумом  6.06.2012, 07:07

Лида Ратникова
творческая единица
подходящие темы
Ловец впечатлений
Фотографии Никиты Хнюнина

Красоту момента и ежесекундную прелесть окружающего нас мира много веков воспевают греческие певцы, японские поэты и русские писатели. А также Антон Уницын, фотограф из Новосибирска. Его проект «Заметки на полях» вызвал бурные обсуждения ещё до открытия самой выставки: снятые на камеру телефона, без зума, с ограниченным разрешением съёмки, высокими шумами и слабой оптикой, «Заметки» должны наглядно продемонстрировать, что искусством фотографию делает не техника, а человек. О том, почему «мобильные снимки» — общемировой тренд, и будут ли они конкурировать со снимками обычными, Антон Уницын рассказал корреспонденту Сиб.фм.

Как появилась идея выставки?

В её основе — известный тезис о том, что снимает не фотоаппарат, а фотограф. У фотографии есть две ипостаси: техническая и художественная. Техническая связана с тем, что ты должен выполнить какие-то требования по экспозиции, цвету, контрасту, другим параметрам. А есть художественная составляющая, благодаря которой фотографию и причисляют к искусству.

Есть ремесло, а есть искусство, есть техническая составляющая и художественная. В последнее время я ощущаю, и по своим студентам в том числе, что чрезмерное внимание уделяется именно технической стороне фотографии, многие в ней погрязают, хотя, как правило, приходят в фотографию ради художественной ее части, для возможности творить и самовыражаться, а не сидеть днями в фотошопе, редактируя фотографии.

Мне захотелось с помощью этой выставки показать, что снимает не камера, а фотограф, что не столь важно чем ты снимаешь, важно — как.

Я представляю кадры с одного из самых примитивных фотографических устройств, — камеры мобильного телефона, где отсутствует зум, какие-либо мануальные настройки, матрица с высокими шумами на высоких ИСО, к тому же имеющая весьма ограниченное разрешение.


В 2004 году в продаже появился первый мобильный телефон с мегапиксельной фотокамерой — разрешение 1152×864 пикселей

Мобильной фотографией можно заниматься профессионально, зарабатывать?

Лично я не люблю слово «профессионализм». Профессионализм — это когда тебе платят деньги, но это не значит, что ты делаешь что-то хорошо. Многие любители фотографии добиваются в плане искусства гораздо больше, чем профессионалы. Последние всегда скованы рамками заказа, шаг вправо или влево для них бессмыслен, поскольку не приносит денег.

Профессией может быть всё что угодно, можно искать какие-то источники финансирования, дохода, вести блог с помощью мобильной фотографии, так как она очень оперативна, позволяет вести репортаж непосредственно с места событий. Она может быть инструментом работы при определённых условиях, но для меня им не является. Для меня это просто возможность иметь некую разминку для ума в любой момент времени.

Мобильная фотография может конкурировать с обычной?

Сама идея конкуренции мобильного телефона и фотоаппарата ущербна, потому что телефон — для звонков, а фотоаппарат — для съёмки. Конкурировать швейцарскому ножу с армейским тесаком странно.

Если мне говорят, что нужно снять Экспоцентр для буклета, я не приду на съёмку с мобильным телефоном, утверждая, что это якобы такая концепция.

Понятно, что «зеркалка» даёт лучшее качество, большую гибкость по композиционным схемам, лучше даёт контролировать свет, шумы. Но телефон позволяет снимать в любое время, незаметно и бесшумно, что невозможно с помощью профессиональной техники. Я долгое время обходился простым кнопочным телефоном, а смартфон изначально приобрёл только из-за камеры, чтобы всегда иметь её под рукой и иметь возможность тут же поделиться увиденным.

Мы пропускаем многие кадры и сюжеты вокруг нас, потому что далеко не всегда есть с собой камера и время или возможность её достать.

То, что сегодня столько фотографов вокруг, не кажется вам сродни графоманству?

Большинство людей сегодня находятся в этой сфере потому, что фотография позволяет зарабатывать деньги, не имея образования, специальности и диплома. Но это пройдёт, рынок постепенно насыщается, и однажды количество перерастёт в качество.


По запросу «Фотошкола» в Новосибирске 2Gis выдает 20 адресов

Зазор между начальным уровнем и уровнем среднего профессионала вырастет. Сейчас он очень маленький: чтобы начать работу, человек шерстит интернет, читает пару статей и идёт снимать. Нет сертификации на рынке, в связи с этим возникают такие проблемы. Рано или поздно рынок повзрослеет, будет предлагать более качественные услуги, а потребитель будет иметь более развитый художественный вкус и сможет лучше отличать хорошее от плохого. Тогда сразу очень большая часть людей уйдёт из фотографии, в основном те, кто занимается съёмкой ради финансовой выгоды. Те же, кто с помощью фотографии пытается выразить себя — пусть делают дальше, это же здорово. Делать то, что ты любишь — это самое правильное.

Даже если ты делаешь это плохо?

Всё начинается с малого, как можно понять, во что человек может вырасти? Я тоже начинал с «мыльницы», как ни парадоксально, с теми же 5 мегапикселями, как на смартфоне сейчас. Нужна она мне была для того, чтобы переснимать конспекты лекций, если пропустил, очень утилитарная цель была.

Совершенно случайно я стал фотографировать какие-то вещи вокруг, относился к фотографии как к документированию: есть дерево и человек, я сниму и буду помнить, что дерево было рядом с человеком. В какой-то момент я понял, что можно снимать хорошо, что это может быть интересно само по себе, что ценным может быть изображаемое, а не изображение. Многие, кстати, не понимают очень большую разницу между этими понятиями.

И в чём разница?

Смотрите: например, я фотографирую нож с вилкой. Что является в данном случае изображением? Нож и вилка. А что они могут изображать? Голод в Африке, проблемы металлообрабатывающей промышленности, да всё что угодно.

Смысл, который мы вкладываем в фотографию, выше тех предметов, которые мы в неё включаем.

Есть четыре фотографические задачи: первая — создать технически грамотное изображение, передать реальность такой, какой мы её видим глазом, вторая — оставить в рамках кадра только те предметы, которые нужны нам для осуществления творческого замысла, убрать за рамки кадра всё лишнее, третья — выделить главные из этих объектов, и четвёртая — соединить объекты таким способом, чтобы они составляли композицию, чтобы между ними были смысловые связи, чтобы вместе они значили больше, чем по отдельности. И всё, что выше второй задачи, — это уже добавление в фотографию смысла, использование её как языка визуальной коммуникации.

Что вы считаете талантом в фотографии?

Я вообще считаю, что талант — понятие во многом надуманное. Люди на самом деле могут заниматься всем, но с детства считают, что они талантливы в том, что у них лучше получается. А лучше получается у них то, с чем они чаще сталкивались, чему их научили, какой опыт имеют.

На мой взгляд, нет ярко выраженных гуманитариев или физиков. Есть, конечно, возраст, когда уже сложно перестроиться с гуманитария на физика, хотя с физика на гуманитария всегда успеется. Если рассуждать о таланте как о чём-то, что одному дано, а другому не дано, когда один пыхтит и не может сделать, а другой делает легко и просто, то талант — это самоуспокоение. Ты смотришь на чужой успех и оправдываешься тем, что тот человек талантлив, а ты нет.

На самом деле он просто много работал, и поэтому у него получилось.


Теорию четырёх фотографических задач обозначил А.И. Лапин в своей книге «Фотография как...»

Значит, никакой волшебной искры не существует?

Есть потоковое состояние, что-то среднее между вашими ожиданиями и тем, что получается. Если у вас слишком большие ожидания, но вы слишком мало можете, это вызывает разочарование, если вы много можете и мало ожидаете, это вызывает потерю интереса. Потоковое состояние находится где-то посредине: когда вы ставите себе задачу и решаете её, чувствуете азарт приближения к цели.

Почему тогда работы одних художников или музыкантов «цепляют», а других — нет?

Потому что все люди разные, и это прекрасно. Просто система личностных ценностей и привязанностей этого художника совпадает с вашей, и поэтому он может до вас достучаться. Каждый сравнивает со своим мерилом, у всех эталоны разные, все развивались в разных условиях. Это особенности той среды, с которой сталкивалась личность на этапах своего развития.

Если сейчас человеку ближе блатная музыка, это не значит, что ему в будущем не может понравиться Моцарт. Очень многие вещи в человеке можно менять, он вообще может измениться полностью.

То есть своему студенту вы никогда не скажете, что фотография — это «не его»?

Конечно, нет. Главное, чтобы у человека было желание; если оно есть — он может добиться всего, что захочет, нет никаких ограничений. Тем более в нежном возрасте, когда человек только начинает — его легко напугать, разочаровать, оттолкнуть; он решит, что бездарен.

Я обычно комментирую работы в плане техническом, это та часть, которая более-менее объективна и может быть подвергнута критике.

Художественную часть работ я вообще не оцениваю, это слишком большая ответственность, которую брать на себя очень неосмотрительно.

Даже если ты чрезвычайно именитый фотограф, о твоей работе будут десятки разных мнений, в том числе и от других знаменитых фотографов. Надо брать какие-то более объективные критерии, чтобы не скатываться в оценках чужих работ до банального отбора себе подобных, чтобы не поощрять в людях нотки, которые есть в тебе.

Я считаю, что если стиль учителя и стиль ученика похожи, это неудача учителя, потому что он не смог прорастить в нём индивидуальность, он вырастил в нём себя.

А себя вы тоже не считаете талантливым фотографом?

Нет, не считаю, я просто делаю то, что мне нравится. У меня вообще к фотографии любительский подход, для меня это не зарабатывание денег. Если бы он был профессиональный, я бы думал не о том, что мне интересно в творческом плане, а о том, что принесло бы мне больше денег. Этот проект не принес мне денег, он забрал у меня много сил и времени, хорошо, что я ещё в минусе не остался, как это часто бывает.

Но вы же считаете себя достойным того, чтобы преподавать, чтобы вести мастер-классы?

Я не выношу подобных оценок. Люди приходят на лекции и семинары не потому, что я достоин этого, а потому что им интересно. В творчестве вообще очень важна ориентация не на мнение других, а на своё собственное.

Как только вы начинаете ориентироваться на переменчивое мнение публики, вы превращаетесь в тряпочку, которая стелется по ветру и никогда не скажет ничего нового. Тот бэкграунд, который есть уже в культурном слое, то, что сейчас вызывает наиболее явное одобрение публики — это уже прошлое, его сделали до вас. И если ты постоянно стараешься добиться положительной реакции окружающих, никогда ничего нового не сделаешь.

Я не ориентируюсь на людей, я стараюсь делать то, что интересно мне.

И считаю, что люди, которые чем-то схожи со мной, которым интересно, найдут меня сами. Фотография должна выражать каждого человека индивидуально, а для этого нужно иметь смелость снимать свою фотографию, как ты её чувствуешь, ориентируясь на себя, а не на мнения вокруг, от кого бы они не исходили.

При этом вы могли бы фотографировать «в стол»?

Мог бы, но не вижу смысла. Теоретически вы же можете разговаривать сами с собой, но зачем? Фотография — это язык, и воспринимать её надо как визуальный язык. Важно в фотографии выразить себя, а потом уже находятся люди, которым это может быть интересно, может что-то в них затронуть.

У меня есть желание дать какое-то послание в информационное поле, что-то сказать миру. Проект «Заметки на полях» как раз является таким примером.

На самом деле, если человек фотографирует в стол, значит, он боится показывать свои работы. Бояться не надо.

Очень многие люди, которые сейчас считаются гениями фотографии, при жизни не были признаны. Например, Роберт Франк, который издал альбом «Американцы», снятый по тем временам новаторским визуальным языком, был осмеян всеми критиками. Сейчас он считается классиком и практически иконой документальной фотографии.

Если человек фотографирует, а это никому не нравится, это ещё ничего не значит. Фотография — это не стометровка, где результат можно измерить секундомером, это фигурное катание, где никогда ничего не понятно.

Вы будете всю жизнь заниматься фотографией?


В альбом «Американцы» вошло 83 снимка, отобранные Франком из сделанных 28 тысяч

Вряд ли. Нет, не потому, что надоест, просто в мире есть ещё огромное количество интересных вещей, которые хочется попробовать.

И всё это вам обязательно удастся?

Если мне что-то не удавалось, значит, недостаточно было каких-то ресурсов: желания, времени. Человек способен на очень многое, вопрос только в том, насколько сильно он хочет получить результат. Если я захочу играть на пианино, я не вижу препятствий, чтобы реализовать этот проект, но тут нужны очень серьёзные технические навыки, и я потрачу лет десять на то, чтобы понять свои руки, научиться выполнять движения с нужной долей автоматизма. Сейчас я играю гаммы, у меня нормально получается каждой рукой в отдельности, а вот когда вместе — просто взрыв мозга. Но я уже нацелился победить. Не ради того, чтобы играть на сцене Бетховена, а потому, что это прекрасная гимнастика для ума, и мне это просто очень нравится.

ВКонтакте
G+
OK
 
Новости партнёров
Комментарии

Редакция Сиб.фм призывает к конструктивной и взвешенной дискуссии по теме опубликованного материала. Недопустимы и удаляются комментарии, которые нарушают действующее законодательство, содержат призывы к агрессии, оскорбления любого характера, либо не относятся к теме публикации. Редакция не несёт ответственности за содержание комментариев.

публикации по теме
самое популярное
присоединяйтесь!