Предложение «реабилитировать» слово «б****» по отношению к матерям-одиночкам, поступившее от главы миссионерского отдела Томской епархии РПЦ Максима Степаненко, вызвало ожидаемую волну гнева и раздражения — чего сам Степаненко, кажется, и хотел. То, что это была провокация, он не скрывает. Корреспондент Сиб.фм встретился с самым обсуждаемым православным миссионером последних дней и подробно расспросил его о злобе и гомофобии в церквях, методах борьбы за нравственность и нападках на светское общество.
Однажды я была на вашем выступлении перед школьниками и пэтэушниками. Вы тогда говорили о том, как искать верный путь в жизни, как правильно выбирать супруга, о почитании родителей, о том, к чему ведёт пьянство. Очень хорошо говорили. Я наблюдала за сидевшими рядом девушками — они сначала вас едва слушали, а потом их зацепило. По-моему, там вы были каким-то другим, нежели в ваших известных публикациях.
Почему другим? Я такой же до сих пор.
Ну вот смотрите. Ваше имя стало уже почти нарицательным. Набираешь в поисковике «миссионер Степаненко скандал», и появляются тысячи ссылок на понятно что. Вот вам это зачем? Какие были мотивы? Вы же не могли не понимать, чем это обернётся, как среагирует общество, СМИ.
Свои статьи в раздел «На злобу дня» портала «К истине» Степаненко публикует с октября 2010 года – уже вышло более сотни материалов
Я не собирался специально устраивать этот скандал. Я очень долго наблюдал, как разрушаются браки у людей, почему люди блудят, делают аборты. Почему так глупо женятся и выходят замуж. Размышлял и, думаю, получил ответы на эти вопросы. Сложилась целая система, позволяющая понять, как с этим быть и что дальше делать.
У меня на сайте есть раздел «На злобу дня». Публикуя в нём свои заметки, которые являются частью моей будущей книги «Подкаблучники и маменькины сынки как катастрофа общества», я сразу предупредил, что это моё личное мнение. Обратите внимание: статья вышла на православном сайте. Она была обращена прежде всего к православным. Если бы я хотел реально этого скандала, я бы дал интервью какой-нибудь светской газете. Тут понеслось бы, наверное, ещё и похлеще.
Да, но в одном из выступлений вы заявили, что возмутившая читателей статья была сознательной провокацией. Это верно?
Ну, давайте тогда о сквернословии говорить. Слово «б****» неоднократно используется в православном богослужении. То есть эти слова и корни присутствуют в церковно-славянском тексте Библии. И когда Церковь произносит эти слова, все понимают, какой она смысл вкладывает.
Я в начале своей статьи сказал, чем это слово на самом деле хорошо. Оно действительно очень ёмкое и сущностное.
Оно имело первое значение — ложь, лживость, второе — глупость, ересь, и, наконец, третье − похоть. То, что Христос сказал: «Род лукавый и прелюбодейный», и есть главная проблема человека: его лживость и похоть, страстность.
«Боязливых же и неверных, и скверных, и убийц, и любодеев, и чародеев, и идолослужителей, и всех лжецов участь в озере, горящем огнём и серою», — пригрозил Степаненко матерям-одиночкам цитатой из Откровения Иоанна Богослова.
Однако, на православном же сайте вам ответил священник с Дальнего Востока: «Вы оскорбили и мою мать. Я рос в семье одинокой женщины...»
Если вы читали оригинал моей статьи, то видели, как на самом деле было написано. А журналистка с томского портала подала: «Руководитель миссионерского отдела предложил называть матерей-одиночек б******». Как извращённое сознание переврало. На церковно-славянском это как раз называется «блядословием».
Тому, что поднялось, я даже рад. Многие люди производят суд на самих себя, в том числе и наши церковные. Они услышали шум в СМИ, и ни один журналист с православных сайтов, где меня сейчас учат жить и говорят, что я неправильно «миссионерю», подчёркиваю — ни один! − не позвонил и не спросил: «Максим Валерьевич, а вы правда такое написали?»
Про Кураева вообще молчу. У меня на сайте стоит видео, где он вопрошает: «Какая б**** назвала слово „б****“ матерным?» И этот человек меня учит теперь?
Я вчера вечером прочитала с десяток страниц вашего сайта «К истине». Честно признаюсь, мне после чтения трудно было заснуть. Откуда такая злобность? И как вы относитесь к формуле «Бог есть любовь»?
Злобность? У меня? Откройте «Послание к римлянам» апостола Павла, первую главу. Обратите внимание: великий апостол пишет христианам великого города великой империи. Он начинает «костерить» их, какие они есть на самом деле. Есть такое понятие как «обличение». Апостол Павел говорил: «Не участвуйте в бесплодных делах тьмы. Но обличайте». Первое, что сказал Иисус Христос после заповеди блаженств: «Вы — соль земли». А что значит «соль земли»? То, что не даёт веществу гнить. А с чего начинается соление? Оно начинается с сообщения правды.
Правду тоже можно по-разному доносить, можно обличать с любовью.
Ну что значит — «с любовью»? Сейчас, когда люди тотально прелюбодействуют и блудят, любимое слово — любовь. «С любовью», говорите? А в Нагорной проповеди что Христос сказал? «Не мечите бисера перед свиньями и псами».
То есть сам Господь, который есть Любовь, считает, что среди людей есть свиньи и псы. Это с чем связано? Христианство пытаются представить некоей елейной религией, а оно прежде всего соль.
Теперь о злобе и ненависти. Посмотрите на моё лицо — мне 42 года. Где морщины, говорящие о злобе и ненависти? Если бы я испытывал злобу, она отразилась бы. А, с другой стороны, на кого злиться? На себя? Ведь в одной из своих статей я честно сказал: «Одна б**** пытается спасти других б*****». Моё отличие от других в том, что я осознал, кто я есть на самом деле. Что я в высшей степени лживый, глупый и похотливый человек. Когда я понял это, во мне стало что-то меняться, и я пытаюсь спасти других. А если говорить, что я ненавижу других, то, выходит, и себя ненавижу? Вот и всё.
Судя по объёму и количеству публикаций, вы очень работоспособный человек. А что у вас есть помимо служения? Что вас радует в жизни?
Да работа и радует! Слава Богу, миссионерско-апологетический проект «К истине» входит в топ-15 самых популярных религиозных ресурсов в каталоге Mail.ru. Его посещаемость сейчас уже свыше 200 тысяч человек в месяц. Мои статьи «На злобу дня» составляют 1\200 от того, что там публикуется.
Все сейчас кричат: «Распни его! Распни его!» А я вам скажу: мы создали первый сайт во всём рунете, который активно начал вести профилактику суицида.
Это уже потом появилась серия сайтов «Победишь». Мы первый и единственный сайт, где активно ведётся противодействие гомосексуализму. Против абортов, за нравственность — вот то, чем ещё мы занимаемся.
Я посмотрела ваш «репортаж» с летнего митинга в Томске «За светское общество». Вы снимаете, выкладываете фотографии участников, пишете их фамилии и поясняете: «это педераст», «это лесбиянка», «это — человек с педерастическим мышлением». Получается, что вы лезете в постель к людям. Это ведь не гейский парад был: жители города просто пришли высказать свою позицию.
В июне 2013 года священник Русской Православной Церкви Заграницей отец Натан заявил о своем переходе в ЛБГТ-сообщество и поддержке сторонников полигамии
Что является оружием миссионера? Я как мужик, который в своё время пришёл ко Христу, считаю, что слово Божье — это правда! Вот что меня привлекло в Писании. Главное для миссионера — сказать правду. Когда они её слышат — как ужи на сковороде раскалённой вертятся. Поэтому о том гей-митинге я и сказал то, что есть.
Ещё раз. Это был не гей-митинг. Люди выступали за светский характер государства.
Нет, на самом деле это гей-митинг. Организаторы и основная масса участников были педерасты и лесбиянки. Я так и сказал: Ребята, вот фотки и доказательства, вот откуда они взяты. Вот кто против церкви — педерасты и лесбиянки. Плюс была группа тех, кого я называю «вечными протестантами» — они на всех акциях одни и те же.
Когда разгорелся скандал, диакон Андрей Кураев в одном из своих постов написал, что вы хороший человек, но предположил, что, «видимо, у М. Степаненко начались проблемы с детьми. Плюс кризис 40-летнего возраста». Это предположение верно? Вы можете рассказать о своей семье?
О своей семье я ничего говорить не буду, потому что это хамский грех (В Ветхом завете Хам посмеялся над наготой своего выпившего и уснувшего отца, — прим. Сиб.фм) Меня никто не уполномочивал. Скажу только: моей дочери 17 лет. Она заканчивает школу. У нас вполне есть понимание, и она не мать-одиночка. Подростковое брыкание есть, но это не то, что может меня настроить против матерей-одиночек.
«Две граммульки ЛСД и тебе зер гут везде», — говорит герой фильма Гарика Сукачёва «Кризис среднего возраста»
Насчёт кризиса 40-летнего возраста? Да, это некоторая граница. Именно после 40 я на самом деле признал правду о себе, я исповедовал свои грехи. Большинство людей правду от самих себя скрывают, оттого и кризис. А что значит «правда о самом себе»? Когда человек понимает, что его грех не случаен. Он вечно делает тебя тем, кем ты остался. Если я, например, не повредил себя в юности пьянством, сейчас мне очень легко воздерживаться от вина. А если повредил, то я уже навсегда становлюсь пьяницей. У меня есть статья о шрамах на душе после совершённых грехов.
Может быть, тогда скажете о том, в какой семье вы росли? Ведь откуда-то пришла тема «маменькины сынки или подкаблучники». У вас была властная матушка?
Я — мужик, потому могу книгу писать о нас, мужчинах. Безусловно, в основу её легли мои личные наблюдения за моей семьей, за моими родителями, за моими сродниками, друзьями и знакомыми. Это не будет научная вещь. Это прежде всего то, что я вижу своими глазами.
Я понимаю ваши переживания о погибающих людях. Но как вы думаете, такие ваши действия вернут ли людей к нравственной норме? Можно ли, обвиняя, обличая и даже оскорбляя, привлечь?
Давайте не путать обличения и оскорбления. В церкви служат 50 тысяч человек. Мы разные. Я мыслю так, как я мыслю. И я могу напомнить кому-то первые слова пророка Иоанна Предтечи: «Порождения ехидны! Кто вас научил бежать от будущего гнева?»
Моя миссия — сказать людям, что есть правда. А у тех, кто не хочет её признать, мои слова, конечно, вызовут бешенство и вопли об оскорблении.
Моя аудитория прежде всего — это мужики, для которых правда что-то значит.
Сиб.фм о том, как в Барнауле строят храм на месте кладбища, извлекая человеческие останки
Скандалы, которые в результате этого получаются, они разве не во вред Томской епархии и вообще православию?
Это какая-то бесовская лукавость. Если в последние годы церковь сотрясали скандалы — что, они мною сделаны? Не много ли чести вы мне, провинциальному миссионеришке, отдаёте?
Официальный комментарий епархии вас не страшит? «Вопрос о служебном соответствии М.В. Степаненко занимаемой должности руководителя Миссионерского отдела Томской епархии будет рассмотрен в ближайшее время».
Я не могу комментировать действия своего священноначалия. Все действия, которые будут предприняты в отношении меня, я приму со смирением. Безусловно, если будут меня вопрошать: «Почему ты так поступил?» — я выскажу свою позицию и попытаюсь её донести. А комментировать действия вышестоящего начальства может только оно само.
А то, что в Томске несколько жителей намерены подать на вас в суд за оскорбление женщин?
Да пусть подают. Пусть доказывают, что я именно хотел оскорбить. Это будет процесс века!
В сентябре 2012 года православный диакон избил двух пенсионерок из-за конфликта на дороге в Ленинградской области
Скажите, вы сами способны ударить человека буквально, физически?
Если я буду стоять со своей семьей, и этот человек попытается напасть, я буду защищаться. Безусловно, буду защищать своих родных.
Я почему спрашиваю: есть категория людей, которая после ваших проповедей ненависти к геям и представителям другого — неправославного — вероисповедания может выйти на улицы с погромами.
Вопрос очень провокационный. На самом деле я не проповедую ненависть. Я говорю правду о сектантах, извращенцах. Я 13 лет служу, занимаюсь апологетикой — ещё никто не устраивал погромы. Никогда я никого к этому не призывал.
Я не против сектантов и гомосексуалистов. Везде должны быть некие духовно-психологические канализации, клоаки, где бы из здорового общества собирались люди повреждённые.
Подчёркиваю: повреждённые, духовно и психологически ущербные. Худо, если все эти люди будут в Церкви под страхом преследования от государства, как это было до революции. Но я против того, что люди из этих клоак будут указывать здоровой части общества, как им жить. Ставить ли им кресты, строить ли им храмы. С другой стороны, если люди хотят выйти оттуда, церковь их примет и поможет спастись.
Ещё одна предполагаемая ситуация: одуревшая от ненависти толпа гопников гонится по улице за геем. Сбивает его с ног и запинывает. Вы случайно оказались рядом. Что вы будете делать?
Не знаю... Не знаю... Честно скажу вам. Я не попадал в такие ситуации. Не могу представить. Вот попаду, тогда скажу.
А ведь случаев, когда жестоко избивают, немало. Я недавно задавала такой же вопрос одному протестантскому проповеднику. Он откровенно сказал: «Я бы не стал мешать». Вам не кажется, что растущее озлобление в обществе становится реально страшным?
Начнём с того, что мы с вами читаем символ веры, начинающийся: «Верую в Бога отца Вседержителя...» Что значит Вседержитель? Всё, что происходит в этом мире, происходит с ведома и попущения Бога. Возьмём ситуацию: шла вечером девушка, её изнасиловали. Какая жуткая несправедливость! Почему?
Огромное количество женщин в этом мире ходит, и их никто не насилует. Почему кого-то насилуют? А не мечтала ли она об этом? О бурном сексе? Не было ли у неё блудных помыслов? Не смотрела ли порнографию?
Когда человек хочет греха, он попускается, чтобы понять, как он мерзок в реальности. И это не моя мысль. И то же с еврейскими погромами. Ну, давайте так: почему они произошли, и нет ли в том вины самих евреев? 1000 лет евреи были очень честным народом и писали, что вот, мол, согрешили, и Господь послал нам врагов и притеснителей. И каялись в своих грехах. И исцелились через правду о себе самих. Ведь нет же татарских погромов, бурятских?
А конфликты между армянами и азербайджанцами? А резня турками армян в
Мы всегда понимаем: когда что-то попускается, надо задать вопрос: а почему это? Почему человека вдруг начали избивать? Не сам ли он тому виной?
А те, кто разжигают в обществе вражду? И нетерпимость, и неприятие иного, другого, непохожего на тебя. Соглашусь, журналисты тоже несут ответственность, но ведь и вы — как проповедники.
Мы с вами занимаемся блядословием, если честно сказать. Пустословием. Потому что нет конкретного человека и такой ситуации. Человеку надо прямо говорить, кто он есть, чтобы помочь перестать быть таким. Когда человек знает, кем он является на самом деле, он начинает учиться, умнеть. Преодолевается вторая характерная черта б**** — глупость. Появляется ум.
А как только человек становится честным, умным, он начинает побеждать в себе похоть. Всё, и нет уже б****. Становится здоровый, честный человек.
Но нужно начать с правды. А не с этих елейных, сусальных вещей. Вот вы сейчас выслушали: неужели идея моя лукавая?
Исцеление — хорошая цель. Но есть содержание, а есть форма.
Ну да, вот такой я грубый. Мужлан.
Слушайте, как вас выносят в епархии? Или им нужно, чтобы был такой человек?
Вы знаете, церковь-то у нас разная. У нас всё есть. Кому-то приласкать, а кому-то надо и сказать: «Порождение ехидны». И каждый человек служащий, он по закону подобия подбирает себе подобных. Моя аудитория − это определённая аудитория, достаточно узкая. Но немало людей мне пишут слова поддержки.
Мне одна женщина написала: «Я двух детей прижила без мужей. Я — б****. И всё равно, Максим Валерьевич, вы правы. Я вас поддерживаю».
Вот здравая реакция здравых людей. Обижаются те, кто не хотят признать правду о себе. Исцеление в том, чтобы прервать этот порочный круг, когда одни б**** производят других б*****. Ещё раз подчёркиваю, что я это слово понимаю как лживость, глупость и похоть.
В сентябре прокурор и губернатор Новосибирской области решили заняться поддержкой православных инициатив
Давайте немного повернём тему. Все — и православная, и христианские евангельские церкви, которые вы именуете сектами, гонят и преследуют геев и лесбиянок. Горячо обличают блудников. Но почему-то мало кто говорит о бл*дстве во власти. Перед властью вы только кланяетесь. С неправедными судами, о которых в Библии много чего говорилось, не воюете. Я правильно понимаю, что гнать геев и улюлюкать им вслед — безопасно, а бороться с другими пороками — чревато?
Будет лукавством для меня эту тему не поднять. Я скажу так: всё, что можно сделать великое, мы, мужчины, можем сделать только в товариществе и в братстве. Будь то отвоевать страну у врага, будь то построить государство, завод, дом. Вообще что-то создать. У товарищества и братства есть свои принципы. А есть люди, которые не являются ни товарищами, ни братьями. О проблеме власти, о том, как сделать управление эффективным, в книге тоже будет.
Продолжите ли вы разоблачение «сект», к коим относите всё, что не РПЦ, или полностью переключитесь на написание вашей книги?
Я не хотел себе этой славы. Но каждый человек для чего-то рождается. Если Господь попустил, если Он выдвинул и дал мне определённые аргументы, значит, это надо донести. Выходит, скандал сработал на руку. Я хотел заниматься книгой года два, обдумывая и обсуждая с собратьями. Но, видимо, Господь так судил, что мне её не два года надо писать, а быстрее — два-три месяца.
А, с другой стороны, я жёстко почему подхожу? У многих людей, к сожалению, совесть покрыта такой коркой. Как-то, знаете, все слова политкорректные её не прошибают.
Мне кажется, у тех, кто ближе к власти, эта корка гораздо толще.
Не будем сейчас конкретизировать. Я обо всех нас говорю. Пришло время ломовых слов, чтобы пробить эту корку.
Да, но повторюсь: кто-то один пробьёт корку, а другой после «ломовых слов» пойдёт и пробьёт лоб тому, кого вы называете «извращенцем».
А вот это, извините, уже фантазии. Они очень характерны для людей с бл*дским мышлением. И особенно для женщин. Библия зафиксировала первые фантазии — это разговор Евы со змием. А «несолёное», добренькое христианство приводит к тому, что люди ещё больше погрязают во зле. Христианство подкаблучников и маменькиных сынков, даже если они являются священниками.