24 февраля заместитель прокурора Новосибирска возбудил административное дело против директора оперного театра Бориса Мездрича и режиссёра Тимофея Кулябина за осквернение Евангельского образа Иисуса Христа, с соответствующим заявлением в ведомство обратился митрополит Тихон. С информацией ознакомился корреспондент Сиб.фм.
Дело возбуждено по части 2 статьи 5.26 КоАП РФ «умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порча или уничтожение».
«Кулябин Т., поставив на большой сцене НГАТОиБ спектакль – романтическую оперу в 3-х действиях «Тангейзер», а Мездрич Б. – допустив премьеру (исполнение) этого спектакля, публично осквернили предмет религиозного почитания в христианстве – Евангельский образ Иисуса Христа», — говорится в заключении прокуратуры, которое изучил корреспондент Сиб.фм.
Штрафные санкции по статье грозят должностным лицам штрафом от 100 до 250 тыс. рублей.
Жалобу прокурору направил митрополит Новосибирский и Бердский Тихон, к которому обратились верующие.
В отношении постановки пройдёт уголовно-процессуальная проверка на предмет оскорбления религиозных чувств верующих
Напомним, что режиссёр Тимофей Кулябин в своей постановке для НГАТОиБ перенёс классический вагнеровский сюжет оперы в современные реалии. Главный герой снимает скандальный эротический фильм о жизни Христа под названием «Венерин грот» и представляет его на кинофестивале: по версии Тангейзера, тот 18 лет провёл в пещере богини любви, пока не отказался от чувственных наслаждений. На плакате кинофильма изображено распятие, помещённое между обнажённых женских ног, разведённых в стороны.
Далее по сюжету коллеги-режиссёры и гости фестиваля возмущены скандальным поведением Тангейзера и готовы растерзать его за богохульство. Героя спасает известная своим благочестивым поведением Елизавета, которая в постановке Кулябина становится матерью Тангейзера, а не его возлюбленной (отметим, что за блестящее исполнение партии солистка оперного театра Ирина Чурилова получила филармоническую премию «Золотой ключ»).
После нападок общества на фильм режиссёр тяжело заболевает и возвращается в свой съёмочный павильон, где его выхаживают Елизавета и его брат-режиссёр Вольфрам. Рассказ о паломничестве к Папе Римскому из уст Тангейзера выглядит как бред измождённого, больного человека, который уже потерял границу между реальностью и фантазиями.
Не выдержав, Елизавета уходит, а Вольфрам начинает записывать историю растоптанного режиссёра. В конце именно ему достаётся Золотая ветвь кинофестиваля. Тангейзер удаляется со сцены, волоча за собой крест со съёмочной площадки.
Несмотря на отступления от канонического сюжета, режиссёр сохранил главную идею Вагнера и выставил на первый план мученическую природу творца. Сам Тимофей Кулябин в интервью порталу «Континент-Сибирь» рассказывал, что хотел поднять тему табу и цензуры в искусстве: «Существуют некоторые представления о пределах допустимого, о том, что можно изображать, а чего лучше не касаться.
На мой взгляд, для настоящего художника если и существует цензура, то лишь внутренняя
Сама сущность искусства состоит в отрицании навязанных извне стандартов, а разрушение норм — прямая миссия художника», — говорил он.
В пресс-службе театра «Красный факел», где с 16 января Тимофей Кулябин является главным режиссёром, корреспонденту Сиб.фм сообщили, что постановщик отказывается от комментариев на эту тему.