Японский архитектор Рё Ямада привёз в Новосибирск студентов факультета дизайна Муниципального университета Саппоро по приглашению центра «Сибирь-Хоккайдо». Один из мастер-классов сэнсэй провёл прямо на улице, представив на суд прохожих проект «Пассаж» — своеобразный коридор из деревянных фигур и арт-объектов. Корреспондент Сиб.фм попросил гостя объяснить, что всё это значило и к чему приведёт современная урбанистика.
Какие задачи вы ставили перед собой, соглашаясь принять участие в проекте «Город для жизни» форума «Интерра-2012»?
Их было две. Во-первых, как преподавателю мне было важно привезти на форум своих студентов и организовать что-то вроде выездных лекций и практических занятий. Во-вторых, как архитектору было любопытно узнать, что случится в процессе совместной работы японских и российских дизайнеров, какие идеи могут появиться.
Мы знали, что нам предоставят небольшую площадку где-то в центре города. Буквально за пару дней до приезда нам показали, как она выглядит: полукруглая зона непосредственно перед кинотеатром «Победа». Там впоследствии была установлена главная сцена форума, взамен нам достался небольшой отрезок улицы Ленина. Достаточно узкое вытянутое пространство, поэтому пришлось оперативно перестраивать всю концепцию уже по ходу дела. Оказалось, что этот вариант ещё лучше: можно было задействовать контекст уже существующих объектов — фонарей, ограждений и фасадов зданий.
9 японских студентов-архитекторов приехали на Интерру-2012
Если честно, создавать арт-проекты на улицах неродного города, как правило, немного стрессовый опыт. Никогда не знаешь, какими будут реакции экспертов, как твои идеи примут обычные прохожие, чего, в конце концов, ты добьёшься.
Я правильно понимаю, что проект «Пассаж» — улица в улице — имел целью изменить не столько городское пространство в отдельно взятом месте, сколько массовое представление о нём?
Совершенно верно. Мы хотели донести альтернативный вариант, показать, как ещё можно обустроить территорию. «Пассаж» — это отправная точка, провокация. Мы реализовали малобюджетный проект и какие-то спонтанные идеи, которые не всем могут быть близки и приятны. Кто-то скажет: «Как же они отлично всё придумали!» А другой пройдёт и выругается, что стоит на улице непонятно что, и надо как-то теперь всё это обходить.
В этот момент происходит главное: человек начинает замечать то, на что раньше не обращал внимания. Ведь если бы жители города не столкнулись с этими фигурами, они бы вряд ли задумались о проблемах удобства передвижений и нехватки пешеходных зон. Мы даём импульс к размышлениям о комфортной окружающей среде в условиях мегаполиса.
Токио возглавлял список самых дорогих городов мира по версии журнала «Экономист» с 1992 по 2006 годы
Насколько, на ваш взгляд, дискомфортна, или, если хотите, агрессивна городская среда Новосибирска?
В смысле, насколько неуютно я чувствую себя на улицах вашего города?
Да. Вы же не могли не заметить стилевую эклектику, плохо продуманную застройку, нагромождение зданий, не вписывающихся в общий ансамбль.
Могу сказать, что в Токио дела обстоят не лучше. Собственно поэтому я и переехал в Саппоро — очень зелёный город, живём там почти как в лесу. В Токио, правда, проблемы чаще связаны с тем, что в условиях сжатого и сверхконцентрированного пространства, любые динамичные изменения кажутся негативными. К городу невозможно привыкнуть. Дизайнеры постоянно что-то предлагают, экспериментируют с функциональностью и эстетикой, работают с западными трендами. Но, поверьте, любой японский архитектор с мировым именем скажет вам, что нигде он не чувствовал себя лучше и спокойнее, чем в самом простом деревянном буддийском храме.
Есть эстетика, художественные принципы, модные течения, вокруг которых роятся масс-медиа, а есть жизнь — и зачастую между ними нет ничего общего.
В основном архитекторы и дизайнеры выдают ворох идей только потому, что боятся остаться за бортом.
Как вы знаете, в прошлом году в Японии были страшные землетрясения и колоссальные разрушения, после чего местные дизайнеры провели немало дискуссий на тему своих возможностей: что они могут сделать в трагической ситуации? Какое послание должна нести современная архитектура? Большинство сошлись на том, что мы должны забыть предыдущий опыт и начать с чистого листа. Мегаполисы необходимо придумать заново.
А вы обратили внимание, что площадь у кинотеатра «Победа» упирается в небольшой паркинг, за которым начинается проезжая часть, а дальше — автостоянка и супермаркет? Это же жутко неудобно и негармонично. Как бы вы придумали заново конкретно это место?
Конечно, обратил. Получается, что в центре площади всегда будет находиться автомобиль, несмотря на то, что она относительно многолюдна. К сожалению, в Японии таких странных мест тоже хватает. Бывает, что человек идёт по городу, но вместо того, чтобы думать о чём-то своём или наслаждаться погодой, он всё время следит за движением транспорта и обходит бесконечный поток машин.
Какого-то одного совета по разумной организации этого участка я дать не могу. Признаться, у нас в Саппоро все так осторожничают.
Похвала и положительные отклики на проекты благоустройства волнуют городскую власть куда меньше, чем наличие заголовков в СМИ типа «Как они могли такое допустить?!»
Поэтому приоритет за мягкими, бесконфликтными решениями, что зачастую тормозит развитие городской среды как системы.
Агломерация Токио включает в себя три соседние префектуры и насчитывает 35 млн человек
Какие принципы западной урбанистики не прижились в Японии?
В
У вас был проект «Подарок на всю жизнь», в рамках которого вы предлагали жителям дома вынести на улицу то, что могло бы украсить их общий двор. Проект имел продолжение и перекинулся на скверы и парки. В какой-то мере это напоминает акции «Городских партизанских перепланировщиков» — московских ребят, занимающихся несанкционированным улучшением городской среды: рисуют пешеходные переходы на дорогах, расставляют лавочки там, где их совсем мало, ставят во дворах качели.
«Партизанинг — действенная тактика преобразования настоящего». Основатель движения Игорь Поносов
Что-то подобное я уже несколько лет делаю с моими студентами. Например, как-то раз мы соорудили мост через пруд, где его никогда не было, но все о нём без конца спрашивали. Правда, всего лишь на сутки: важно было показать, что он нужен, что его используют. На следующий день мост пришлось разобрать, потому что мы действовали нелегально. Заниматься такими проектами можно лишь в рамках каких-либо институций — образовательных, административных, коммунальных. Если это инициатива студентов, необходимо подготовить план работы, описать проблемное поле и выбранный подход, а в завершении представить презентацию и отчёт. Тогда наши учёные мужи в красивых галстуках и дорогих рубашках, поправляя очки на заседании учёного совета, не скажут, что вы занимаетесь какой-то ерундой и нарушаете закон.
То есть московские «партизаны» всё делают правильно?
Да, они молодцы. Вообще, радует, что такие вещи в принципе происходят. В середине